Почвенный покров Приманычской впадины характеризуется в целом относительно благоприятными агропроизводственными свойствами, о чем свидетельствуют получаемые здесь высокие урожаи сельскохозяйственных культур. К отрицательным свойствам почв здесь следует отнести их значительную плотность, солонцеватость, солончаковость, податливость к водной и ветровой эрозии. Конечно, по сравнению с черноземами каштановые почвы Приманычья имеют укороченную мощность гумусовых горизонтов и низкие запасы органического вещества, а отсюда, и повышенную способность к деградации.
Преобладающее положение в сложной, комплексной структуре почвенного покрова Приманычья принадлежит каштановым остаточно-солонцеватым почвам, за которыми следуют каштановые солонцеватые, каштановые эродированные, солонцы каштановые и лугово-каштановые, солончаки. В этом же направлении убывает и их потенциальное плодородие.
За последние 20 лет в результате активно протекающих эрозионных процессов почвы рассматриваемого региона утратили около 5 см своей мощности. Увеличение степени увлажнения в этот период способствовало активному выщелачиванию карбонатов и легкорастворимых солей.
За время использования каштановых почв в земледелии произошло улучшение их структурно-агрегатного состава по сравнению с целинными аналогами, однако это связано не с воздействием агротехнических приемов, а с прямыми физическими потерями, прежде всего, мелкой, наиболее плодородной их части или пыли (агрегаты размером менее 0,25 мм).
В результате интенсивного земледельческого использования и прогрессирующих эрозионных процессов почвы рассматриваемого региона за 20-летний период утратили 0,53 % гумуса, то есть ежегодные потери его составляли 0,026-0,027 %.
Вследствие этого и при существующей зерно-паровой системе земледелия баланс гумуса характеризуется как отрицательный: приход составляет 0,685 т/га, расход - 1,863 т/га, а ежегодный дефицит - 1,178 т/га. Если же к этому дефициту прибавить установленные потери от эрозионных процессов (0,625 т/га), то ежегодно каждый гектар пашни Приманычья теряет 1,803 тонны гумуса при общих запасах его в пахотном слое немногим более 60 т/га.
Для более наглядного представления о катастрофических потерях органического вещества каштановыми почвами отметим, что на черноземных почвах Ставропольского края при средних запасах гумуса в их Пахотном слое около 90-100 т/га ежегодно теряется от 100 до 300 кг/га органического вещества.
Вызывает тревогу и ухудшение пищевого режима почв, особенно фосфатного. В 60-е годы прошлого столетия, до начала массовой химизации земледелия, в пахотных почвах Aпанасенковского района содержалось в среднем 20 мг/кг подвижного фосфора. К 1990
Мониторинг реакции почвенной среды свидетельствует о том, что после заметного активного подщелачивания почв в 70-80-е годы прошлого столетия, за последние два десятилетия рН достоверно стабилизировался на уровне около 8 единиц в пахотном горизонте.
В связи со значительным увеличением степени увлажнения территории отмечается некоторое рассолонцевание почв, что не только не противоречит, а скорее полностью согласуется с направленностью общего хода почвообразовательного процесса от солонцов и солонцеватых почв к несолонцеватым и остаточно-солонцеватым каштановым почвам.
Рациональное использование и охрана земельных ресурсов - одна из наиболее актуальных проблем для человечества. В обозримом будущем почва так или иначе останется главным источником получена необходимых продуктов питания. Для их производства на одного человека в среднем требуется 0,3-0,5 га земли. Но в связи с ростом населена земного шара, естественно, снижается доля пахотной земли на душ; населения. Ограниченность почвенных ресурсов при непрерывном росте населения и неизбежном отчуждении земель для несельскохозяйственное использования исключительно обостряет проблему использования и охраны земельных ресурсов. Для её решения существует два пути расширение площади пахотных земель и повышение продуктивности пашни. Однако в Ставропольском крае наиболее пригодные под пашню земли уже освоены и увеличить площадь пашни практически невозможно, а потому остаётся только второй путь. Его осуществление связано с дальнейшей интенсификацией земледелия, развитием науки и техники, с повышением на этой основе плодородия почв.
Пожалуй, самым крупным резервом повышения производительности земли является введение в крае почвозащитной системы земледелия с целью прекращения эрозионных процессов, ведущих к необратимой утрате почвами плодородия и недобору сельскохозяйственной продукции
Высокий эффект даёт также применение органических и минеральных удобрений и гипсование солонцов и солонцеватых почв.
Грамотная, научно-обоснованная система земледелия должна предусматривать в первую очередь создание в почвах высокой фосфорного фона (около 30 мг/кг почвы Р2
О5
), внесение азотных подкормок по данным растительной диагностики, всемерное использование растительных остатков для компенсации потерь гумуса и снижения дефицита питательных веществ.
Комплекс перечисленных выше мер будет способствовать созданию и поддержанию положительного баланса гумуса, азота, фосфора и кали; и значительному подъёму продуктивности каждого гектара земли.