Тема:
«Фрейд и Россия»
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Учение Фрейда и история психоанализа в России……………………...4
2. Возрождение психоанализа в современной России……………………11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………….……14
Введение
Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду
принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение.
Сегодня личность Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры.
Однако отношение в России к психоанализу Фрейда имеет давнюю историю.
1.
Учение Фрейда и история психоанализа в России
Зигмунд Фрейд – выдающийся австрийский невропатолог и психиатр, отец-основатель психоанализа.
Широко распространено мнение, что Фрейд стал известен в России с 1900 года, когда впервые на русском языке была опубликована его работа «О сновидениях», представляющая собой краткое и популярное изложение идей, содержавшихся в его монументальном труде «Толкование сновидений», вышедшем в свет в конце 1899 года, но датированном 1900 годом.
Между тем имя Фрейда впервые появилось в русской печати еще до того, как он выдвинул свои психоаналитические идеи. Это произошло в 1884 году, когда в еженедельной медицинской газете «Врач» была опубликована статья Л. О. Даркшевича (1858-1925) - основателя казанской неврологической школы, директора Третьего московского медицинского института, а также Московского областного научно-исследовательского клинического института. В данной статье Л. О. Даркшевич сообщал русским медикам о работе, выполненной Фрейдом в лаборатория профессора Мейнерта. Речь шла о предложенном Фрейдом способе окраски хлористым золотом препаратов для исследования центральной нервной системы с целью изучения нервных волокон[1]
.
Молодой Даркшевич, в 1882 году окончивший Московский императорский университет и получивший звание лекаря, год спустя поехал учиться в Вену, где специализировался в области изучения анатомии мозга в лаборатории профессора Мейнерта. Там он и познакомился с Фрейдом, с которым на протяжении ряда лет поддерживал дружеские отношения вплоть до того периода, когда между ними появились идейные разногласия.
В течение последующих десяти лет, вплоть до начала первой мировой войны, в России были изданы многие работы Фрейда и примыкающих к нему психоаналитиков, включая К. Абрагама, А. Адлера, Г. Закса, О. Ранка, В. Штекеля. В России 20-х годов также неоднократно публиковалась зарубежная психоаналитическая литература. На русском языке были изданы практически все основные труды Фрейда. Ни в одной другой стране мира работы Фрейда не переводились столь интенсивно, как в России 20-х годов. Более того, Россия оказалась не только благоприятной почвой для восприятия психоаналитических идей, но и одним из немногих центров позитивной разработки теории и практики психоанализа. Речь идет о русском психоанализе, становление и развитие которого имело многообещающие перспективы. К сожалению, постреволюпионная идейная борьба, инициированная политическими лидерами и отразившаяся на развитии отечественной науки, не только перечеркнула перспективы русского психоанализа, но и под знаком противостояния «буржуазной идеологии» фактически устранила психоанализ из России, сделав его объектом непримиримой критики на протяжении шести десятилетий.
В дореволюционный период идеи Фрейда нашли отклик среди части русских ученых, имевших возможность ознакомиться с теоретическим и клиническим психоанализом как во время заграничных командировок, так и в процессе осмысления результатов психоаналитических исследований, опубликованных на страницах зарубежных и ряда отечественных журналов, включая «Психотерапию», «Современную психиатрию», «Журнал нёвропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Распространению психоанализа в России в значительной степени способствовали такие теоретики и клиницисты, как М. Асатиани, Л. Белобородов, Н. Вырубов, М. Вульф, А. Залкинд, Ю. Каннабих, В. Лихницкий, Н.Осяпов, А. Певницкий, Т. Розенталь и другие.
Правда, с самого начала вторжения психоаналитических идей в русскую психологию и психиатрию учение Фрейда о сексуальной этиологии неврозов и бессознательной, деятельности человека вызвало неоднозначную реакцию. Некоторые психологи и медики, в частности О. Фельцман, Я. Рамист, Н. Скляр, критически отнеслись к психоаналитическим идеям, считая, что психоанализ может приносить вред и как терапевтический прием менее эффективен по сравнению с другими методами лечения психических расстройств.
Однако, по мере опубликования работ Фрейда, психоанализ стал обретать все больше сторонников среди русских психотерапевтов. Во всяком случае, начиная с 1909 года, когда в России наметилась устойчивая линия популяризации учения Фрейда, психоанализ стал привлекать к себе внимание ряда русских ученых. Появились оригинальные психоаналитические исследования. На протяжении 1910-1914 годов в журнале «Психотерапия» было опубликовано значительное число психоаналитических материалов.
Приглушенный первой мировой войной интерес к психоанализу вновь оживился после Октябрьской революции 1917 года. Впрочем, и в тревожные времена предвоенного и военного периода анализ учения Фрейда проводился не только в журнальных статьях, но и в фундаментальных трудах.
После первой мировой войны журнал «Психотерапия», на страницах которого наиболее активно обсуждались теоретические и клинические вопросы психоанализа, не возобновил свою деятельность. Тем не менее в последующие годы психоаналитические идеи имели широкое распространение среде части русских ученых. Эти идеи использовались не только в медицине, но и в психологии, педагогике и литературоведении. В Москве, Киеве, Одессе, Казани, Ростове-на-Дону существовали группы, члены которых придерживались психоаналитических взглядов, разделяли учение Фрейда о неврозах и роли бессознательного в жизнедеятельности человека. В 1921 году в Москве возродилось Русское психоаналитическое общество, активными участниками которого были М. Вульф, Н. Оеипов, И. Ермаков, А. Лурия и другие.
Русские ученые принимали участие в работе международных психоаналитических конгрессов, публиковали свои материалы в зарубежных журналах, состояли членами зарубежных психоаналитических организаций. В тот период в постреволюционной России выходила психоаналитическая библиотечка, в рамках которой были переведены на русский язык и опубликованы исследования многих зарубежных психоаналитиков, включая Ф. Виттельса, Э. Джонса, М. Клейн, А. Фрейд, И. Нейфельда.
С 1910 по 1930 гг. психоанализ был одной из важнейших составляющих Российской культуры. В 1914 г. Фрейд писал: «В России психоанализ известен и распространен; почти все мои книги, как и других приверженцев психоанализа, переведены на русский язык»2
.
К середине 20-х годов наметилась поляризация позиций, сторонники которых по-разному оценивали психоаналитическое ученее Фрейда и вклад психоанализа как в клиническую терапию, так и в исследование повседневной жизни человека во всех разнообразных ее формах и проявлениях. Многие русские ученые оказались втянутыми в идейную полемику о психоанализе. М. Аствацатуров, П. Блонский, Б. Быховский, А. Варьяш, В. Волошинов, А. Воронский, Л. Выготский, В. Гаккебуш, И. Григорьев, А. Деборин, А. Залкинд, А. Лурия, Н. Карев, М. Рейснер, И. Сапир, Ю. Франкфурт, Б. Фридман, М. Ширвиндт, В. Юринец - вот далеко не полный перечень авторов, считавших необходимым в устной или письменной форме выразить свое отношение к психоаналитическому учению Фрейда, психоанализу и фрейдизму в целом.
Распространение психоаналитических идей в России на этапе радикальных социально-экономических, политических и культурных преобразований вызвало бурные дискуссии среди русских ученых.
Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые сочли непристойным такое выдвигание на первый план полового влечения и поспешили объявить фрейдизм учением «безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном»3
.
Политика государства в отношении психоанализа была непрекословной.
В 1922 году на базе детского дома «Международная сол
К концу 20-х годов до предела обостряются дискуссии о месте и роли психоанализа в России. Претензии ортодоксально мыслящих ученых на единственно правильное понимание марксизма, идейно несовместимого ни с какими иными теориями и концепциями, органически вписались в политическую культуру пост революционной России, постепенно, но неотступно насаждавшую идеалы единомыслия, сопряженные с идеей обострения классовой борьбы в стране. Кровавые баталии на фронтах военных действий, ранее завершившиеся беспощадной расправой с врагами Советской власти, обернулись постоянно нарастающими атаками на инакомыслие, столь свойственное научному миру.
Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что распространению психоанализа в России способствовали и одобрительные отзывы о нем некоторых политических деятелей, включая К. Радека и Л. Троцкого. В частности, Троцкий, в годы эмиграции имевший возможность не только ознакомиться с психоаналитическими идеями, но и посещать заседания психоаналитиков, высоко оценивал психоанализ. Выступая против ортодоксальных критиков психоаналитических концепций, он подчеркивал, что «попытка объявить психоанализ «несовместимым» с марксизмом и попросту повернуться к фрейдизму спиной слишком проста или, вернее, простовата».
Это не могло не сказаться на последующем развитии психоанализа в России. И действительно, борьба с троцкизмом и изгнание Троцкого за пределы отечества наложили несмываемое идеологическое клеймо на психоанализ. В конечном счете начатая Сталиным и подхваченная средствами печати политическая кампания по разоблачению «троцкистской контрабанды» в науке предопределила судьбу психоанализа в России.
Если 20-е годы явились своеобразным пиком развития психоанализа в России, то начиная с 30-х годов, когда политические кампании переросли в непримиримые сшибки между учеными на различных «теоретических фронтах», явственно обнаружились все симптомы, свидетельствующие о неизбежном поражении русского психоанализа в неравной борьбе с укрепляющимися год от года структурами единовластия в стране. Психоанализ с его интенцией на развенчание различного рода иллюзий не мог существовать в обществе, всеми средствами насаждающем всякого рода мифы и иллюзии. Узнав о гонениях на свое учение в России, Фрейд не мог понять, почему это произошло. Ведь, согласно его взглядам, психоанализ является нейтральной наукой, не примыкающей ни к какой политической партии.
Одни русские психоаналитики покинули Россию, другие отвернулись от психоаналитического учения Фрейда, приложив все усилия к тому, чтобы оправдать доверие облеченных властью и обласканных Сталиным академиков, задававших тон в науке, третьи, официально порвав с психоанализом, на свой страх и риск занимались психоаналитической теорией и практикой, тщательно скрывая от начальства свои истинные пристрастия и убеждения. В конечном счете психоанализ с 30-х годов стал ассоциироваться с «буржуазной идеологией».
«Железный занавес» отрезал от источника интеллектуального кислорода тех, кто интересовался исследованиями бессознательного,- и русский психоанализ вымер. Такова трагическая судьба психоанализа в России.
Известный французский психоаналитик Элизабет Рудинеско, посетившая Россию в 1974 году, поинтересовалась, как в России сейчас лечат детей с психическими расстройствами. В 1974 году она, Женни Обри и еще ряд французских психотерапевтов посетили Россию и были приглашены в интернат для детей с умственными нарушениями. Исследователи были шокированы тем, что им удалось увидеть: дети ходили по струнке, одинаково одетые. Им даже брили головы, чтобы они не дергали друг друга за волосы. Больше всего Элизабет потрясло, что русские специалисты показывали все это с гордостью, считая, что так и надо обращаться с умственно отсталыми. В интернате было действительно чисто, дети были ухоженные, накормленные. Но, увидев совершенно безликих детей, французы стали возмущаться, доказывая, что у всех детей должны быть права, в том числе и право пачкаться.
Социализм отрезал Россию от выдающихся достижений в области психологии, отбросил развитие науки на несколько десятилетий. В то время как за рубежом психоанализ продолжал активно развиваться, появились новые школы, были открыты новые методике, в России работали по старинке.
2.
Возрождение психоанализа в современной России
Еще полтора десятилетия назад считалось, что психоанализ исключительно западное явление. Однако, после изменения политического устройства СССР, в начале девяностых годов прошлого века возрождается психоаналитическое движение в России.
Только в общем контексте демократических перемен, наметившихся во второй половине 80-х годов, произошло возвращение Фрейда в Россию и возрождение психоанализа в нашей стране.
В начале 1990 года была создана Российская психоаналитическая ассоциация. С 1991 года начал издаваться журнал «Российский психоаналитический вестник». В том же году в Санкт-Петербурге открылся Институт психоанализа. В газетах и различных изданиях стали появляться публикации, в которых с психоаналитических позиций дается оценка политических событий в России. Психотерапевты открыто используют методы психоанализа в курсе лечения больных.
Анализируя возрождение психоанализа в России сегодня, необходимо отметить следующее: этот процесс является закономерным продолжением психоаналитических традиций в нашей стране; налицо растущий интерес к психоаналитическому образованию и к психоаналитической литературе; и, наконец, можно констатировать определенную моду на психоанализ. Словами "психоаналитик" и "психоанализ" пестрят страницы популярных журналов и газет, это слово часто звучит в средствах массовой информации. Но, как правило, большинство говорящих таким образом о психоанализе, толком не читали Фрейда, и конструируют, как могут, свои представления о нем, создавая очередной миф.
Известный российский философ, специалист по вопросам психоанализа В. Лейбин выдвинул и обосновал идею о "русскости" Фрейда, в связи с истоками интеллектуального и личностного развития австрийского ученного и их влиянием на трансформацию первых психоаналитических идей о человеке и культуре. Фрейд интересовался Россией, интересовался ее историей, психологией русского человека.
Сегодня Фрейд известен и как автор статьи "Будущее одной иллюзии", в которой предсказывает крах коммунизма в России: "Для установления в России новой коммунистической цивилизации в качестве психологической опоры используется преследование буржуазии. И мы можем спрашивать себя с тревогой, что предпримут Советы, когда вся их буржуазия будет истреблена". И как автор статьи о великом русском писателе Федоре Михайловиче Достоевском, в которой он продемонстрировал не только глубокое знание биографии русского писателя, но и его психологии. Он, например, проследил, в какие периоды жизни Достоевского были у него эпилептические припадки, чтобы определить их характер.
Все это говорит о том, что идеи Фрейда продолжают жить в современной России.
Заключение
Россия в буквальном смысле сегодня переживает бум психоанализа. Нет человека, который бы не слышал имя выдающегося австрийского психолога, не интересовался его работами, не считал бы себя знатоком психоанализа, прочитав пару книг Фрейда. Все это говорит о том, что психоанализ Фрейда нашел горячий отклик в сердце русского человека.
Невозможно переоценить влияние психоанализа на психологию современного человека. Психоанализ есть процедура, раскрывающая содержание человеческого "бессознательного", тайных страстей сердца человеческого.
Одним словом, психоанализ в России обретает свое второе дыхание и можно надеяться на возрождение лучших традиций, некогда заложенных русскими психоаналитиками.
Список использованной литературы
1. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. – М., 1992.
2. Лейбин В. Фрейд и Россия - М.: Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000.- 528
3. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. В. М. Лейбин. М., 1994. С. 66
4. Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва, 1997.
5. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М., 1995.
[1]
Лейбин В. Фрейд и Россия - М.: Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. С. 31
2
Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. В. М. Лейбин. М., 1994. С. 66
3
Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва, 1997.С. 58