Реферат
История экономических учений
(Сокращено)
Екатеринбург
2003
1. Характеристика физиократии. «Концепция естественного права»
Физиократами именовали представителей школы французских экономистов, основная идея которых заключалась
в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство: только там происходит увеличение богатства, приращение материи.
К школе физиократов относят Анн-Роберта-Жака Тюрго, Пьера Буагильбера, Франсуа Кенэ — автора знаменитой «Экономической таблицы».
Ф. Кенэ (1694—1774) принадлежал к той блестящей плеяде французских деятелей, которую породила критическая эпоха предреволюционной Франции.
Франсуа Кенэ
(1694—1774) — глава школы физиократов
— попытался представить картину кругооборота товаров и денег в масштабе национального хозяйства.
Главное в таблице Кенэ
— не арифметические расчеты, иллюстрирующие движение продуктовых и денежных потоков, а графический анализ общей картины воспроизводства, в котором отдельные акты производства и обмена представлены в виде зигзагообразной схемы («зигзаги» — потоки товаров и денег от одного класса к другому).
Заслуга Ф. Кенэ состоит в том
, что он создал первую макроэкономическую картину взаимосвязи трех основных классов (отраслей). В Экономической таблице он представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабе всего общества. Идея Кенэ позже получила развитие в схемах воспроизводства, принципах исчисления общественного продукта, в моделях народно-хозяйственного баланса.
Следующая важнейшая позиция физиократов
, отразившая наступление новой, еще мало проявившей себя эпохи — капитализма свободной конкуренции, — требование «laissez faire» («свободы действий»).
Свою главную задачу Кенэ видел в том,
чтобы выявить воспроизводственные пропорции, обеспечивающие гармоничное экономическое развитие страны. Его таблица — это схема движения годового продукта, в которой приняты необходимые для определения наиболее общих закономерностей абстракции: рассматривается только простое воспроизводство, предполагается неизменная стоимость денег, стабильность товарных цен, исключается влияние внешней торговли на процесс реализации. И вместе с тем это — воплощенная в логически стройную абстрактно-математическую форму мечта Кенэ о государстве богатом, процветающем и гармоничном.
Полемизируя с Кенэ и его школой, Смит не пытается упрекнуть или опровергнуть другого яркого представителя французских экономистов Анн-Роберт-Жака Тюрго (1727— 1781).
И это, пожалуй, естественно. Основной труд Тюрго «Размышления о создании и распределении богатств»
представляет несомненный шаг от физиократии к классической школе.
Физиократы не понимали природы «ценности»
— по сути, узловой категории экономической науки. У них ценность возникает только под воздействием «работы» сил природы. Тюрго приходит к более широкой трактовке ценности. В небольшой работе «Ценность и деньги» она определяется им по степени важности, значимости благ.
Теоремы Тюрго
— это еще не система, а отдельные положения, порой догадки. Его представление о принципах хозяйственной и социальной деятельности опирается на естественное право. Естественный ход событий определяется законами, которые заложены в самой природе. В течение двух лет Тюрго был генеральным контролером финансов (при Людовике XVI). По его инициативе и при его непосредственном участии во Франции были проведены важные реформы, облегчены налоги, упрочен бюджет, устранена цеховая регламентация, созданы условия для роста промышленности.
Краткие выводы
Труды и реформы физиократов выражали интересы не только сельского хозяйства. «Наука естественного порядка» открывала окно для развития рыночных, капиталистических отношений в городе и деревне. Провозглашенная физиократией формула «
laissez
faire
,
laissez
passer
» означала требование свободы промышленной деятельности, развития инициативы, экономического прогресса, не связанного лишь с аграрными интересами.
К.Маркс был первым, кто понял и то, что концепции физиократов не остались простыми теоретическими построениями, что, напротив, в свое время, особенно в период французской революции, они оказали воздействие на формирование взглядов прогрессивных сил. Он подчеркивал, что взгляды Тюрго
(в которых «...физиократическая система выступает как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального общества»2
) сыграли большую роль в формировании идей французской буржуазной революции, что теоретическая система физиократов в целом была тесно связана с
концепциями просветителей,
чем оказала большое влияние на умонастроения широких кругов населения. Исследование русского ученого М.Ковалевского, проведенное в конце XIX в., позволило сделать вывод, что влияние экономических взглядов физиократов весьма значительно сказалось на наказах избирателей революционной Франции
. В конце XIX в. в России в условиях переходной экономики, когда капитализм развивался при существенных остатках крепостничества, был проявлен широкий интерес к идеям физиократов. «В системе Кенэ и его учеников мы находим, как в зародыше, многое из того, что не только вошло в систему А.Смита, но и сделалось предметом обсуждения и для писателей XIX века»[1]
, — отмечал автор предисловия к первому русскому изданию избранных трудов основателя физиократии А. Миклашевский.
«Концепция естественного права»
В самой общей и первой по времени формулировке естественное право представляет собой высшее, божественное установление, которое служит мерилом правильности или неправильности не только отдельных человеческих поступков, но и правовых норм государства.
В истории философии были три различные концепции источников естественного права:
1. Первая концепция возводит естественное право к божественному промыслу, как своему источнику.
2. Концепция рассматривает естественные законы как привычки или даже инстинкты всех одушевленных существ.
3. Источником естественного права считают разум человека, перенося, таким образом, источник в человека.
Развитые конц
Платон
приложил много усилий, чтобы вписать “подлинные” принципы регуляции человеческой жизни в общий строй бытия, исходя из иерархии способностей души. Высшим потенциям души соответствуют высшие вечные законы, которые поддаются априорной дедукции, и “справедливость” оказывается принципом распределения прав и обязанностей в совершенном государстве. Естественное право выступает у него и в качестве критерия для критики существующих порядков и установлений, и как программа социального преобразования. Первоначально Платон был уверен в возможности такого преобразования (“Государство”); позже (“Политик”) он говорит о неосуществимости в реальности вечного закона, ставит под сомнение способность обычных граждан к познанию его (они должны лишь подчиняться закону писаному), резервируя эту способность лишь за совершенным государственным деятелем.
Фома Аквинский
дополняет эту схему еще одной ступенью. Он понимает естественный закон как рациональную норму, т.е. ту часть божественного порядка, которая присутствует в разуме человека. Выше “естественного закона” он помещает “вечный закон”, т.е. “высший порядок, существующий в Боге”, мерой участия в котором определяется и мера зависимости от этого “высшего разума” иных законов. Согласно этому вечному закону, который не может быть до конца постигнут людьми, исключая разве “тех блаженных, кто сущностно созерцает Бога”, в миропорядке, покоящемся на божественном разуме, определено место всякой твари. В принципе мог быть создан иной мир и иной порядок. Но создан все-таки данный, и в нем значимы предписания естественного права. Однако не все частности могут регулироваться через естественное право. Поэтому требуются и писаные законы позитивного права. А из общего согласия людей (рассуждая так, как это делал уже Аристотель) можно заключать о “праве народов”.
Сторонники договорной теории права
считали, что люди первоначально находились в естественном состоянии, где они все были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Закон природы, утверждал Дж. Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права.
Оценка теории. Ранние теории естественного права как бы снимали проблему происхождения права вовсе, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав.
Выдающийся голландский мыслитель Гуго Гроция
(1583 -1645) признается основоположником рационалистической концепции естественного права.
В его лице соединились две эпохи - Средневековье и Новое время. Воспитанный в духе гуманизма, христианства, свободомыслия, Гроций, стремился разрешить разнообразные современные ему конфликты, используя правовые категории, в основе которых лежали нравственные принципы. Поэтому его правовая концепция охватывает обширный круг юридических вопросов» ранее вообще не исследованных в правовой литературе.
2.Неоклассические модели экономического роста
Неоклассические модели экономического роста строятся на базе производственной функции и основаны на предпосылках полной занятости, гибкости цен на всех рынках, а также полной взаимозаменяемости факторов производства. Попытки исследовать, в какой степени качество факторов производства и различные пропорции в их сочетании воздействуют на экономический рост, привели к созданию модели производственной функции Кобба-Дугласа
. Рассмотрим эту модель подробнее.
Производственная функция Кобба-Дугласа и ее свойства
Функция Кобба-Дугласа получена в результате математического преобразования простейшей производственной функции У= F(L, К) в такую модель, которая показывает, какой долей совокупного продукта вознаграждается участвующий в его создании фактор производства.
Она имеет следующий вид:
Рассмотрим свойства производственной функции Кобба-Дугласа.
Первое свойство - постоянство отдачи от масштаба
означает, что если увеличить использование капитала и труда в n раз, то объем совокупного выпуска, или объем дохода, возрастет в такое же число раз.
Второе важное свойство функции Кобба-Дугласа связано с изменением предельной производительности факторов.
Например, если привлечь в производство дополнительное количество капитала К, а труд L использовать в прежнем объеме, то, при прочих равных условиях, предельная производительность труда МРL увеличится, а предельная производительность возросшего объема капитала МРК
снизится. Если же увеличить количество труда, при прочих равных условиях, то его предельная производительность снизится, а предельная производительность капитала возрастет. Вывод: нарушение пропорции между трудом и капиталом при заданной технологии приводит к отклонению от оптимального объема производства, т. е. к неэффективности производства.
Модель Солоу показывает, что большему объему инвестиций, а значит, и более высокой норме сбережений в национальном доходе (при условии выполнения равенства S = I), соответствует наибольший доход на душу населения. Это статистически подтверждено исследованиями многих экономистов. Так, к странам с наибольшим годовым доходом на душу населения (по состоянию на 1993 г., в долл. США) относятся Великобритания (14660
долл.), Франция (5130 долл.), Германия (16420 долл.), Италия (14670 долл.), США (21530 долл.), Япония (17710 долл.).[2]
В этой группе стран на протяжении трех десятилетий разница между средними объемами инвестиций и сбережений была минимальной (0,1% от ВВП), а норма сбережений - наиболее высокой (23% от ВВП) по сравнению с аналогичными показателями в странах с более низкими доходами. В странах со средним уровнем дохода сберегалось от 20% до 22% от ВВП, а в странах с низким уровнем дохода на душу населения - от 10% до 19% от ВВП.2
Модель Солоу помогает ответить на очень важный вопрос, от которого зависит успех макроэкономической политики правительства: как в стране достичь максимального уровня потребления при заданных темпах экономического роста? Условие, при котором достигается максимальный уровень потребления, американский экономист Э. Фелпс в работе «Басня для тех, кто занимается ростом» (1961 г.) назвал золотым правилом накопления.
Список литературы
1. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие – М.: Юриспруденция, 2002.
2. Аникин Л.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1985. Гл. 7 и 8.
3. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2001.с.58-61.
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.
5. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: Пер. с фр. М.: Экономика, 1995. Гл. 1.
6. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1960.
7. Курс экономической теории: учебник. – Киров: «АСА», 2002.
8. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-пресс, 1996. Гл. 7, 12.
9. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.
10. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Филологическое общество «СЛОВО», 2001.
11. Сорвина Г.Н. Экономическая мысль ХХ столетия: страницы истории. Лекции. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000.с.6-12.
[1]
Кенэ Франсуа. Выбранные места / пер. с фр. М., 1896.с.13.
[2]
Гайдар Е. Аномалии экономического роста - М., 1997.с.37