Московский Государственный Университет
им. М.В. Ломоносова
Факультет журналистики
Особенности утопического сознания
Реферат по философии
студентки II курса
212 группы
Тришиной Марины
Преподаватель: Радул Д.М.
Москва 2005
Утопическое сознание свойственно человечеству на протяжении почти всей истории его существования. Оно присутствует даже тогда, когда, кажется, что его нет. Один исследователь-утополог точно подметил, что утопия – «союзница цивилизации».
Утопия - изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Этот термин ведет свое происхождение от названия книги Томаса Мора «Утопия» 1516, которая являлась «весьма полезной, а также и занимательной, поистине золотой книжечке о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Это вымышленный остров, где живет воображаемое общество, которое воплощает идеальный общественный строй будущего.
Слово «утопия» греческого происхождение и имеет два компонента. Первый компонент – «topos», это слово однозначно переводиться как место, второй компонент – “у” – допускает двойной перевод: “ou” – отрицательная частица “нет” “eu” – “благо”. Поэтому понять значение этого слова точно нет возможности, то ли это «место, которого нет», то ли «благословенное место». Вполне возможно, что Мор подразумевал «благословенное место, которого нет» или «место, которого нет, потому что оно благословенно».
Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в более широком смысле всех теорий и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Но за четыреста с лишним лет существования этого термина его значение подверглось значительной переработке и приобрело даже ряд новых значений. Американский социолог Дж. Кейтеб утверждал, что «слова «утопия» и «утопический» приобрели множество значений, восходящих за пределы того, что было предложено книгой Мора. Общим для всех случаев является указание либо на воображаемое, либо на идеальное, либо на то и другое». Но ошибочно иногда называют какие-то неправдоподобные идеи, в которых нет ничего идеалистического, «утопическими», или что-то, что кардинально отличается от всего обычного и привычного и радикально по своим требованиям. Дж. Кейтеб считает, что утопии должно иметь значение «размышлений… об идеальных обществах и идеальном образе жизни, направленных на достижение совершенства, определяемого в соответствии с общими предрасположениями, а не с личными пристрастиями. При этом совершенство понималось бы как гармония каждого человека с самим собой и с окружающими его людьми».
Возникновение утопического сознания приходится на исторические периоды, когда происходит распад традиционных общественных связей, когда будущие перспективы кажутся чем-то зыбким и далеким, когда окружающая действительность кажется, как никогда удручающей. Поэтому люди пытаются подняться над этим ничего хорошего не обещающем мире, освободиться от него, попробовать изменить историю, направить ее в правильное «русло». А.Ф. Лосев в своей книге «Жизненный и творческий путь Платона» пишет об истоках Платоновского утопизма так: мыслитель «ясно увидел, что современное ему общество идет к гибели, что совершенно не за что ухватиться ни в общественной, ни в политической жизни, что нужно избрать какой-то другой путь». Дальше он пишет, что Платону оставалось только погрузиться в мир мечтаний и утопии.
Так и другие утописты: они не могут найти полного удовлетворения в мире, который их окружает, и поэтому они уходят в свой вымышленный, но совершенный, в отличие от реального, мир. Этот мир оторван от настоящего, он вне него, но он опирается на некий идеал, служащий основанием для критики действительности и для утверждения проекта светлого будущего. Поэтому-то утопическое сознание – это продукт познавательного процесса. Особенность его состоит в том, что утопист разделяет реальность на «позитивные» моменты и «негативные» моменты, разрушает целостную картину мира. Потом он вытесняет все, что связанно с отрицательной стороной жизни, и заменяет положительными началами. В конце концов, появляется на свет образ искусственного мира, который подчиняется своим, искусственно созданным законам, которые не могут совпадать с реальными.
Произвольное конструирование идеала лежит в основе утопического творчества. А вид такого сознания можно в какой-то степени назвать априорным, то есть назвать сознанием, которое не опирается на знание фактов и является чисто умозрительным. Правда утопист не может полностью абстрагироваться от своего времени, хотя очень к этому стремиться. И в любой утопии можно обнаружить следы того времени, в котором она создавалась. Даже используя традиционные литературные схемы для написания произведений, они не перестают свидетельствовать о ситуации, которая их породила. В принципе, это можно понять, ведь в утопии содержаться ответы не только на общечеловеческие вопросы, но и на какие-то определенные противоречивые ситуации, которые породило общество того времени. Найти ответы и решения сложившимся положениям и пытаются люди разных эпох – утописты. Поэтому утопии каждой исторической эпохи имеют свои специфические черты. На этом основании их можно разделить на античные утопии, средневековые утопии, утопии Возрождения, Просвещения, романтизма, реализма и т.д.
Станислав Лем называет утопию "изложением определенной теории бытия при помощи конкретных объектов". Создатели утопии стремятся изображать мир максимально завершенным и однозначным в своем совершенстве. То есть утопи
Утопическое сознание направлено на изображение не просто вымышленного общества, а именно идеального и совершенного общества. «Радикальный призыв совершенству», как обозначил этот тип сознания Н.А.Бердяев. Поэтому важнейшим конструктивным элементом утопического сознания является обращенность к идеалу и само понятие идеала. Оно может быть определенно как сознание, которое разрывает всякую связь с объективными законами функционирования и развития общества и которое путем конструирования направленно на идеальный образ.
Как можно было понять, характерная черта утопического сознания - проективность. То есть утопия в себе обязательно имеет какой-то проект – разработанный план идеального устройства общества. Исследователи утопии делят ее в этом случае на ретроспективную и проективную. Ретроспективные утопии обнаруживают образец идеального общества в далеком прошлом, в воспоминаниях о «золотом веке», получается, описывается уже давно утраченный идеал, это воспоминание об давно ушедшем времени и прямой намек на то, что его надо вернуть. Проективная утопия, наоборот, направлена на будущее, светлое, далекое будущее, то есть получается некое пророчество.
К.Мангейм (исследователь утопии) в своей книге «Идеология и утопия» указывает, что для утопического сознания характерны такие признаки, как критичность и трансцендентность. Получается, что утопическое сознание порождается критическим отношением к действительности и жаждой ее реформировать. При этом утопический способ осмысления действительности конструирует новый умозрительный мир, всячески корректируя и исправляя недочеты старого, которые способствуют подрыву существующего порядка. Американский писатель Генри Торо говорил, что утопист пытается «устроить нашу жизнь так, чтобы сохранить все преимущества и устранить недостатки». То есть главными импульсами утопического сознания являются неприемлемость существующего мира и стремление к социальной гармонии. Социальная гармония здесь является идеальным, совершенным обществом.
Трансцендентность – еще один из характерных признаков утопического сознания по Мангейму. Трансцендентный – это находящийся за пределами реальности. Утопия показывает такие качества социальной действительности, которые совсем не характерны для реального мира, они совершенно не зависят от реальной жизни. Утопическое сознание порождает такую социальную модель мира, которая устроена усилиями человеческого разума и которая не является продуктом возможного будущего.
Историческая память, традиция чужды для утопического сознания понятия. Новое общество строится как совершенно противоположное настоящему и прошлое является лишь «темным пятном», которое может помешать реализации утопического идеала. Такое же отношение к прошлому и характерно для будущего. Совершенное общество как бы выпадает из привычного для нас времени. А воплощение в жизнь идеальную модель общества, значит окончание привычной для нас истории. В.С. Соловьев очень точно выразил отношение утопического сознания к истории: «Не тот настоящий утопист, кто хочет преобразовать общество, а тот, кто мечтает остановить ход истории»[1]
.
Но в книге «Социальная утопия и утопическое сознание США» Э.Я. Баталов противоречит Мангейму, говоря, что трансцендентность и критичность не являются существенными признаками утопического сознания. Он пишет, что «несоответствие окружающему бытию», о котором говорит Мангейм, на самом деле присуща не только утопическому, но и другим видам сознания, поскольку «они в чем-то «опережают» данное бытие, а в чем-то неизбежно «отстают» от него. Получается, что главное не то, что утопическое сознание не соответствует реальным положениям вещей.
Еще один вопрос, который Мангейм трактует совершенно по-своему. Он считает, что любой утопический проект должен быть рано или поздно реализован, что утопическое сознание направленно именно на такое создание идеального мира, которое в последствии можно будет воплотить в жизнь. «Утопии сегодняшнего дня могут стать действительностью завтрашнего дня» - пишет он. С таким мнением не согласны большинство исследователей утопии. Они считают, что утопия не может быть воплощена в жизнь, и даже не должна в какой-то мере. Например, Платон три раза пытался реализовать свою утопию, и три раза ему это не удавалось. Другие утописты тоже не смогли достигнуть каких-либо успехов в этом деле.
Разные исследователи утопии и утопического сознания по-разному трактуют многие вопросы, связанные с этими понятиями. Работа над изучением их продолжается и по сей день и не исключено, что в конечном итоге исследователи придут к какому-то общему выводу.
Используемая литература:
1. Идеал, утопия и критическая рефлексия. – М.: РОССПЭН, 1996.
2. Э.Я. Баталов Социальная утопия и топическое сознание в США. – М.: Наука, 1982.
3. К. Мангейм Идеология и утопия (фрагмент книги) // Утопия и утопическое сознание: антология зарубежной литературы. – М.: Прогресс, 1991.
4. Черткова Е.Л. Утопия как способ постижения социальной действительности (http://www.rambler.ru/srch?oe=1251&words=%F3%F2%EE%EF%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5+%F1%EE%E7%ED%E0%ED%E8%E5&hilite=4A5B8AEBК)
5. Батыр Т.Б. (Кишинёв) Гендерные исследования как часть утопического сознания (http://www.ivanovo.ac.ru/icgs/material/pl4.htm)
6. Большая Советская Энциклопедия т.27. – М.: Советская энциклопедия, 1977.
[1]
Цит. по Идеал, утопия и критическая рефлексия. – М.: РОССПЭН, 1996. С. 165.