Психологическая теория права
Л.И. Петражицкого
Руководитель: Постоляко Л.С. Исполнитель: студент 325 гр. Кобяков Э.В.
Екатеринбург
2006 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Краткий биографический очерк ……………………………………………….. 4
Психологическая теория права ………………………………………………… 6
Заключение ……………………………………………………………………... 10
Список использованной литературы …………………………………………. 12
Введение
Право, будучи регулятором общественных отношений, наряду с моралью, нравственностью, традициями, обычаями, является одним из наиболее сложных многогранных общественных явлений. Вопросы происхождения и развития права вызывают несмолкающие дискуссии. Существует целый ряд теорий относительно природы права в рамках философии, теории государства и права. Нет единого мнения среди философов и юристов по вопросу определения понятия права и по сей день.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи, самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе права продолжаются и по сей день.
Существующие теории права подвергаются в литературе разгромной критике. Марксистский тип правосознания подспудно выдвигает концепции идеологического характера и выдает эти предпочитаемые им ценности за философию. Естественно-правовой тип правосознания «грешит» тем, что естественный или истинный закон одинаков для всех, кроме того, право и мораль в рамках данной теории концептуально объединены. Позитивизм отождествляет право и закон, исключает ценности из своих определений права, делая их предельно формальными.
Многие авторы, опираясь на тезис о неуниверсальности права как принцип социальной организации, приходят к выводу о неспособности любой из перечисленных теорий дать полное (универсальное) удовлетворительное определение права. Кроме того, данное заключение предполагает следующее: «Во-первых, неуниверсальность права должна поставить под вопрос обязательность существования права всегда и везде. Во-вторых, в любом обществе существует определенный конфликт ценностей, и выбор между ними совершается в сфере права и морали». Так что же, движение за права человека в мире – это утопия?
Краткий биографический очерк
Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился в Киевском университете, по окончании которого был командирован в Берлин для подготовки к профессорскому званию. В Германии вышли две его монографии, которые принесли Петражицкому широкую известность в юридических кругах и использовались затем для составления германского Гражданского Уложения. Вернувшись в Россию, Петражицкий защитил диссертацию (1896г.) и почти сразу вслед за этим докторскую диссертацию "Права добросовестного владельца на доходы" (1897г.) В этой работе он впервые говорит о необходимости создания науки политики права для сознательного целенаправленного регулирования социальных отношений с помощью психологического воздействия права на человеческое сознание. С 1897 г. он становится профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета.
Кроме преподавательской и научной работы, Петражицкий принимал активное участие в общественной деятельности, был депутатом первой Государственной думы, где зарекомендовал себя как один из идеологов конституционно-демократической партии и блестящий оратор. В Петербургском университете он руководил студенческим кружком философии права, а на его лекции всегда приходило столько студентов, что аудитории не могли вместить всех желающих. В своих многочисленных выступлениях на страницах газет и журналов Петражицкий одним из первых заявил о кризисе правосознания в России и необходимости формирования положительного отношения к праву как регулятору социальных отношений.
Основные работы Петражицкого, особенно "Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии" (1905) и "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" в 2-х томах (1909-1910) сразу же привлекли внимание как знаменитых ученых, например Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и др., так и широкой общественности. Такой живой отклик был вызван не только авторитетом Петражицкого, выдающегося юриста, но и остротой самого вопроса о роли права в российском государстве и обществе. На страницах журнала "Юридический Вестник" развернулась широкая полемика по вопросу о происхождении права, соотношении естественного и позитивного права.
Из юридической школы Петражицкого вышли такие известные ученые, как П.Сорокин, Г. Гинс, К. Соколов, А. Круглевский, Н. Тимашев и др. Все они пытались развить и усовершенствовать его теорию, придать ей более объективный характер.
После революции Петражицкий преподавал в Варшавском университете на кафедре социологии права. После его смерти в 1931 г. психологическая теория права была забыта, поскольку работы Петражицкого не были переведены на иностранные языки. "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" и "Введение в изучение права и нравственности" были опубликованы в США только в 1955 году, благодаря Н. Тимашеву и П. Сорокину. И сразу же его идеи получили развитие в рамках таких направлений юриспруденции и социологии права, как американский и скандинавский правовой реализм, движение свободного права и др. Основные принципы этих теорий - умаление роли официального права, правовой плюрализм, отрицание объективного характера права, призыв изучать психологию людей как основной источник правового поведения.
Психологическая теория права
Среди множества социологических теорий, появлявшихся в России конца XIX - начала ХХ вв., концепция Л. И. Петражицкого, профессора юридического факультета Санкт-Петербургского университета, выделялась своей необычностью и неоднозначностью. Социология как наука в то время в силу сложившейся политической ситуации официальными властями не поощрялась, и поэтому свои взгляды на общество и действующие в нем законы ученые включали в состав той науки, которой они непосредственно занимались. В результате большинство социологических понятий, вопросов и проблем приобретало историческую, психологическую, философскую, юридическую окраску. Происхождение права, его действие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял с помощью эмоций, правовых переживаний, возникающих как реакция организма на воздействие окружающей среды и формирующих его поведение.
Утверждение Петражицкого, что право является эмоцией и существует исключительно в психике индивида, не вписывалось ни в рамки представления об объективном существовании права, ни в традиционное его понимание только как позитивного, то есть свода законов, действующих в государстве. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Поэтому для понимания сущности права нужно обратиться к психологии. Традиционное деление психики на познание, чувства и волю Петражицкий нашел недостаточным и ввел понятие эмоции как основного влияющего на поведение психического акта, имеющего двойственную, активно-пассивную природу. Внутренний голос, совесть запрещает или разрешает нам определенное поведение. Мы ощущаем связанность, необходимость поступить так, а не иначе. С этой точки зрения наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц [1]
. В отличие от нравственных обязанностей, правовые связывают волю человека. Поэтому нравственности с социальной точки зрения право гораздо важнее.
Так как право целиком содержится в психике, то в повседневной жизни обычно не требуется знания официальных законов, и вообще существование права не предполагает какого-либо организованного союза, например, государства, признания нормы или правоотношения со стороны окружающих нас лиц, существования судов, законодателя и тому подобных явлений, представления о которых обыкновенно соединяются с мыслью о праве [2]
. То, что государство осуществляет руководство общественными отношениями, объясняется тем, что мы приписываем известным лицам общее право повелений и иных воздействий на подвластных для исполнения долга заботы об общем благе.
То право, которым пользуются люди в повседневной жизни, Петражицкий называет естественным, или интуитивным. В процессе развития человечества отмирают одни нормы права, другие же закрепляются в сознании как наиболее пригодные для нормального существования общества. Необходимость общих правил поведения приводит к возникновению позитивного права, которое характеризуется ссылкой на внешний авторитет. Отсюда - возникновение религии и официального права, власти, судов, которые также предназначались лишь для ограничения диссонанса правоотношений [3]
. Благодаря этим учреждениям достигается согласие по спорным вопросам.
Интуитивное право гораздо шире позитивного и офи
Неразвитое правосознание, считает Петражицкий, является причиной многих недостатков русского характера. Эмоционально здоровое сознание своего права ставит человека наравне или даже выше тех лиц, которые в других областях кажутся ему вышестоящими [4]
. Для успешного использования права, по мнению Петражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации, во-вторых, - в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей. В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми.
Для эффективности законодательства, прежде всего, необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.
Таким образом, Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.
Своеобразное понимание права Петражицким вызвало волну критики со стороны известных юристов того времени. Хотя разногласия среди сторонников движения за возрождение естественного права были достаточно велики, отношение к теории Петражицкого было враждебным, поскольку он скептически оценивал попытки абсолютизации теории естественного права.
Петражицкий разделял со сторонниками естественного права его общие положения: а) право первично по отношению к государству и может существовать в любом человеческом союзе; б) естественное право не тождественно позитивному; в) жизнь человека, его права и свободы - абсолютная ценность; г) демократия необходима как фундамент свободы личности; д) старые учения о праве не соответствуют реальной жизни, право не инструмент насилия со стороны власти, а главный регулятор взаимоотношений в обществе. Несмотря на это, его оппоненты считали, что психологический подход к праву сомнителен с точки зрения науки, так как явления психики не имеют точного характера. Многие ученые видели в трактовке Петражицкого разновидность юридического позитивизма. К тому же право не ограничивается исключительно личным поведением, существует еще и объективный закон, который признают все. Право должно сообразовываться не только с изменяющимися потребностями, но и с вечными началами, присущими человеческому духу. Субъективное понимание индивидом своего права будет единственным для него, а права другого не будут признаваться. По теории Петражицкого, явлением права может быть и заключение договора с дьяволом, и фантазии сумасшедшего человека. Такая широкая трактовка по существу приводит к размыванию самого понятия права. Желание Петражицкого воплотить с помощью права в жизни совершенное господство действенной любви в человечестве [5]
есть не что иное, как существующее со времен Христа стремление построить земной рай, способное привести к насильственному насаждению добра. По словам другого критика, Е. В. Спекторского, физическое и психическое в человеке - лишь необходимые эмпирические условия морали, которую изучает философия права, а не психология [6]
.
Заслуги Петражицкого, особенно в области критики юридических теорий, признавались всеми его оппонентами. Любая научная теория имеет право на односторонность, поэтому психологическая теория права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционно. В то же время в среде либеральной интеллигенции призыв Петражицкого различать интуитивное и позитивное право прозвучал особенно сильно, так как просвещенная часть общества остро ощущала противоречие между существующим государственным строем и своими моральными убеждениями.
Заключение
Л.И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию. В творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея логически наполненного права, существующего независимо от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным: от правовой действительности, существующей вне субъекта, был совершен переход к праву как к созданию самого человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.
Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения.
Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью права, отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности и это, несомненно, является его непреходящей заслугой. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого положения научно корректные выводы. Право, по сути, сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым создавался обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового непомерно расширялась.
Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.
Список использованной литературы
1. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы
эмоциональной психологии. Спб., 1905
2. Петражицкий Л. И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об
этических мотивах и их разновидностях. Спб., 1904
3. Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Спб., 1900
4. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией
нравственности: В 2 т. Спб., 1909
5. Спекторский Е. В. К спору о реальности права // Юридический вестник.
1914. № 5
[1]
Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. Спб., 1909
[2]
Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Спб., 1900
[3]
Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Спб., 1900
[4]
Петражицкий Л. И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их
разновидностях. Спб., 1904
[5]
Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии.
Спб., 1905
[6]
Спекторский Е. В. К спору о реальности права // Юридический вестник. 1914. № 5