Воспитание жизнеспособности школьников
В толковом словаре русского языка слово "жизнеспособный" трактуется в двух основных планах: 1) биологическом — обладающий способностью быть живым, сохранять жизнь; 2) социальном — способный существовать и развиваться, приспособленный к жизни (жизнеспособность человека) [1].
В философии проблема жизнеспособности рассматривается через соотношение альтруистического и эгоистического в человеческом поведении. По мнению философа А.В.Гидлевского, "несмотря на преобладание в обществе эгоистов в результате доминирования эгоизма в механизме наследования, человечество имеет ресурс нравственности, который может быть увеличен посредством обучения высокоэффективным стратегиям интеллектуальной деятельности, существенно повышающим интеллектуальные возможности человека и формирующим высокий нравственный потенциал" [2, с. 305]. При определенных условиях эгоистические тенденции могут быть преодолены альтруистической жертвенно-созидающей личностной направленностью, сформированной посредством когнитивных технологий. В философии проблема жизнеспособности имеет преимущественно "жертвенно-созидающий" характер.
В психологии существует несколько подходов к исследованию жизнеспособности. С позиции одного из них она рассматривается как энергетический потенциал человека (Б.ГАнаньев, Д.А.Леонтьев, С.Мадди). Согласно Б.ГАнаньеву, жизнеспособность — это исходный компонент общей трудоспособности, влияющий на ее конкретные проявления, активность интеллекта, устойчивость установки на реализацию поставленной во времени цели; это потенциальная характеристика, не рассматриваемая в личностном аспекте. Между тем, Д.А.Леонтьев вводит понятие "личностный потенциал" как психологический аналог жизненного стержня человека, который отражает меру преодоления им заданных обстоятельств, самого себя, а также меру прилагаемых усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни.
Второй подход ориентирует на изучение жизнеспособности как особой модальности сознания (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова), которая связывается с его функциональной ролью в человеческой жизни и характеризует его как жизненную способность (в широком смысле слова) личности. В нестабильном, дисгармоничном обществе только человек и его жизнь сохраняют свою непреходящую ценность. В связи с этим особую значимость приобретает сознание, которое, оставаясь устойчивым, не просто отражает социальную действительность и адаптирует к ней личность, а максимально укрепляет ее позицию, содействует ее самовыражению и самореализации. Оно обеспечивает стабильность субъекта на протяжении жизненного пути. Благодаря статичности сознания выполняется функция защиты личности, сохраняется ее внутреннее равновесие при жизненных потрясениях, неудачах, разочарованиях.
Способность сознания (в отличие от самого сознания как способности личности) — это особая модальность, сущность которой состоит в интеграции множественных направлений его функционирования. Жизненные способности, в том числе и дееспособность личности, обеспечиваются в основном этой модальностью.
В соответствии с третьим подходом жизнеспособность является объектом кросскультурного исследования (AntonyandCohler, 1987; CairnsandCairns, 1994; Fraiser, 1997; GlantzandSlobada, 1999; Rutter, 2001). Это стало возможным благодаря деятельности ученых различных стран, которые на протяжении двух последних десятилетий изучали жертв насилия, террористических актов, экологических катастроф; подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, и проч. Большой интерес вызвали эксперименты, показавшие, что жизнеспособность и способы реагирования в ситуации риска зависят от расовой принадлежности, пола, возраста, сексуальной ориентации, места проживания, материального уровня и состояния здоровья. Вместе с тем представители этого подхода столкнулись с рядом трудностей. Имеющиеся эмпирические разработки не смогли убедительно объяснить, почему один ребенок из группы риска выживает и успешно развивается в дальнейшем, а другой характеризуется многочисленными проблемами в поведении и личностном развитии. Указывалось на слабую теоретическую проработанность понятия "жизнеспособность": «Мы знаем, что жизнеспособность означает выдержку в ситуации серьезного риска, преодоление серьезного риска или враждебности ситуации и успех, который превосходит ожидания, допуская, что у практиков, несомненно, возникнут вопросы по поводу того, что составляет "серьезный риск" и "успех, превосходящий ожидания"» [6, с. 11].
Общие перспективы кросскультурных исследований по изучению жизнеспособности обозначил Ж.К.Ионеску: «Область культурной сопротивляемости может стать целью параллельных проектов во многих странах для того, чтобы лучше понять специфику процесса, который позволяет нам "оставаться на ногах" перед лицом неприятностей» [4, с. 10].
Четвертый подход предполагает взгляд на жизнеспособность как на специфическую способность. В.Д.Шадриков рассматривает способности "как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности" [5, с. 175]. В данном определении представлены следующие основные признаки, которые, на наш взгляд, характеризуют и жизнеспособность: функциональность (обеспечивает функцию сохранения и поддержания жизни); индивидуальная мера выраженности (является индивидуальной особенностью, которая может быть измерена); связь с эффективностью деятельности (зависимость удовлетворения жизненно важных потребностей от результатов деятельности).
Жизнеспособность, по нашему мнению, относится к особому классу способностей, которые В.Д.Шадриков называет духовными. Они определяют качественную специфику поведения человека: его добродетельность; следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм и проч. Эмпирические исследования показывают, что именно эти характеристики в значительной мере обеспечивают сопротивляемость человека неблагоприятным жизненным обстоятельствам, способствуют его выживанию (Л.И.Анцыферова, М.П.Дедов, О.Н.Ежова, Д.А.Леонтьев, К.И.Насибулов, С.Пако, В.Франкл, Р.Х.Шакуров и др.).
Жизнеспособность обладает основными признаками духовных способностей, однако нетождественна им. Она представляет собой единство природных и нравственных начал. Первые обеспечивают эффективность деятельности, направленной на удовлетворение жизненно важных потребностей человека, вторые определяют качественные характеристики поведения, необходимого для сохранения и поддержания жизни. Она складывается из последовательности разнообразных событий, каждое из которых по-разному сказывается на человеческом существовании. Жизнеспособность востребуется ситуациями, которые представляют угрозу для человека (в физическом и социальном смыслах), и проявляется в таком реагировании, которое обеспечивает его выживание, адаптацию и развитие.
Жизнеспособность человека (личности) можно определить как интегральное индивидуально-психологическое свойство, представляющее сплав природных и духовных способностей и обеспечивающее готовность к совладанию с трудными жизненными событиями в общечеловеческом или личностном плане.
Введение понятия "жизнеспособность личности" в педагогику объясняется насущными запросами практики. Педагогов не может не тревожить тот факт, что часть молодежи характеризует не свойственный данному возрасту здоровый оптимизм и романтика, а склонность к асоциальному, виртуальному, экстремистскому образу жизни. В этой связи сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья человека является актуальной проблемой гражданского общества. В стратегической цели — воспитание разносторонне развитой, социально адаптированной личности — смысловым ядром следует считать именно жизнеспособность как интегральное личностное свойство, определяющее полноценность жизнедеятельности, способность к самоактуализации и развитию.
В педагогических исследованиях жизнеспособность личности соотносят с социальной адаптацией, которая предполагает как процесс, так и результат приспособления, "вращивания в социум". Так, И.М.Ильинский понимает ее как стремление выжить, не деградируя в негативных условиях, и полноценно развиваться, т.е. стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, реализовать свои задатки и творческие возможности. М.П.Гурьянова считает, что жизнеспособная личность умеет самостоятельно решать жизненные проблемы, что обусловлено высокой компетентностью, способностью преодолевать жизненные невзгоды.
С позиции педагогического целеп
Следует подчеркнуть, что проблема подготовки жизнеспособной личности не является принципиально новой для педагогики. Вопрос о связи школы с жизнью, о необходимости такого воспитания, которое не ориентирует на некое неопределенное и очень отдаленное будущее, а позволяет жить уже сегодня и сейчас, поднимался многими мыслителями. В частности, Л.Н.Толстой довольно резко критиковал образование, отгороженное от внешнего мира "китайской стеной книжной мудрости", так как был убежден, что главное средство для приобретения знания есть непосредственное отношение к явлениям жизни.
Практически те же требования к школе предъявлял и Дж.Дьюи. Цель образования, по его мнению, — подготовить ребенка к жизненному успеху, к решению жизненных задач. Одна из главных проблем, стоящих перед школой: как познакомить молодежь с прошлым так, чтобы это знакомство было мощным средством в оценке живого настоящего и проектировании будущего? Она не должна выпускать людей, умелых лишь в учении, но неготовых к самореализации в обществе. Можно обладать всеми знаниями, но при этом потерять самого себя. Освоение мира может происходить только как результат познавательной активности детей. Школе, которая долгое время была оторванным от жизни уголком, где учат уроки, необходимо стать моделью социума, местом жизни человека. Дж.Дьюи отстаивает идею "открытости" образовательной системы. Учебная задача должна, по мнению ученого, рассматриваться как жизненно важная проблема, в решении которой формируется не только ученический, но и общекультурный опыт.
В современных условиях такая позиция становится единственно возможной. Ее реализация, а значит, и обеспечение условий для воспитания жизнеспособности молодого поколения, предполагает несколько направлений.
Во-первых, переход от знаниевого к компетентностному подходу. Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей их использования для решения конкретных жизненных задач. Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения, но они в то же время позволяют жить в настоящем, так как характеризуют готовность человека к самостоятельному решению различных проблем на основе имеющихся внутренних и внешних ресурсов. В связи с этим компетент-ностный подход можно рассматривать как один из ведущих принципов воспитания жизнеспособности личности.
Во-вторых, важным условием подготовки молодого поколения к жизненному успеху, к преодолению возможных трудностей, выбору собственного неповторимого пути является возрождение системы социального воспитания, разрушенной в 90-е гг. прошлого века. Негативизм по отношению к воспитательной деятельности, возникший на волне социально-экономических и политических потрясений, привел к образованию идейного вакуума. В этих условиях молодое поколение утратило ценностные ориентиры. Дефицит духовности не мог не сказаться на уровне жизнеспособности молодежи, поскольку это качество носит интегральный характер и определяется не только природными особенностями, но и нравственной культурой личности. Сейчас очевидна необходимость восстановления традиций отечественного воспитания. Оно должно быть не декларативным и принудительным, а продуктивным, наполненным личностными смыслами. Это станет возможным, если молодежь будет активно вовлекаться в разнообразные социально-культурные практики, участвовать в решении актуальных проблем. Это может быть работа по сохранению культурного наследия, исторических памятников, охране окружающей среды, оказанию шефской помощи ветеранам, сиротам и др. Деятельность учащихся должна носить социально значимый характер, формировать понимание роли личности в обществе и личностной ответственности за то, что происходит в мире, приводить к преобразованию (гармонизации) общества и личности.
В-третьих, действенным средством воспитания жизнеспособности могут стать практически все базовые школьные предметы. Так, естественнонаучные дисциплины формируют те стороны этого качества, которые связаны с его природной составляющей, гуманитарные — с духовной. На уроках биологии, химии, физики, географии учащиеся, знакомясь с различными экстремальными ситуациями, узнают, какими физиологическими и психическими возможностями обладает человек, чтобы противостоять природным катаклизмам, и что он должен делать, чтобы их предупреждать. Особая роль в воспитании жизнеспособности принадлежит таким предметам, как литература и история. Преимущество литературы заключается в том, что она дает не только опыт познания, но и опыт сопереживания, позволяет задействовать не только когнитивные структуры личности, но и ее эмоционально-волевую сферу. В основе любого литературного произведения лежит конфликт, предполагающий пребывание героя в нестандартных ситуациях, требующих напряжения душевных и физических сил. Погружение в символическую реальность позволяет ученику "прожить" различные обстоятельства, испробовать различные модели поведения в них.
В процессе изучения истории и обществознания следует особо выделять темы, связанные с воспитанием жизнеспособности личности. Исторический материал позволяет давать объективный анализ различных типов противоречий, рассматривать особенности экстремальных ситуаций, поведение людей, оказавшихся в них. Осмысление исторических событий способствует пониманию того, какие именно личностные качества помогают выстоять в жизненных испытаниях.
Следует помнить, что воспитательным потенциалом обладает не только само содержание школьных предметов, но и используемые педагогом технологии. Если учитель отказывается от статуса носителя истины в последней инстанции, если он не навязывает своих суждений учащимся, а, напротив, показывает неоднозначность, противоречивость научных, общественных проблем и жизненных обстоятельств, то педагогическое взаимодействие приобретает характер диалога, совместного поиска истины. Сократические методы обучения инициируют рефлексию, движение мысли учащихся, рождают понимание сложноорганизованности объективного мира и мира человеческих чувств и переживаний. Так закладываются основы самостоятельности, рефлексивности, коллизийности и др. как компонентов жизнеспособности.
В современном дисгармоничном обществе задача воспитания личности, способной преодолевать жизненные невзгоды, имеет стратегическое значение. Формирование жизнеспособности предполагает решение ряда теоретических задач, включающих:
- разработку детерминационных, критериальных и структурно-функциональных оснований этого интегрального качества человека, обладающего совокупностью смысложизненных ориентации, установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся мире;
- обоснование новых подходов к отбору и структурированию содержания образования и новых педагогических технологий.
Список литературы
1. Большой толковый словарь. М., 2001.
2. Гидлевский А.В. Природные основания витального и танатального в человеческом бытии: дис. ... д-ра филос. наук. 19.00.01. Омск, 2005.
3. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. № 1.
4. Ионеску Ж.К. Сопротивляемость и культура // Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура: Материалы международной конференции / под ред. В.В.Латюшина. Челябинск, 2007. Ч. 1.
5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
6. Methodological and Contextual Challenges Researching Childhood Resilience an International Collaboration to Develop a Mixed Method Design to Investigate Health-related Phenomena in At-risk Child Populations // Summary Report on Year One Activities and First Halifax Team Meating. March 13—15. Canada, 2003.