Сопредседатель бюро Координационного Совета Всероссийского Союза "Обновление", сопредседатель Движения демократических реформ (ДДР), член Политического консультативного совета "Гражданского союза", вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей.
Многим Александр Владиславлев известен лишь как "дублер" Аркадия Вольского, вечно второй, практически неизвестный как самостоятельный политик...Однако сложно найти столь разных людей...
Однажды Владиславлев заявил: "России сегодня как никогда необходимы заботливые садовники, обрезающие засохшие сучья старого дерева, удобряющие почву, но и делающие прививки нового. А нам есть, что прививать!" Себя Александр Павлович видит именно садовником, а не министром сельского хозяйства, потому и работа его его не всегда на виду.
Александр Павлович родился 21 мая 1936 г. в Москве в семье служащих. Отец погиб на фронте в 1942 г. Сильное влияние оказал дед Константин Владимирович - священник, учитель будущего митрополита Питирима, в миру, кстати, тоже носившего имя Константин Владимирович.
Всю войну провел в детском доме в Челябинске. Вернувшись в Москву в 1946-м, в 1953 г. закончил первую московскую спецшколу (как и многие другие лидеры оппозиции, с золотой медалью) и поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на режиссерский факультет, однако вскоре изменил свое решение и в том же году оказался в Московском нефтяном институте им.Губкина. В 1954 г. Владиславлев возглавил первый студенческий отряд, отправившийся на освоение целины. В 1956-1957 гг. студентом проходил стажировку в Институте нефти, газа и геологии в Бухаресте (Румыния). В 1958 г., получив специальность иженера-механика, он приступает к работе в нефтяной промышленности, а уже на следующий год возвращается в родной институт. И два года работает в нем научным сотрудником.
В 1961 г. Владиславлева избирают первым секретарем Октябрьского райкома комсомола. Будучи недолгое время на этой выборной должности, он успел принять участие в создании Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. В этом же году он вступает в КПСС. В 1962 г. переходит на работу заведующим отделом Комитета молодежных организаций (КМО), кстати, через эту "кузницу кадров" в 60-е годы прошли вице-президент Г.Янаев, видные демократы эпохи перестройки Ю.Афанасьев, В.Шостаковский и многие другие.
В 1964 г. Александр Павлович возвращается в институт. В 1965 г. он защитил кандидатскую, а в 1969 г., в возрасте 33 лет, докторскую диссертацию: стал доктором технических наук, профессором, а затем и первым проректором института. Владиславлев возглавляет кафедру, руководит созданной им научной лабораторией.
В это же время его без отрыва от основной работы избирают вице-президентом Международной организации по образованию взрослых, он увлекается идеей реформирования советской системы образования. Увлечение перерастает в основное занятие: в 1974 г. он возглавил Институт по проблемам образования. Следующий этап его жизни - работа заместителем председателя правления Всесоюзного общества "Знание", где он курировал научно-техническую и естественнонаучную пропаганду.
Перестройка принесла Владиславлеву пост Министра образования СССР, но ненадолго. Заняв его в 1986 г., он в этом же году был приглашен академиком Ишлинским во Всесоюзный совет научно-технических обществ (ВСНТО), где получил должность первого секретаря правления. В конце 80-х гг. он - инициатор создания одного из первых в Москве совместных предприятий, первого крупного коммерческого центра, ассоциации совместных предприятий, Союза промышленных и производственных кооперативов (в настоящее время это Союз кооператоров). По спискам Союза научных и инженерных обществ (первым секретарем правления Союза он был с 1988 по 1990 г.) в 1989 г. он избирается народным депутатом СССР. Владиславлев являлся членом Комитета Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию. Был инициатором создания и сопредседателем Научно-промышленной фракции Съезда народных депутатов СССР.
В 1990 г. Владиславлев предлагает Аркадию Вольскому, находящемуся без дела после приезда из Карабаха, возглавить создаваемый им Научно-промышленный Союз СССР, позже переименованный в Российский союз промышленников и предпринимателей. Александр Иванович согласился, а Александр Павлович стал вице-президентом. В 1991 г. Владиславлев назначается председателем Совета по предпринимательству при Президенте СССР, просуществовавшего до 1992 г. К Горбачеву он относится скептически: "Искренняя вера в свое безграничное величие доминирует надо всем. Особенно остро я все это почувствовал, общаясь с Михаилом Горбачевым".
Летом 1991 г. Владиславлев принимает участие в учредительной конференции Движения демократических реформ (ДДР), входит в Политсовет движения, а в марте 1992 г. избирается сопредседателем ДДР.
2 марта 1992 г. Борис Ельцин подписал Указ "О Совете по предпринимательству при Президенте РФ". В списках совета был и Александр Павлович, правда, он уже не значился председателем. Весной 1992 г. он оказывается среди организаторов создания Всероссийского Союза "Обновление", войдя в Оргкомитет союза, а затем став одним из его сопредседателей.
Программа действий союза "Обновление", по определению Владиславлева, заключалась в следующем: "Это политический клуб, куда мы привлечем много новых лиц, где умные люди будут раскрываться. В этих условиях сформируются новые лидеры, ведь сегодня искать лидеров среди тех, чьи фамилии известны, - бессмысленно. Сегодня все ищут, на кого бы поставить, но те, кто не нужен, - прибегают, а те, кто нужен, - молчат".
Летом при непосредственном участии Владиславлева было проведено еще две учредительные конференции: в июле создана коалиция "Гражданский союз" (Александр Павлович стал членом его Политического консультативного совета), а в июле учрежден Союз конструктивных сил (СКС). Одновременно с этим он становится председателем Дальневосточного неправительственного фонда.
В "Гражданском союзе" (ГС) "партия Владиславлева" - союз "Обновление" - отвечает за создание экономической программы, это и стало первым делом ГС. В августе 1992 г. по инициативе РСПП и "Обновления" ГС разработал антикризисную программу. По словам Владиславлева, удалось добиться признания принципа государственного регулирования процесса перехода к рынку, необходимости защиты малоимущих слоев населения. Но все договоренности рухнули.
В "Гражданском союзе" свою роль Александр Павлович видит в том, чтобы заниматься созданием эффективного политического механизма - силы, с которой бы все считались. Все отмечают демократичность в общении Владиславлева, он находит общие точки и с демократами, и с коммунистами. "Мы, - отмечает Александр Павлович,- можем спокойно и мирно беседовать, приходя к консенсусу. И я пришел к выводу, что нормальному процессу и диалогу противостоит группа людей, за которыми ничего нет и которые ради личной власти обостряют ситуацию. Кто такой Полторанин? Не Луначарский и не Суслов. С какой стати вообще проблема Полторанина возникает? Бурбулис мне более симпатичен, но именно его действия, вероятно, спровоцировали выступления Ельцина на съезде [народных депутатов] 10 декабря [1992]. Весь сыр-бор из-за 5 человек! Что за коллективный Гришка Распутин появился в России!"
Когда в декабре 1992 г. во время японской поездки Аркадий Вольский обещал отправить в отставку Министра внешних экономических связей Петра Авена, в руководстве "Гражданского союза" называлось имя Александра Владиславлева в качестве возможного министра. Но разразившийся скандал с японским интервью похоронил надежды и сделал всех кандидатов ГС неприкасаемыми.
Тем не менее, главной ошибкой "Гражданского союза" Владиславлев считал в феврале 1993 г. то, что его лидеры "не предложили стране правительственную команду... крутились все время вокруг да около, много говорили, но ничего не сделали. И на съезде... поплатились именно за свою искреннюю позицию в отношении Президента".
Сам Владиславлев к власти не стремится (это о себе говорят и все остальные лидеры "Гражданского союза"), заявляя: "Власть в ее известных атрибутах мне не нужна. У меня все было с 32 лет. Я благополучный, но абсолютно нереализованный человек".
Главной ошибкой руководства он считает то, что... "цели нового этапа исторического развития России, понятные и принмаемые большинством в обществе, не были сформулированы. А без этого конструктивная деятельность невозможна. Речь идет об ответе на простые и в то же время бесконечно сложные вопросы: какую совокупность экономических и общечеловеческих ценностей мы закладываем в основу формирующейся социально-экономической системы? Каковы геополитические и общенациональные интересы страны в изменяющемся мире? Как в будущей России будут соотноситься интересы населяющих ее наций и народностей и интересы русского народа, интересы республик, регионов и государства в целом?...Нельзя же в самом деле рассчитывать, что в качестве цели общественного развития России могут быть приняты догматические рассуждения некоторых идеологов... с обещаниями светлого будущего, в котором рынок и демократия становятся самоцелью. А методы достижения предлагались до боли знакомые: цель оправдывает средства; кто не с нами, тот против н
Владиславлев не отрицает того, что "Егор Тимурович - образованный человек и компетентный экономист". Фигуру его оценивает как противоречивую: "Мне нравится его внутренняя позиция, он удар держит, он спортсмен. Однако те разрушения, которые он произвел в стране, сопоставимы только с войной. Гайдар - жертва своей же модели. Я сам математик, я жил моделями, знаю как они опасны: ты утрачиваешь чувство реальности. Егор всегда был жестко детерминирован и действовал, не поставив своим схемам граничные условия. Он просто их не знал... Ошибкой Ельцина - Бурбулиса было то, что они сделали Гайдара первым лицом, а я убежден, что сделай они его "Абалкиным", от Егора была бы только польза... Феноменальная же популярность Гайдара на Западе наигрывалась беспредельно..."
Черномырдин же, по словам Владиславлева, - заложник ситуации, как и "Гражданский союз", и все зависит от его политической воли. В дальнейшем, считает он, "...нельзя отдавать судьбу страны на откуп экономистам-теоретикам, будь то Шаталин, Явлинский или Гайдар. Мы очень подвержены разного рода фетишам. Россия всегда догоняла Европу, и вследствие этого у русских сложилась определенная ментальность. Петр I приводил голландцев и заставлял бояр брить бороды... Так же мы попались и на марксизме. Хапнули модель, рожденную в Германии, не прошедшую экспериментальной проверки, и вот теперь расхлебываем".
"Сейчас главное,- отмечает Александр Павлович,- не насиловать историю и оставить весь этот глупо-созидательный зуд".
В начале 1993 г. основными задачами Владиславлева, как он их изложил на съезде союза "Обновление" 27 февраля, являлись: досрочные выборы и подтверждение на Съезде народных депутатов незыблемости Конституции (т.к. он уверен, что в России "...нет никакого конституционного кризиса. Есть очевидный кризис уважения Конституции. Написать новую Конституцию можно быстро (правда по логике, Конституция должна закреплять происшедшие в обществе изменения, а не предвосхищать их). Научить же выполнять Конституцию требуется существенно больше времени."
"Не могу понять, - говорил Александр Павлович, давая оценку идее референдума, - как можно назначать референдум и одновременно не знать, что на нем спрашивать... Референдум не нужен никому, в результате его проиграют все..." Это же Владиславлев относит и к принятию Конституции: "Что мы хотим в ней закрепить...Мы находимся в переходном периоде. Конституция - свод законов, а мы даже четко не сформулировали свою цель... Лучше принять некую Декларацию независимой России. В ней не будет деления на наших и не наших. Сегодня нужно действовать только в соответствии со здравым смыслом, а не конфронтировать друг с другом".
Опасения Владиславлева оправдались, после референдума "центр" исчез. Правление Демократической партии России приняло решение об отзыве своих представителей из "Гражданского союза", Вольский объявил, что не участвует в его работе с декабря 1992 г. "Гражданский союз" кооптировал в новую коалицию левоцентристские "розовые партии", расширив свою социальную базу за счет Социалистической партии трудящихся и Партии труда. Одновременно с этим энергичная оппозиционная деятельность союзника Владиславлева по ГС А.Руцкого в середине 1993 г. не вызвала поддержки Александра Павловича, т.к. "в некоторых выступлениях он вышел за рамки центристской позиции". Эту позицию, по мнению Владиславлева, Руцкой разделить не может, она создает наибольшую сложность. Владиславлев считает, что исчезновение с политической арены "Гражданского союза" катастрофически осложнит обстановку. По его словам, противостоящие блоки радикалистской окраски останутся один на один.
Начинаются позиционные бои: Гайдар в пику ассоциации Вольского - Владиславлева стал президентом Ассоциации частных и приватизированных предприятий, в которую вошли такие гиганты, как "Уралмаш" и "АвтоВАЗ". Союз "Обновление" берет себе в союзники коалицию "Предпринимательская политическая инициатива" (в нее входят известные российские предприниматели Владимир Виноградов, Марк Масарский, Юрий Милюков, Михаил Ходорковский и др.), а летом 1993 г. Владиславлев участвует в создании правоцентристского блока "Август". Негативно он отзывается о большинстве последних действий Президента, заявляя, что главная беда Ельцина в том, что он не сумел стать президентом России, а так и остался президентом ДемРоссии.
Как активный член оппозиции Владиславлев привлекает к себе пристальное внимание. В начале 1993 г. Минфин выпустил документ о незаконности деятельности "Русского дома Селенга" и Акционерного общества "Союз", предупредив средства массовой информации, участвующие в рекламе и пропаганде их деятельности, о том, что одновременно они участвуют в обмане населения... В наблюдательный же совет "Союза" входят А.Владиславлев, В.Чикин, И.Кобзон и др.
7 августа достаточно осторожный доселе Владиславлев выступает в "Российской газете" с чрезвычайно мрачной оценкой ситуации. "Пожалуй, впервые за 8 лет реформирования России у меня сейчас очень тревожные предчувствия. Стране реально угрожает паралич центральной власти. Развязка этого кризиса способна принять столь уродливые формы, что будут похоронены все светлые цели и демократические идеалы.
Стоящая у власти команда абсолютно не способна овладеть ситуацией и наладить созидательный процесс... Везде полный провал. Катастрофическая ошибка была совершена при выборе концепции экономической реформы: манипулировать финансами в стране, где совсем не деньги играли роль регулятора экономики, дело безнадежное...
...Затеяли гонку с принятием новой Конституции, хотя три принципиальных вопроса российской государственности... не имеют решения. Это конфликт между субъектами Федерации, конфликт между теми же субъектами и органами самоуправления и, наконец, конфликт между правами человека и правом нации на самоопределение и, следовательно, национально-государственным устройством...
...У страны отсутствует концепция международной политики, традиционные союзники России потеряны, новые не приобретены, нет военной доктрины..."
В этой ситуации, считает Александр Павлович, весьма возможен государственный переворот: "Либо Ельцин и его команда выступят против всех, либо переворот будет осуществлен против Президента, либо кремлевская команда сама восстанет против Ельцина. Для последнего... впервые сегодня есть очень много предпосылок. Главные идеологи "команды" уже открыто заявляют, что возможности сотрудничества с Президентом уже исчерпаны..." Владиславлев уверен: "У политических авантюристов, обступивших Бориса Николаевича, есть схема захвата власти. И присутствие вице-президента, человека, который на абсолютно законных основаниях в случае чего должен заменить главу государства, не позволяет реализовать планы путча".
Очень не хочется Александру Павловичу получить лавры Кассандры и "накаркать" путч, как это сделал другой сопредседатель ДДР Э.Шеварднадзе.
В своих политических убеждениях Владиславлев является сторонником консерватизма в западном понимании этого слова. Его политические симпатии - Жискар Д`Эстэн, Маргарет Тэтчер. Он считает себя оптимистом. Хотя, по словам Александра Павловича, его много раз предавали и обманывали. Всего в жизни он добивался сам и ничем никому не обязан. "Мне нечего скрывать, - говорит он, - взяток я никогда не брал".
В настоящее время он - академик Инженерной академии, автор семи книг, нескольких сотен научных публикаций и публикаций по проблемам образования, в последнее время выходит множество его статей на общественно-политические темы в российской и зарубежной прессе.
Александр Павлович награжден двумя орденами - орденом Трудового Красного знамени за освоение целинных земель и орденом "Знак Почета" за развитие системы образования в СССР.
Он женат. Жена - известная певица Карина Лисициан. Александр Павлович мечтал в жизни только об одном - иметь пятерых сыновей. К сожалению, эта мечта так и не осуществилась. У него один сын - математик-экономист, занимается консалтинговой деятельностью. Есть внук, которому почти 3 года.
Александр Павлович верующий, православный, всегда, по его словам, носит крест. Раньше активно занимался спортом, играл в хоккей, где добился больших успехов (играл в высшей лиге), в теннис, увлекался горными лыжами, в армии был десантником. Он жизнелюб, который может, по его словам, заплатить за стрижку симпатичной парикмахерше раз в 10 больше, чем положено. Собственными руками выстроил под Москвой дом, где и живет круглый год, разводя на строгой научной основе (его консультантами являются главный птицевод страны академик Фисигин и ведущий телепередачи "Наш сад" Борис Попов) кур различных пород и редкие растения в саду (в том числе и в зимнем), в котором, по мнению Владиславлева, все должно быть "красиво и вкусно". Своим считается Александр Павлович среди московской творческой богемы. Почитает Рериха и Шнитке, любит слушать оркестр Глена Миллера, во время заграничных поездок старается найти время для посещения джаз-клуба. Однако в последнее время все пришлось забросить из-за политики. "Вот если ничего не получится с политикой - утверждает он - то буду разводить кур или выращивать тюльпаны". Без работы Александр Владиславлев не может.