Содержание
Введение
Россия после XX века
Заключение
Список литературы
Введение
Все среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития России в XXI веке, которые давали как отечественные, так и зарубежные специалисты в конце 1990-х годов, как правило, пессимистичны.
Предрекался один и тот же набор "ужастиков": демографический упадок и падение качества человеческого капитала, экономическая и технологическая деградация, закат демократии и возврат к тоталитарным методам управления государством и т.д. и т.п.
Как следствие - откат страны в разряд третьестепенных государств мира, по существу на периферию мирового развития с последующим её расчленением и дележом "российского наследства" более успешными международными актерами - КНР, США, Евросоюзом, Японией и исламскими странами.
Россия после
XX века
Это возможный сценарий, но не единственный. Польза от него в том, что он должен был мобилизовать нацию на действия, предотвращающие его реализацию.
Однако для правильного выстраивания таких действий нужны, конечно, не истерики и даже не эмоции, а трезвые и холодные оценки сложившейся военно-политической обстановки, на основе которых только и можно строить реалистичные прогнозы развития мира в целом и России, в частности.
Участниками различных "круглых столов", симпозиумов, телемостов и т.п. были предложены и выработаны следующие оценки и прогнозы, исход.
В краткосрочной перспективе (3 года - 5 лет) внешняя угроза для Российской Федерации невелика. Трудно представить, что в ближайшие годы какое-либо государство мира осуществит вооружённую агрессию против России.
Хотя НАТО превратилась в доминирующую военную силу в Европе, у нас нет острых политических или экономических конфликтов со странами альянса, способных перерасти в крупномасштабную войну.
В этот период Россия сохранит статус ядерной державы. Надо полагать, что полностью не будет разрушен и режим контроля над вооружениями, который в целом обеспечивает как предсказуемость военно-политической ситуации так и достаточное стратегическое предупреждение и, по существу, устраняет опасность внезапного нападения.
На новые серьезные соглашения в этой области с США рассчитывать, однако, не стоит. Вполне вероятно в этот период расширение "ядерного клуба", дальнейшее распространение ракет и ракетного оружия.
В целом возможность внешней военной агрессии представляет сейчас для России куда меньшую угрозу, чем достаточно вероятная внутренняя социально-политическая дестабилизация, растущий разрыв в уровне жизни богатых и бедных граждан, демографический упадок, продолжающаяся технологическая деградация, экологические и техногенные катастрофы, связанные, в частности, с изношенностью основных фондов.
Следует признать, что главные угрозы жизненно важным интересам России исходят сегодня не извне, а являются следствием процессов, происходящих внутри государства и на территории бывших республик Советского Союза.
Исходя из этого, приоритеты национальной безопасности России следует расставить следующим образом.
На первом месте находятся внутриполитические и социальные задачи - защита прав и свобод личности, построение основ гражданского общества и эффективного демократического государства.
На втором - технологическая модернизация, включающая обновление основных фондов, обеспечение перехода к инновационной модели экономического развития и мировой конкурентоспособности, формирование доступной и качественной социальной инфраструктуры, присущей успешным постиндустриальным обществам (здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, доступное жилье и проч.) и повышение благосостояния граждан.
Наконец, на третьем месте находится необходимость защиты всех этих завоеваний от угроз извне, т.е. сдерживание внешней агрессии и обеспечение жизненно важных интересов за пределами национальной территории.
В среднесрочной перспективе (10-15 лет) угроза может возрасти, прежде всего, на Юге. В условиях, когда исламский экстремизм в мире нарастает, Россия оказывается перед лицом агрессивных режимов Ближнего и Среднего Востока.
Если не удастся дипломатическими средствами предотвратить конфронтацию с исламским миром, возможно развитие противоречий с некоторыми мус
При худшем варианте развития событий Россия может столкнуться здесь даже с несколькими войнами масштаба афганской на своей территории или на территории СНГ.
Весьма вероятна в этот период дальнейшая деградация имеющихся механизмов международной безопасности (ООН, НАТО, ОБСЕ и др.), а также основных режимов нераспространения ОМУ и средств его доставки, в первую очередь ракет и ракетного оружия.
Что касается Запада и Востока, то здесь нельзя исключать ухудшение ситуации, но прямая военная угроза с этих направлений маловероятна. Правда, если за это время не будет создан механизм реального партнерства между Россией и НАТО, альянс останется замкнутым военным блоком и не будет трансформирован в миротворческую организацию с участием России, а военная инфраструктура НАТО вплотную придвинется к нашим границам, то положение может существенно осложниться, не исключая возобновления противостояния между Россией и Западом.
Кроме того, следует отдавать себе отчёт в том, что уже в среднесрочной перспективе роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности будет неуклонно падать, а Соединённые Штаты в этот период выйдут на создание и оснащение своих вооружённых сил оружием "пятого" (а затем и "шестого") поколения (новейшим высокоточным обычным оружием с мощной информационной составляющей), с помощью которого они смогут решать любые военные задачи практически бесконтактным способом.
Россия сможет конкурировать, а в некоторых областях - и превосходить, в этом с США. Следует ожидать развертывания США в течение 10 лет не только тактических систем ПРО, способных решать задачи борьбы с некоторыми (но не всеми) стратегическими силами России, но и элементов территориальной системы ПРО.
Кроме того, если России не удастся наладить серийное производство вооружений "пятого" поколения (включая, например, аналог американского истребителя "JSF"), - возможно, и через кооперацию с ведущими странами ЕС, то мировой рынок вооружений будет монополизирован США, и Россия, скорее всего, навсегда утратит свои позиции мирового поставщика современного оружия. Тем самым ею будет утрачен весьма серьезный рычаг влияния на мировую политику в целом.
В среднесрочной перспективе не исключено возникновение серьёзных противоречий между Китаем и российскими союзниками в регионе (Казахстан, Киргизия, Таджикистан), а также между Китаем и важной для России нейтральной Монголией. Хотя в настоящее время нет оснований прогнозировать какие-либо агрессивные намерения со стороны Китая, ряд объективных факторов не позволяет полностью сбросить со счетов возможность серьёзных противоречий между Китаем и Россией, способных создать проблемы безопасности и для российской территории (Забайкалье и Приморье).
Заключение
Как отметил глава МИД России Сергей Лавров, выступая на международном симпозиуме "Взгляд вперед: Россия в XXI веке", "…идёт естественный процесс формирования новой международной архитектуры, как политической, так и финансово-экономической. Архитектуры, которая отвечала бы новым реалиям".
"Одной из таких реалий является возвращение России в глобальную политику, экономику и финансы в качестве активного и полноценного игрока. Это касается нашего положения на мировом рынке не только энергоносителей, но и зерна, наших лидерских позиций в области ядерной энергетики и космоса, наших возможностей в сфере наземного, воздушного и морского транзита, да и роли рубля как одной из наиболее надежных мировых валют", - заявил С. Лавров.
Россия стремится к мировому лидерству. Но, как известно, состояние прав человека в нашей стране оставляет желать лучшего: коррупция, нарушение соблюдения демократических правовых норм, печальное положение свободы слова и СМИ, политических прав, дедовщина в вооруженных силах, условия содержания в тюрьмах, создающие "угрозу для жизни", ограничения на передвижение граждан и институт прописки, ограничение свободы вероисповедания, этническая дискриминация и др.
Список литературы
1. Россия в XXI веке: как сохранить страну? / Материалы заседания "Открытый Форум" от 14 июня 2006 года.
2. Взгляд вперед: Россия в XXI веке. / Материалы международного симпозиума. - М., 2007.