Тулубьева Ирина – начальник отдела Авторского права ЗАО «Интеллект-консалтинг»
Авторское право на произведение науки, литературы или искусства возникает в силу факта его создания, т.е. с момента, когда произведение приобретает объективную форму существования (п.1 ст.9, п.2 ст.6 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 09 июля 1993 г. № 5351-1, далее – «Закон»). Авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и продолжает действовать после смерти автора в течение сроков, установленных Законом.
Законодательство Российской Федерации об авторском праве не предусматривает никаких ограничений в правах тех или иных категорий наследников умерших авторов. Действующий Закон устанавливает, что все наследники пользуются равными правами, независимо от назначения, художественной ценности и достоинства произведения, независимо от заслуг того или иного автора.
Критерий один - авторское право наследников действует в течение не менее 50 лет после смерти автора. И такая норма применяется ко всем произведениям, 50-летний срок охраны которых не истек к 01 января 1993 г.
Таким образом, с вступлением в силу Закона 1993 года получили охрану многие произведения давно умерших авторов, которые не охранялись в советское время по причине истечения ранее действовавших сроков охраны.
Дело в том, что в соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета РФ “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”, Закон применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права или смежных прав, возникающим после введения в действие указанного Закона.
Данная норма соответствует ст.4 Гражданского кодекса РФ, где указано, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
И, если произведение какого-либо автора используется (издается, публично исполняется, передается в эфир и т.д.) после 03 августа 1993 г. (даты вступления в силу Закона), то на правоотношения по его использованию распространяется не старое законодательство, а Закон 1993 г.
Обратимся к Закону. Статья 27 Закона (она называется “Срок действия авторского права”) устанавливает, что “авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей”.
Пунктом 6 ст.27 Закона определено, что исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Например, 50-летний срок охраны авторского права произведений Александра Николаевича Вертинского, умершего в 1957 году, начинает исчисляться с 1 января 1958 года и заканчивается 31 декабря 2007 г.
50-летний срок охраны авторского права произведений Самуила Яковлевича Маршака (умер в 1964 г.) исчисляется с 01 января 1965 года, А.А. Ахматовой (умерла в 1966 г.) - с 01 января 1967 года, И.И. Дунаевского (умер в 1955 г.) - с 01 января 1956 года и т.д.
Пункт 3 Постановления о введении Закона устанавливает, что сроки охраны прав, предусмотренные ст.27 Закона, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г. Таким образом, можно констатировать, что все произведения вышеперечисленных авторов охраняются Законом 1993 года.
Это положение явилось результатом многочисленных обращений во время доработки Закона 1993 г. со стороны творческой интеллигенции, деятелей культуры, Российского авторского общества (в то время - Российского агентства интеллектуальной собственности), основной мыслью которых была забота о сохранении золотого фонда российской культуры и всемерной защите прав на результаты творчества.
В проекте этого постановления первоначально была записана совершенно иная норма, согласно которой предполагалось предоставить 50-летний срок охраны только наследникам тех авторов, со дня смерти которых к 1 января 1993 года не прошло 25 лет. Иными словами, предполагалось объявить о введении 50-летнего срока охраны прав, но реально предоставить его только тем, кто умер не ранее 1968 года.
При таком решении из сферы охраны прав исключались произведения многих писателей, композиторов, ученых, имена которых составляют гордость отечественной культуры. В большинстве случаев это как раз те авторы, которых при жизни да и многие годы после смерти власти не очень жаловали, запрещали или ограничивали издание и исполнение их произведений. Поэтому их наследники не в полной мере использовали даже те, действовавшие ранее, короткие (15-летний и 25-летний) сроки охраны авторских прав.
РАИС, видные деятели культуры, творческие союзы, авторская общественность сочли необходимым обратиться к Верховному Совету Российской Федерации с предложением взглянуть на этот вопрос не с точки зрения “удобства”, а с позиции справедливости, подумать, как не допустить дальнейшей дискриминации тех, кто и так испытал ее сполна. Верховному Совету было направлено открытое письмо, подписанное творческой интеллигенцией страны (текст письма был почти полностью опубликован в “Независимой газете”). Внимание депутатов Верховного Совета и Президента РФ было обращено на необходимость восстановления справедливости в отношении таких авторов, как А.Н. Толстой, А. Ахматова, А. Платонов, С. Прокофьев и др.
Депутаты и члены комиссии, готовившие проект Закона, согласились с этими предложениями. Редакция п.3 проекта постановления была коренным образом изменена и вошла в постановление так, что по новому Закону охрана прав авторов предоставляется во всех случаях на срок не менее 50 лет после их смерти. Таким образом, наследникам авторов была предоставлена возможность пользоваться правами в течение равных сроков, без какой-либо дискриминации, что соответствует ст.35 Конституции РФ, гарантирующей права наследников.
Следует отметить, что продление срока охраны авторского права до 50 лет имеет практическое значение только для тех авторов, чье творчество не потеряло своей значимости, выдержало испытание временем и вошло в сокровищницу отечественной культуры.
Нормы российского законодательства об авторском праве и, в частности, установленный минимальный 50-летний срок охраны для произведений всех авторов полностью соответствует международной норме - ст.18 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, членом которой с 13 марта 1995 г. является и Россия. Мировая практика идет по пути расширения и продления сроков охраны авторского права. И у нас в проекте IV части ГК РФ предусмотрено ввести уже 70-летний срок охраны авторских прав.
Итак, мы установили, что если к 1 января 1993 года 50-летний срок на произведения какого-либо автора не истек, то для таких произведений применяются сроки, указ
Это, во-первых, минимальный срок охраны авторского права: в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
А, во-вторых, ряд исключений из этого правила. Все они перечислены в ст.27 Закона, и перечень их является исчерпывающим.
Так, пунктом 5 этой статьи установлено, что в случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то 50-летний срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.
К примеру, А.Н. Толстой работал в указанное время, что подтверждается, в частности, произведениями, написанными в им в период 1941-45 гг. (данную информацию легко можно получить как в Собрании сочинений писателя, так и в различных справочных изданиях). А.Н. Вертинский также работал в период Великой Отечественной войны - создавал песни, писал очерки, выступал. То же касается Исаака Дунаевского, Анны Андреевны Ахматовой и многих других авторов, для произведений которых срок охраны увеличивается дополнительно на 4 года - не 50, а 54 года после смерти автора.
Законодатель предусмотрел эту норму с учетом того факта, что в годы Великой Отечественной войны далеко не все авторы имели возможность полноценно реализовать свои авторские права. И потому произведениям таких авторов справедливо было предоставить более длительные сроки охраны.
Кроме того, некоторые произведения охраняться и после истечения 50-ти и 54-х летнего сроков - это те произведения, которые были впервые опубликованы после смерти автора. Для таких произведений п.5 ст.27 Закона установлено, что авторское право на них начинает действовать с 01 января года, следующего за годом их выпуска в свет.
Понятие “выпуск в свет”, или “опубликование” произведения содержится в ст.4 Закона: это выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.
Следовательно, не всякое использование произведения может считаться его выпуском в свет. К примеру, не будет рассматриваться как выпуск в свет публичное исполнение пьесы в театре или исполнение песни в радио- и телеэфире.
Ряд произведений писателей и других авторов по различным причинам не публикуется при их жизни, и потому необходимо проверить, когда именно состоялся их выпуск в свет. Ведь может так получиться, что произведения многих “старых” авторов (таких, как Михаил Булгаков, умерший в 1940 году) впервые были выпущены в свет только 20-30 лет назад и потому охраняются Законом 1993 г.
К примеру, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” был впервые опубликован лишь в 1967 году и, следовательно, он охраняется Законом в течение 50 лет - начиная с 01 января 1968 года.
Можно предполагать, что дневники многих авторов, а также отдельные запрещенные произведения, как правило, выпускались в свет уже после смерти их создателей.
Специфика нашей страны находит отражение в Законе в виде нормы о тех произведениях, чьи авторы были репрессированы и лишь после смерти реабилитированы. К сожалению, таких авторов немало. И не обязательно это профессиональные литераторы, композиторы или художники. Ведь использоваться (в том числе издаваться) могут самые различные произведения науки, литературы и искусства. Так, только в 1999 году был реабилитирован сын И.В. Сталина Василий, и, если он оставил письма, дневники и другие архивные документы, которые заинтересуют издателя, то следует помнить, что те произведения, которые были выпущены в свет до реабилитации автора, охраняются с 01 января 2000 года (года, следующего за годом реабилитации) в течение 50 лет. А произведения, которые будут выпущены в свет после года реабилитации, - с даты их первого опубликования.
Истечение сроков охраны означает переход произведения в общественное достояние. При отсутствии наследников произведения умерших авторов также становятся общественным достоянием, т.е. могут использоваться свободно, но с соблюдением личных неимущественных прав автора – права авторства, права на имя и без искажения произведения (ст.28 Закона).
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1) для того, чтобы правомерно использовать какие -либо произведения умерших авторов, необходимо установить, истек или нет срок охраны на них. Убедившись в том, что авторское право всё еще действует, следует обратиться к наследникам автора и выяснить, кому принадлежат права на использование конкретного произведения конкретным способом и не были ли они переданы издательству или другому пользователю, а также проверить документы о праве наследования и заключить с правообладателями авторский договор;
2) во избежание нарушения авторских прав наследников необходимо всегда помнить о том, что при использовании произведений надо руководствоваться исключительно законодательством, действующим на момент использования произведения, а не утратившими силу нормативными актами;
3) на основании Закона 1993 г., действующего в настоящее время, произведения науки, литературы и искусства охраняются после смерти автора не 15 или 25 лет , как было раньше, а не менее 50 лет (с учетом исключений, установленных ст.27 Закона);
4) действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений и изъятий для отдельных авторов и произведений: 50-летний срок охраны применяется во всех случаях, когда он не истек к 01 января 1993 г.
Необходимо отметить, что судебная практика неуклонно и повсеместно пресекает все попытки российских нарушителей закона увильнуть от ответственности, ссылаясь на якобы “неохраняемость” прав наследников авторов (кстати, подобные доводы встречаются в судах довольно редко). Самые яркие тому примеры - судебные процессы наследников А.Н. Толстого (умершего в 1945 г.) против издательства “Республика” и Холдинговой компании “ТЕРРА” в 1996-99 гг.; наследников А.Н. Вертинского против звукозаписывающих компаний в 1996-1999 гг.; наследников И.И. Дунаевского против производителей рекламного ролика пива «Старый мельник», наследника В.В. Вересаева (умер в 1945 году) против ряда книжных издательств и др.
В сфере публичного исполнения (театры, концертные залы, радио, ТВ) наследники А.А. Ахматовой, С.Я. Маршака, И.И. Дунаевского, А.Н. Вертинского и других давно умерших авторов являются членами Российского авторского общества, которое заключает от их имени и в их интересах лицензионные соглашения с пользователями, собирает в их пользу гонорар, а также ведет судебные процессы против нарушителей прав наследников.
Решениями судов, подтвержденными вышестоящими инстанциями, было признано, что авторские права наследников были нарушены недобросовестными пользователями, а с книжных и музыкальных издателей, теле- и радиокомпаний, кинотеатров, концертных и театральных площадок неоднократно взыскивались крупные денежные компенсации.