Ст. 779 ГК РФ, определяющая договор возмездного оказания услуг, содержит примерный перечень услуг, в числе которых называет медицинские услуги. Таким образом, квалифицирующие признаки услуги как объекта гражданских прав экстраполируются на медицинские услуги, с учетом специфики последних. Следовательно, чтобы сформулировать понятие «медицинские услуги» необходимо определить конституирующие признаки самой «услуги» и специфику именно медицинской услуги.
Из содержания статьи 779 ГК РФ следует, что услуга представляет собой определенные действия или определенную деятельность, осуществляемую исполнителем по заданию заказчика. Данные действия или деятельность направлены на достижение определенной цели.
В специальной литературе широко распространена точка зрения, поддерживаемая нами, что услуга не производит материального результата и не существует после завершения деятельности услугодателя, в противном случае возникшие отношения опосредуются обязательствами по оказанию услуг. [1] Наличие или отсутствие результата не влияет на решение вопроса об ответственности услугодателя. Квалифицирующим фактором является выполнение услугодателем добросовестно всех необходимых действий, для достижения обусловленной заказчиком цели. При оказании нематериальной услуги «оплата деятельности услугодателя не зависит от того достигнут или нет результат полезного эффекта услуги – «оплачивается» услуга как таковая [2].
Деятельность услугодателя, по общему правилу. не воплощается в овеществленном результате. В тоже время услуга может иметь материальный (овеществленный) результат, но данный результат в отличии от обязательств по производству работ, не может существовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, именно в той форме и в том функциональном назначении, в котором он существовал для первоначального услугополучателя (заказчика). Предположим зуб из драгоценного металла (золота) может быть предметом купли-продажи, но покупатель не может его использовать в первоначальном назначении без переработки.
Таким образом, можно определить услугу, как определенные действия или определенную деятельность, осуществляемую добросовестно и разумно услугодателем для достижения определенной достижимой цели обозначенной услугополучателем, не создающей овеществленного результата или создающего овеществленный результат, который не может в созданной форме и по содержанию являться самостоятельным объектом гражданских прав.
После определения общего понятия «услуги», мы перейдем к рассмотрению специфических особенностей медицинской услуги.
Понятие «медицинской услуги» с точки зрения ее гражданско-правового регулирования появилось в гражданском законодательстве сравнительно недавно. «Основные положения стандартизации в здравоохранении» утвержденные Приказом МЗ РФ от 12 декабря 1997г определяют медицинскую услугу как мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость». Данное понятие с правовой точки зрения не содержит конституирующих признаков услуги как объекта гражданских прав.
Через призму конституирующих признаков попытаемся дать понятие «медицинская услуга»
Во-первых, медицинская услуга – это деятельность (совокупность действий), которую могут осуществлять не все лица. При ее оказании законом предъявляются повышенные требования к квалификации исполнителя. На этом основывается подтверждающий дееспособность соответствующих лиц порядок выдачи лицензий на осуществление медицинской деятельности субъекту хозяйствования. Таким образом, «медицинская услуга – профессиональная деятельность или совокупность профессиональных действий...» [1].
Во-вторых, деятельность должна осуществляться для достижения определенной цели. Пациент (заказчик),другие обозначенные в законе лица обращаются к врачу с целью устранения каких-либо психофизиологических негативных проявлений своего организма ( третьего лица). При этом пациент обозначает именно конкретные негативные проявления ( повышенное давление, головная боль и т.д.) и надеется на их устранение, на стойкий эффект лечения. Даже в тех случаях, когда речь идет об «улучшении здоровья», пациент называет признаки, которые, по его мнению, свидетельствует о
В-третьих, по общему правилу медицинская услуга не имеет овеществленного результата. В тоже время она может быть сопряжена с созданием материального (овеществленного) компонента. Однако, как указывалось выше, он не представляет собой самостоятельную ценность, а входит составной частью в способ лечения.
В-четвертых, по общему правилу, результат услуги не может быть гарантирован исполнителем. Данный признак в отношении медицинской услуги обусловлен двумя факторами: во-первых, медицинская услуга представляет собой не одностороннее действия исполнителя, а также встречные действия со стороны пациента, от которых зависит достижение обусловленной цели, а во-вторых, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человеческого организма. В тоже время специфика правового регулирования медицинских услуг определяется тем, что достижение реального результата имеет определенное правовое значение. Несмотря на то, что, «лечебное учреждение берет на себя обязанность оказания медицинской услуги в форме врачевания, т.е. лечения, а не вылечивания» [1], необходимо учитывать целенаправленный характер деятельности исполнителя медицинских услуги исходя их технических и профессиональных возможностей медицины на современном этапе. Поэтому в этом смысле указание на объективную возможность достижения результата должно включаться в понятие медицинской услуги, что имеет практическое значении при решении вопроса о ненадлежащем или надлежащем выполнении исполнителем своих обязательств.
В-пятых, медицинская услуга, являясь объектом гражданских прав, имеет определенную стоимость, поэтому ее оказание, по общему правилу, сопровождается эквивалентной обязанностью по ее оплате. Оплата включает затраты исполнителя по ее оказанию и его вознаграждение. По нашему мнению, независимо от того, кто оплачивает оказанную медицинскую услугу - плательщик по закону, или плательщик по сделке (в том числе страховые организации в системе ОМС или ДМС) наличие оплаты свидетельствует о возмездном характере договора на оказание медицинских услуг. При этом четко необходимо разграничить то, за что платит государство, а за что пациент (гражданин). Платить за лечение должен не сам гражданин, а государство, во-первых, исходя из гарантированного минимум бесплатных медицинских услуг, во-вторых, субъекты Федерации из собственных средств обязательного медицинского страхования. При получении медицинских услуг, стоимость которых исполнителю оплачивает плательщик по закону, они признаются бесплатными (для пациента), а в остальных случаях – платными.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение медицинской услуги – это профессиональная деятельность или совокупность профессиональных действий медицинских работников, направленная на устранение психофизиологических негативных проявлений организма пациента, исходя из технических и профессиональных возможностей медицины на современном уровне развития и финансовых возможностей лиц производящих ее оплату по закону или договору.
Зайцева Наталья Владимировна, ст. преподаватель кафедры "Гражданско-правовых дисциплин" Волгоградского института экономики социологии и права.
Список литературы
[1] См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С.489
[2] Гражданское право. Учебник. Часть 2/Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М., 1997. с. 540 См. также Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. Автореф. Дис. К.ю.н. Л., 1989, С.10.
[1] А.В. Тихзомиров Медицинское право. Практическое пособие. – М.: Статут, 1998. С. 408
[2] Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г., Медицина и общество. М., 1983. С.11
[3]Theodor Abelin Позитивные показатели в охране и укреплении здоровья //Всемирная организация здравоохранения. Ежеквапртальный обзор мировой санитарной статистики. Избранные статьи. Т.39. М.,1998.С.3
[1] Савицкая А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащем врачеванием. Львов, 1982. С. 44.