К.с.-х.н. Чохатариди Л.Г., асп. Хаирбеков С.У.
Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства
Применение биологически чистых препаратов биосана и биомолока для стимуляции половой охоты у коров способствовало нормализации физиологических процессов и повышению молочной продуктивности.
Главным показателем, характеризующим хозяйственно-полезные признаки животных, является уровень молочной продуктивности коров, который, как известно, зависит как от наследственности, так и от условий внешней среды.
Мы проследили за этими показателями у коров в связи со стимуляцией их половой охоты.
Научно-хозяйственные опыты проводили в 1998-2001 гг. в опытно-производственном хозяйстве «Михайловское» Северо-Кавказского НИИ горного и предгорного сельского хозяйства на коровах черно-пестрой породы разной кровности по голштинам.
Во время первого научно-хозяиственного опыта на 34-36 день после отёла (этот период приблизительно соответствует середине второго цикла) проводили ректальное исследование состояния матки и яичников у коров. При отсутствии желтого тела и наличии полной инволюции матки внутримышечно вводили окситоцин в дозе 40-50 ИЕ 2 раза в течение 3 дней для стимуляции половой охоты. Кроме того, коровы I группы подвергались санации шейки матки 10 мл биомолока, приготовленного по технологии Горского ГАУ, аналоги II группы - 10 мл биосана, а животные III группы служили контролем, им санацию не проводили.
В ходе второго опыта при наличии персистентного желтого тела (ПЖТ) и гипофункции яичников проводили энуклеацию ПЖТ с последующим введением в шейку матки коров I группы биомолока, II – биосана в дозе 10 мл и подкожной инъекцией по 2 мл синестрола с интервалом 2-3 дня (всего 3 инъекции), а в последующие 4-5 дней - внутримышечно окситоцин по 40-50 ИЕ. После выздоровления и прихода в охоту проводили санацию шейки матки 10 мл биомолока (I группа) и биосана в той же дозе (II группа), а через 20-30 минут после этого - искусственное осеменение. Животным III группы санацию не проводили.
В связи с тем, что бесплодие маточного состава во многом вызывается эндометритом, был проведен третий научно-хозяйственный опыт для изучения профилактического действия биомолока. Для этого были сформированы 2 группы коров, по 10 голов в каждой. Животным I группы проводили санацию шейки матки биомолоком в дозе 10 мл, однократно, не позднее 24 ч после отхождения околоплодных оболочек, а аналоги II группы – служили контролем.
Данные о продуктивности коров в связи со стимуляцией их половой функции бактериальными препаратами показали, что лучшей молочной продуктивностью отличались коровы, стимулируемые биомолоком.
Осеменение животных при отсутствии персистентных желтых тел и наличии полной инволюции матки (опыт 1) способствовало получению на одну корову 3489 кг молока, что выше, чем при стимуляции биосаном на 61 кг или на 1,8 %, а по сравнению с коровами, не подвергавшимся стимуляции, разница составила 299 кг или 9,4 % (Р>0,95)*. Большей продуктивнос
тью отличались и коровы II группы по сравнению с контролем. Разница составила 238 кг или 7,5 % (Р>0,95).
Следовательно, при отсутствии ПЖТ и наличии полной инволюции матки применение биомолока и биосана для стимуляции воспроизводительной функции коров является эффективным. Животные своевременно оплодотворяются и оказываются более подготовленными для продуцирования молока в течение лактационного периода.
При наличии ПЖТ и гипофункции яичников оплодотворенные коровы (опыт 2), стимулируемые биомолоком и биосаном, между собой почти не различались по молочной продуктивности, но превосходили сверстниц контрольной группы соответственно на 378 и 426 кг или на 13,4 и 15,1 % (Р>0,95).
Санация шейки матки биомолоком в дозе 10 мл после отхождения околоплодных оболочек не позднее 24 ч благотворно сказалась на повышении молочной продуктивности коров (опыт 3). Животные опытной группы (I группа) по сравнению с контролем дали за лактацию на 312 кг молока или на 10,7 % больше (Р>0,95).
Таким образом, применение биомолока, приготовленного по технологии Горского ГАУ, оказывает стимулирующее действие не только на воспроиз
Важным в лактационный период является получение большого количества молока в первые 3 месяца лактации. За этот период от коров I группы (опыт 1) получено 1452 кг, II группы — 1390 кг молока, что больше, чем в контроле соответственно на 161 и 99 кг.
Характер лактационной кривой показывает конституциональную крепость животных и секреторную функцию их молочной железы. Согласно им, лактационные кривые коров, стимулируемых биомолоком и биосаном, при отсутствии ПЖТ и наличии полной инволюции матки, характеризовались сильной устойчивой лактационной деятельностью; несколько низкой, но также устойчивой она была у сверстниц контрольной группы. У животных, стимулируемых этими же препаратами при наличии ПЖТ и гипофункции яичников, их лактационная кривая также была сильной, но неустойчивой, быстро спадающейся, что говорит о недостаточной подготовленности этих коров к лактации. У животных контрольной группы она была более низкой.
При стимуляции коров биомолоком после отхождения околоплодных оболочек лактационная кривая была высокой и устойчивой, в то время как у сверстниц контрольной группы она при достижении максимума на 2 месяце лактации оказалась резко спадающейся, что и сказалось на молочной продуктивности коров этой группы.
Большее количество высокопродуктивных коров было среди животных, стимулируемых биомолоком и биосаном. Если сравнить коров, подвергшихся стимуляции половой функции при отсутствии ПЖТ и наличии полной инволюции матки (1 опыт), то с продуктивностью более 3,2 тыс. кг молока было среди животных I группы 8 голов или 88,9 % от общего поголовья, II группы - 6 голов или 75,0 %, а в III - только 3 головы или 42,8 %. Такая же картина наблюдается при стимуляции воспроизводительной функции коров при наличии ПЖТ и гипофункции яичников. Коровы, которым вводили биомолоко и биосан, оказались более высокопродуктивными, чем сверстницы контрольной группы. Так, среди них с продуктивностью более 3,2 тыс. кг было по 40,0 и 55,3 % животных, а в III группе таких коров не было вообще.
Введение биомолока коровам после отхождения околоплодных оболочек также сказалось на их продуктивности. С удоем более 3,2 тыс. кг молока среди них было 5 голов или 55,5 % животных группы, в то время как среди контрольных сверстниц была только 1 голова или 14,3 %.
Обращает на себя внимание количество низкопродуктивных коров, стимулируемых при наличии ПЖТ и гипофункции яичников. В то же время лучшее положение выявлено у коров I группы (биомолоко).
Следовательно, стимуляция воспроизводительной функции коров при использовании биомолока и биосана способствует совершенствованию продуктивных качеств стада.
Мы проследили и за динамикой среднего процента жира в молоке коров разных групп. Согласно полученным данным, существенных различий по жирности молока между животными разных групп не выявлено.
Однако, в связи с разной молочной продуктивностью, выявлены различия по количеству молочного жира. От коров I и II групп, стимулируемых биомолоком и биосаном (1 опыт), получено за лактацию 125,5 и 121,5 кг молочного жира, что на 12,2 и на 8,2 кг или на 10,7-7,3% больше, чем от сверстниц контрольной группы. Примерно такой же была разница между животными разных групп при стимуляции воспроизводительных функций коров при наличии ПЖТ и гипофункции яичников. Так, коровы I группы превосходили по этому показателю сверстниц III группы на 13,8 кг или на 13,6 %. Животные II группы по отношению к контролю имели молочного жира на 14,9 кг или на 14,7 % больше. Между коровами первых и вторых групп разницы не выявлено. Достаточной она была и при сравнении животных, подвергшихся стимуляции биомолоком после отхождения околоплодных оболочек, со сверстницами контрольной группы (8,69 кг или 8,33 %).
Количество молочного жира в молоке коров подтверждается той же закономерностью, что и удой на корову по месяцам и в целом за весь период лактации.
Заключение.
Обработка коров бактериальными препаратами, вызывая лучшую оплодотворямость коров после отела, способствует нормализации физиологических процессов и повышению молочной продуктивности.
*
Здесь и далее Р
– доверительная вероятность.