Введение
К профессиональной деятельности в условиях кризиса и экстремальных ситуациях связанной с возникновением негативных психических состояний ее участников необходимо быть подготовленным, в том числе и психологически.
Сохранять внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний позволяет психологическая устойчивость. Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Основными аспектами психологической устойчивости являются: стойкость, стабильность; уравновешенность; сопротивляемость (резистентность); мотивация, воля; познание и интеллект.
Социально-психологический тренинг, как средство формирование психологической устойчивости сотрудников силовых структур в условиях кризиса и экстремальных ситуаций
Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в кризисных и экстремальных ситуациях предполагает выработку определенных качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержку. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок он должен овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.
В последнее время все большее значение в формировании психологической устойчивости приобретает использование социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг представляет собой систему целенаправленных тренировок и упражнений позволяющих эффективно развивать необходимые качества сотрудника к выполнению задач в экстремальных условиях. Данный тренинг предполагает овладение сотрудником системой соответствующих психологических приемов, таких как, управлять собой, своими эмоциями, чувствами.
Для формирования психологической устойчивости используются следующие методы социально-психологического тренинга:
· тренинг познавательных качеств;
· коммуникативный тренинг;
· ролевой тренинг;
· психорегулирующие тренировки;
К тренингу познавательных качеств относят тренинг по развитию профессиональной памяти, наблюдательности и восприятия, тренировки по развитию профессиональной чувствительности.
Коммуникативный тренинг заключается в овладении навыками установления психологического контакта и доверительных отношений, осуществления психологического воздействия на лиц, представляющих оперативный интерес.
В процессе решения оперативно-служебных задач сотрудникам приходится выполнять различные роли. Уравновешенность, соразмерность, навыки ролевого поведения развиваются путем осуществления ролевой гимнастики – специальных упражнений
Психотехнические игры – эффективный метод психологической подготовки сотрудников, применяемый для формирования психологической устойчивости.
Одним из методов является психологическое моделирование условий и трудностей оперативно-служебной деятельности – это комплекс приемов, способов и средств, позволяющих создать внешние и внутренние (психологические) условия, близкие к реальным условиям оперативно-служебной деятельности.
Также можно выделить и метод психологического анализа и решения практических задач, достоинством которого является реальная проверка уровня профессионально-психологической подготовленности сотрудников. Решение практических ситуаций позволяет сотрудникам применять полученные практические знания, навыки и умения в оперативно-служебной деятельности.
Личностный адаптационный потенциал сотрудников ФСИН России
Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого эмоционального напряжения. Это требует от личного состава чрезвычайной мобилизации физиологических и психологических ресурсов организма. Поэтому проблема стрессоустойчивости сотрудников не теряет своего значения, а высокий уровень стрессоустойчивости и высоких адаптационных возможностей является необходимой предпосылкой сохранения их психического здоровья и высокой работоспособности.
Существует набор определенных взаимосвязанных характеристик личности (биологических и социальных), которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях жизнедеятельности, в частности, в экстремальных ситуациях - личностный адаптационный потенциал (ЛАП).
Основой работы будущего психолога-практика являются знания в области диагностики и коррекции указанного психологического феномена.
Мы предприняли попытку установить уровень развития ЛАП (высокий, средний, низкий) у будущих сотрудников ФСИН курсантов 1 курса психологического факультета (43 чел.: 25 юношей и 18 девушек).
В качестве психодиагностических методик в работе использовались: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), методика «Определение эмоциональности» (Суворова В.В.), опросник на «выгорание» (авторы - К. Маслач и С.Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой), «Шкала дисфункциональности» и рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек».
Нами был проведен корреляционный анализ между отдельными уровнями адаптации (высокий, средний, низкий) и отдельными уровнями эмоциональности. Получена значимая корреляция между низким уровнем адаптации и высоким уровнем эмоциональности, средним уровнем адаптации и средним уровнем эмоциональности, высоким уровнем адаптации и низким уровнем эмоциональности (0,56).
Также проведен корреляционный анализ между отдельными уровнями адаптации (высокий, средний, низкий) и отдельными уровнями выгорания. Получена значимая корреляция между низким уровнем адаптации и высоким уровнем выгорания, средним уровнем адаптации и средним уровнем выгорания, высоким уровнем адаптации и низким уровнем выгорания (0,34).
Высокий уровень ЛАП - 39,5% (17 чел.) отличается высоким уровнем адаптированности, низким уровнем эмоциональности и низким уровнем выгорания. Испытуемые этой группы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны. Обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Средний уровень ЛАП - 53,5% (23 чел.) – средний уровень адаптированности, средний уровень эмоциональности и средний уровень выгорания. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают средней эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
Низкий уровень ЛАП - 7 % (3 чел.) – низкий уровень адаптированности, высокий уровень эмоциональности и высокий уровень выгорания. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, низкой нервно- психической устойчивостью, конфликтны, понижением работоспособности и ухудшения состояния здоровья. Могут допускать асоциальные поступки.
Также в ходе исследования мы попробовали проанализировать индивидуальные особенности эмоциональной сферы по шкале дисфункциональности каждой из выделенных нами групп испытуемых по уровню развития ЛАП. Данный тест предполагает выявление зависимости-независимости испытуемых по следующим факторам: одобрение, любовь, достижения, безупречность, ярлыки, всемогущество и одиночество.
Первая группа испытуемых неуязвима в областях: любовь (41,2%) и одобрение (35,3%). Отрицательный результат по шкале всемогущество (35,3%). Вторая группа испытуемых неуязвима в областях: одиночество и независимость (39%). Отрицательный результат по шкале «безупречность» (56,5%). Третья группа испытуемых с низким уровнем ЛАП также неуязвима в областях: одиночество и независимость (66,7%). Слабое место - отношение к ярлыкам.
При рисовании дерева, каждый четвертый испытуемый (25,6%) выделял корни, которые символизируют потребность в безопасности и защите, внутреннее равновесие человека, устойчивость его позиций. Корни – ориентация на прошлое; потребность в опоре и привязанности; значимость семейных связей.
У 16,3% – слабая бытовая ориентация; недостаточная социальная адаптированность; ослабленная привязанность к дому и семье (дерево без корней висит в воздухе).
Отсутствие кроны дерева у 13,9% испытуемых говорит о том, что у них нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив. Низкий уровень адаптации, нарушенная приспособляемость.
Ель нарисовало 7% (3 человека) испытуемых, что означает эмоциональную неудовлетворенность; чувство отверженности.
При детальном анализе рисунка «дом» у 27,9% испытуемых нет двери. Это подразумевает трудности в общении, что затрудняет адаптационные процессы.
Забор в рисунке – защита от нежелательного вторжения; потребность в эмоциональной защи
Наличие занавесок говорит о стремлении контролировать открытое пространство своих чувств (37,2% выборки).
Неудовлетворенная потребность в семейном очаге у 9,3% испытуемых (многоэтажный дом).
Особое внимание практическому психологу необходимо уделять внимание работе с так называемой «проблемной» группой - обладателями низкого уровня развития ЛАП (7% от общего количества курсантов). В связи с этим считаем немаловажным разработку для данной группы коррекционной программы, направленной на успешную адаптацию к службе во ФСИН. Полагаем, что данная проблема во многом может быть успешно решена за счет повышения уровня волевой регуляции. Решению этого вопроса может способствовать эмоционально-волевая тренировка, которая формирует следующие основные навыки и умения: снижение излишнего напряжения, волнения; преодоление нерешительности и скованности; осуществление самоконтроля и самокоррекции эмоционально-волевого настроя; повышение энергетического уровня и психического здоровья личности.
Изучение профессиональной деформации федеральных судей
В Постановлении Совета судей от 26 декабря 2002 года №86 отмечены специфические условия труда судей, работа которых связана с информационным и эмоциональным стрессом, психическим напряжением, высокой ответственностью за принимаемые решения. Эти условия могут приводить к преждевременной утрате профессиональной трудоспособности. По мнению Совета судей, назрела необходимость в специальных социально-психологических и психофизиологических исследованиях, выявляющих факторы, негативно влияющие на психику судьи, а также в выработке конкретных мер по снижению их отрицательного воздействия.
По нашему мнению изучение факторов, которые негативно влияют на судью в процессе труда, должно проходить с учетом профессионально-личностных особенностей судей, а также последствий влияния этих факторов. К таким последствиям мы относим профессиональную деформацию личности. Профессиональная деформация личности – это изменение сложившейся структуры личности, негативно сказывающейся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
Выше приведенные факты доказывают, что существует нормативно-правовой запрос на исследования профессиональной деформации судей, интерес судейского сообщества к данной проблеме, потребность психологов в результатах такого исследования – все это и определяет актуальность выбранной нами темы.
Совпадая по некоторым параметрам с другими социономическими (Е.А. Климов) профессиями, судебная деятельность имеет и свои отличительные характеристики и предъявляет своеобразные требования к судье.
Согласно Закону «О статусе судей в Российской Федерации» судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Такие положения обусловливают необходимость ряда самоограничений в жизнедеятельности судей - ограничение круга общения, критического отношения к окружающим и к себе.
На сегодня загруженность судей выше норм, определенных в нормативных актах, обусловлена ростом количества дел во всех судах. К высоким нагрузкам добавляется и фактор жесткой временной регламентации – законодатель устанавливает жесткие сроки производства по делу, не всегда здесь учитываются особенности дела.
Еще один фактор профессиональной деятельности судьи связан с особенностями российского законодательства. Процессуальные нормы сложны и громоздки, их соблюдение требует от судей значительных усилий. Ситуация усугубляется возникновением большого числа коллизий между отдельными законодательными актами, это затрудняет когнитивную и конструктивную стороны деятельности судьи, осложняет процесс принятия решения по делу.
Предмет труда судей - это люди с деформированной психикой, нарушенным правосознанием, преступившие закон, - это конфликтные ситуации, развитие которых приобретает острые формы. При этом деятельность судьи предполагает вхождение в контакт с обвиняемым, общение с ним в уважительной манере, соблюдение презумпции невиновности. Судья должен управлять конфликтом в зале суда, предупреждать его эскалацию. В такой ситуации очень легко возникают психологические барьеры между судьей и участниками процесса, которые снижают адаптивность психики судьи. Властный характер деятельности судьи, традиционное и идеологизированное понимание судьями своих целей и назначения – «вершить правосудие», «стоять на страже закона», «бороться с преступностью» также оказывают деформирующее влияние на личность судьи. Велико влияние судейской солидарности, предвзятости и тенденциозности. Высокое психоэмоциональное напряжение, экстремальный характер труда, высокая ответственность за последствия решений, опасения за безопасность близких и собственную – все это является стрессовыми факторами для судей.
Следствием развития профессиональных деформаций становятся судебные ошибки, предъявления обвинений с «запасом», упрощение процедуры разбирательства, провоцирующее поведение судей. В практическом смысле составление портрета профессиональных деформаций позволит формировать программу развития профессионала таким образом, чтобы совершенствовать сильные стороны личности судьи и компенсировать слабые, не допуская ее искажения.
Потребность в дополнении имеющихся знаний и проведении новых психологических исследований профессиональной деформации определяет выбор темы нашей исследовательской работы. Исследование проводилось в январе-феврале 2008 года в Верховном республиканском суде.
Объектом исследования являются – 30 федеральных судей Верховного суда, со стажем работы в должности судьи от 3 лет до 31 года. Предмет исследования – профессиональные деформации судей.
Целью настоящего практического исследования явилось выявление характеристик профессиональной деформации судей. Цель определила постановку следующих задач:
1.Анализ характеристик профессиональной деформации у судей.
2.Выявление уровня профессиональной деформированности у группы федеральных судей.
3. Выявление и анализ связи между уровнем профессиональной деформации и стажем работы.
В соответствии с анализом негативных факторов работы судей, были подобраны методики на измерение тех сторон личности, деформацию которых можно спрогнозировать исходя из анализа. Использовались методика Диагностики типологий психологической защиты направленная на выявление неадаптивных психологических защит; Шкала ригидности Г.В.Залевского, позволяющая измерить привязанность к однотипным способам действия, неспособность изменить их, когда этого требуют объективные условия. Методика определения психического выгорания А.А.Рукавишникова, нацеленная на интегральную диагностику психического «выгорания», была адаптирована нами для судей. Для исследования уровня субъективного контроля применялась методика Дж. Роттера. Методика изучения особенностей правосознания, применялась для выявления искажений в структуре правосознания.
Результаты исследования находятся на стадии обработки (до середины марта 2008) и могут быть представлены на конференции.
Заключение
Таким образом, вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнедеятельность, психическое и соматическое здоровье. Оно позволяет противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных ситуациях. А социально-психологический тренинг является одним из методов формирования психологической устойчивости, а именно стойкости, стабильности, уравновешенности, сопротивляемости, мотивации, воли, коммуникативных качеств, активности.
Список литературы
1. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».
2. Постановление Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. № 86 «О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи».
3. Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2009 г.)
4. Буньков В., Лукманов М., Сумароков И. Судьи работают на износ, в судах нужны кабинеты психологической разгрузки // Российская юстиция, 2009 №8.
5. Валицкас Г., Юстицкис В. Соответствие поведения судей требованиям процедурной справедливости (на примере литовского судопроизводства) // Психол. Журнал 2006 г. №4, Т.27.
6. Органов Ю.М. Кадровое обеспечение судебной системы: комплексный характер проблем // Судья, 2005. - №9.
7. Ушатиков А.И., Ковалев О.Г., Семенов В.А. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях. Рязань, 2007.
8. Табачников С.И. Методическое пособие по эмоционально-волевой тренировке. М., 2008.