Введение
Как и любая другая, одаренная личность на протяжении всей своей жизни попадает в различные социальные группы. Эти группы можно разделить на две среды: макросреду (общество) и микросреду (семью). Безусловно, обе эти среды воздействуют на одаренную личность в процессе ее формирования и развития.
В первую очередь воздействие общества и семьи на одаренную личность реализуется через их отношение к отличительным особенностям данной личности и через их восприятия одаренности в целом. Определенное отношение этих двух сред становится базой для дальнейшего жизненного пути одаренной личности.
Макро- и микросреда как базовые факторы становления одаренной личности
Нами были исследованы особенности восприятия одаренной личности в макро- и микросреде и предприняты попытки обоснования того или иного отношения. В исследовании приняли участие следующие группы испытуемых:
· родители детей, не признанных одаренными (не проходивших тестирования для выявления одаренности или набравших меньше необходимого количества баллов), учащихся в общеобразовательных школах г. Екатеринбурга. Выборка составила 50 человек;
· родители одаренных детей, прошедших отбор и посещающих занятия в Центре «Одаренность и технологии» г. Екатеринбурга. Выборка составила 50 человек;
· представители общества. Выборка составила 100 человек.
В результате корреляционного анализа результатов нами были получены следующие данные:
По мнению общества, обычными взрослыми становятся всегда обычные дети, иногда одаренные дети, а так же одаренные взрослые. Это отражает ту ситуацию, которая наиболее распространена на сегодняшний день: число одаренных детей значительно превышает число одаренных взрослых.
В свою очередь, родители не одаренных детей четко разграничивают понятия одаренности и обычности. В их представлении они не связаны и не смешиваются.
В восприятии же родителей одаренных детей существует тесная взаимосвязь практически всех субъектов восприятия. Родители одаренных детей слабо ощущают границы понятий одаренности и обычности, создавая тем самым определенную микросреду для своего ребенка и для себя.
Построенные на основе данных, полученных методом семантического дифференциала, семантические пространства свидетельствуют о следующем.
Общество (точнее, его представители) позитивно относится как к одаренной, так и к неодаренной личности. Общество видит и понимает значимость не только ярких, отличных от других, одаренных людей, но и обычных, не выделяющихся из общей массы. В целом, общество готово принимать и поддерживать одаренную личность.
Родители детей, не признанных одаренными, склонны к стереотипному мнению о том, что быть одаренным значит быть «ненормальным», следовательно, несчастным. Они позитивно оценивают обычного человека: и ребенка, и взрослого. В области негативной оценки располагается образ одаренного ребенка, и крайне негативно оценивается одаренный взрослый. Последний воспринимается как пассивный и невротичный. Можно предположить, что родители обычных детей путают пассивность со специфическим образом жизни одаренного человека: у него иной темп и ритм жизни, иные занятия, иная работа и иные увлечения.
При этом, одаренному человеку свойственно несколько агрессивно отстаивать свою точку зрения в значимых для него вопросов. Кроме того, бороться с неприятием и игнорирующим отношением сверстников тоже зачастую приходится через агрессию. Возможно, эти особенности личности одаренного человека воспринимаются родителями не одаренных детей как невротичность. Делая предположение о том, каким является одаренный взрослый, родители не хотят иметь одаренного ребенка, поскольку он рано или поздно должен будет превратиться в одаренного взрослого.
Родители детей, которые по результатам диагностики были признаны одаренными, положительно оценивают образ одаренного ребенка, который воспринимается как доброжелательный и открытый новому опыту. Они на собственном опыте знают, насколько такой ребенок любознателен, быстро и легко увлекается новой идеей, стремиться к глубокому исследованию самых нестандартных вопросов. Возможно, в повседневной жизни одаренный ребенок проявляет качества, позволяющие назвать его доброжелательным и родители, составляя микросреду ребенка, в первую очередь замечают это.
Образы неодаренных ребенка и взрослого находятся в негативной области, но крайне негативно оценивается только образ одаренного взрослого. В этом случае можно предполагать наличие стереотипа об одаренном взрослом, по которому он является замкнутым в себе, в своем внутреннем мире человеком, не нуждающимся в окружающих. Высокие по сравнению с другими людьми достижения в каких-либо областях, по мнению родителей одаренных детей, обуславливают их отгороженность от общества. Возможно, их считают слишком гордыми, самоуверенными, эгоистичными.
Таким образом, становится очевидным, что обе группы родителей негативно оценивают одаренного взрослого человека, тогда как остальных (одаренного ребенка, неодаренного ребенка и неодаренного взрослого) оценивают по-разному. Образ одаренного человека – нежелательный для родителей образ. Это можно объяснить различными стереотипами, существующими в обыденном сознании, опытом общения родителей с такими людьми, воздействием СМИ на восприятие феномена одаренности. Если говорить о родителях неодаренных детей, можно отметить, что для них вообще феномен одаренности не слишком благоприятен.
Они предпочитают обычных людей, считая их нормальными. Но если мы обратимся к данным, показывающим отношение родителей одаренных детей к феномену одаренности, очевидной становится следующая конфликтная ситуация: эти родители с удовольствием принимают одаренного ребенка, готовы развивать его таланты, подчеркивают его исключительность, при этом крайне отвергают одаренного взрослого человека, считая его образ неблагоприятным. Таким образом, родители одаренных детей вкладывают огромные усилия для развития талантов своего ребенка, пока те являются детьми, и огромные же усилия прилагают для того, чтобы по мере взросления малыша избежать взрослой одаренности, сделать бывшего одаренного ребенка обычным взрослым.
Психологическая грамотность как фактор формирования психологической культуры личности
Наша работа раскрывает особенности влияния индивидуальных и личностных характеристик на специфику формирования психологической грамотности в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Объектом работы выступает психологическая культура личности. Предметом – психологическая грамотность в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Целью работы является анализ психологической грамотности как фактора становления психологической культуры личности на теоретическом и экспериментальном уровне.
В свете современных постклассических тенденций в области методологии науки особенно перспективным нам видится семиотическое описание психологической грамотности, представляющее данный феномен в качестве ментальной знаковой системы, системы психологических знаний, умений, навыков личности в области психологического познания и интерпретации мира дискурса и/или его объектов. Критериями измерения психологической грамотности в данном понимании являются, прежде всего, перцептивные, аналитические, прогностические умения в области познания и интерпретаций явлений психического порядка.
В своей работе мы попытались выполнить как диагностический, так и исследовательский подход к эмпирической оценке фактора психологической грамотности в диагностике психологической культуры личности. Для проведения исследования были привлечены студенты женского пола 3-го (N = 26 человек), 4-го курса (N = 24 человека) АлтГУ Факультета Психологии и Философии, специальности «Психология» и «Клиническая Психология», возраст – 19-21 год. В качестве критериального диагностического инструмента использован тест «Психологическая грамотность» Л.С. Колмогоровой, который нацелен на диагностику различных типов психологических знаний, умений, навыков личности.
В задачи исследования входило:
1. Показать достоверное изменение (приращение) психологической грамотности личности с обучением на факультете психологии и философии АлтГУ.
2. Определить содержательную специфику фактора психологической грамотности личности студентов-психологов на разных этапах обучения.
3. Раскрыть особенности влияния фактора психологической грамотности личности на становление психологической культуры студентов-психологов на разных этапах обучения
Экспериментальные гипотезы включали 2 утверждения:
1. Содержательная валидность фактора психологической грамотности включает различные компоненты, по разному проявляющихся на разных этапах обучения.
2. Развитие психологической грамотности у студентов-психологов отражается на изменении соответствующих характеристик личностного профиля на разных этапах обучения.
Обе гипотезы нашли свое подтверждение в исследовании.
Попарное сравнение средних значений показателей психологической грамотности между массивами (студенты 3-го и 4-го курса) по суммарному баллу выявило статистически достоверные различии, равно как и исследование суммарного тестового балла в лонгитюде внутри одного массива (р = 0,05).
К вопросу о появлении политического лидерства
В разное время исследователи искали истоки стремлений к власти в разных психо
В нашем исследовании было задействовано две группы. Первая группа - студенты и аспиранты МГУ им. М.В. Ломоносова (70 человек). Вторая группа - лидеры и активные участники региональных молодежных политических движений демократического толка (79 человек). Мы предположили различный уровень самомониторинга в зависимости от присущего группе уровня политической активности и политического лидерства, а также различную связь с основными механизмами достижения и реализации лидерства, а именно – макиавеллизмом и авторитаризмом. Почти все гипотезы нашего исследования подтвердились, кроме того, были обнаружены дополнительные данные, касающиеся феноменологии самомониторинга.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, самомониторинг связан с явлением политического лидерства и людям, занимающим лидерские позиции в сфере политики, свойственен значимо более высокий уровень самомониторинга. Кроме того, две другие характеристики из области феноменологии власти (макиавеллизм и авторитаризм) также связаны с политическим лидерством.
Во-вторых, главный фактор самомониторинга «Активно-демонстративная адаптивность» является ключевым в реализации стратегии самопрезентации в группе лидеров политических движений, однако активная стратегия гармонично сочетается с использование и второй грани самомониторинга – «Направленности на других», которая в данной группе является поддерживающей основную стратегия функцией. То есть последние осуществляют активные демонстративные техники выстраивания своего образа в публичных ситуациях, не упуская из вида особенности ситуации и окружения. В то время как в среднестатистической группе (студентов) активные техники не всегда сочетаются с пассивными (подстраивание под других), а иногда даже идут в разрез друг с другом (активность, например, может реализовываться способом, противоположным требованиям ситуации).
В-третьих, вне зависимости от параметра политической активности респондентов самомониторинг в большей степени связан с такой характеристикой из области феноменологии власти, как макиавеллизм, и в меньшей степени – с авторитаризмом, причем связь с авторитаризмом обратная. То есть манипулятивные техники занимают значительное место в реализации стратегии самопрезентации людей с высоким самомониторингом, авторитарные техники не свойственны, а анти-авторитарные используются, но в меньшей степени. Кроме того, по полученным результатам политическое лидерство связано с большей свободой выбора техник самопрезентации при реализации той или иной стратегии самопрезентации (нет привязки к определенным техникам).
К вопросу о взаимосвязи личностных ценностей и творческого потенциала руководителей творческих коллективов
В настоящее время постоянные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества в последние годы влекут за собой радикальные изменения в психологи людей. Особую остроту сегодня приобретает обращение к личностному ориентиру в науке в связи с социальной нестабильностью, влекущей за собой постоянные изменения поступков людей и переоценке ценностей человека в его взаимоотношениях с окружающим миром. Категория «ценность», по мнению отечественных и зарубежных психологов, - это то, что приобретает личный смысл для индивида.
В жизни современного человека внутренние, личностные ценности особенно актуальны, поскольку на данный момент перед обществом открывается масса новых возможностей, которые нужно уметь правильно использовать. Для этого необходимо раскрыть свой внутренний потенциал и развивать свои потенциальные способности таким образом, чтобы помочь самому себе гибко взаимодействовать с современными, нестабильными жизненными условиями.
В исследовании принимали участие художественные руководители таких творческих коллективов, как смешанная академическая вокально-хоровая группа, детский академический ансамбль, театральный коллектив, коллектив классического и народного танца, а также преподаватели инструментальной музыки. В исследовании принимали участие 10 человек, среди них трое руководителей и преподаватели художественных коллективов, все женщины.
Нами были использованы следующие диагностические методы: методика САМОАЛ, методика предельных смыслов (МПС).
Методика САМОАЛ, разработанная А.Маслоу, позволяет провести диагностику общего уровня самоакутализации, а также ряда конкретных показателей творческой самореализации личности.
Методика предельных смыслов, разработанная Д.А. Леонтьевым, позволяет изучать динамическую смысловую систему. В данной методике воплощен прием изучения динамических смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении.
Мировоззренческие структуры, выявляемые с помощью методики предельных смыслов, являются проекцией в плоскость сознания динамических смысловых систем, образующих содержательно-смысловой уровень структуры личности. Данные о развитии творческого потенциала личности и общего уровня самоактуализации интересны в сравнении с результатами методики предельных смыслов.
По результатам проведенного исследования выявилось, что у данной группы испытуемых получились достаточно объемные цепочки смысловых связей (наибольшее количество категорий 18, а наименьшее количество 5), что свидетельствует о творческой направленности профессиональной деятельности данной группы. Согласно полученным данным, общий показатель стремления к самоактуализации у данной группы составляет 65, что указывает на достаточно высокий уровень направленности на самореализацию внутреннего, творческого потенциала.
Индекс децентрации испытуемых составляет 3,1, индекс рефлексивности 5,2, индекс негативности 0,9, что свидетельствует о развитости внутреннего мира испытуемых данной группы, осознании собственного ментального функционирования, о творческом отношении к собственной жизни, умением «жить настоящим» и ценить внутреннюю гармонию. Также мы сделали выводы, что члены данной группы не склонны проявлять стремление к ограничению активности, не вызванной ситуативной необходимостью, а также не предрасположены к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.
Также полученные показатели позволяют судить о том, что участникам спортивных коллективов, очевидно, требуется более активная передача эмоций зрителям, чем участникам музыкальных, что возможно, служит толчком для руководителей спортивных коллективов находиться в тесной и активной взаимосвязи со своими воспитанниками. Данные выводы подтверждаются полученными, которые свидетельствуют об устойчивости межличностных взаимоотношений испытуемых, доверии и непредвзятости к людям, способности к бытийному познанию, также данные результаты свидетельствует об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию.
При этом мы смогли отметить, что руководителям спортивных коллективов сложнее и выразить свою мысль, чем руководителям музыкальных коллективов, что, возможно, объясняется тем, что руководителям музыкальных коллективов чаще приходится выражать эмоции в словесной форме, спортсменам же, более свойственно показывать пример в движении. Полученные результаты свидетельствуют о стойкости Я-концепции, целостности и полноты личности, внимательности к эмоциям, чувствам, ощущениям своего «Я», свободе от психологических защит у членов данной группы.
Заключение
Полученные результаты позволили обнаружить, что ценность одаренной личности неоднозначна. Это связано не только с тем, кто воспринимает и взаимодействует с этой личностью, но и с возрастом одаренного человека. Родители одаренных детей вкладывают огромные усилия для развития талантов своего ребенка, пока те являются детьми, и огромные же усилия прилагают для того, чтобы по мере взросления малыша избежать взрослой одаренности, сделать бывшего одаренного ребенка «обычным» взрослым. Родители детей, не обладающих одаренностью, пока их дети малы, желают видеть в своем ребенке таланты, но не прилагают усилий для развития способностей детей, боясь, что у них вырастет не такой, как все, «ненормальный» взрослый.
На основании вышесказанного можно предполагать, что проблема, отмечаемая всеми исследователями данного вопроса – колоссальное отличие числа одаренных детей от числа одаренных взрослых людей – уходит корнями именно в такое восприятие одаренной личности в микро- (а не в макро-) среде.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2007.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М., 2004.
3. Исследование проблем психологии творчества /под ред.Я.А. Пономарева. - М., 2008.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М., 2007.
5. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. - М-К, 2007.
6. Чудновский Становление личности и проблема индивидуальности. - М., 2006.
7. Попова М. Общая психология. – СПб., 2004.