Вариант №10.
1.Сексуальные девиации
2.Воображение и его виды.
Сексуальные девиации
Сексуальная девиация (парапатия, парафилия, парэрозия, сексуальная парестезия) относятся к основным понятиям, означая всякое отклонение от нормы в сексуальном поведении, независимо от его проявлений и характера, степени выраженности и этиологических факторов. Это понятие включает как сексуальные нарушения в смысле отклонений от социальных норм, так и сексуальные нарушения в смысле отклонений от норм медицинских.
Классификация сексуальных девиаций
Классификация сексуальных девиаций основана на медицинской модели и поэтому в ней выделяются две большие группы:
А – сексуальные отклонения, которые не имеют патологических признаков и представляют собой лишь разновидности сексуального поведения, «отклоняющиеся» от социальных норм, моральных или правовых. Эти отклонения не являются предметом изучения медицины с точки зрения разновидностей сексуального поведения, однако они могут требовать терапевтического вмешательства в случаях вторичной невротизации, вызванной интрапсихическими конфликтами или межличностными, которые опосредованно связаны с наличием сексуальной девиации, а также в тех случаях, когда в результате прогрессирующего течения девиантные склонности выходят за рамки медицинской формы и приобретают характер половых извращений;
Б – патологические сексуальные отклонения, которые являются предметом изучения медицины. Они представляют собой разновидности заболеваний, имеющих своеобразное течение и симптоматику. Среди них выделяются две формы: прогрессирующие, которые и являются собственно половыми извращениями, и импульсивные.
Классификация сексуальных девиаций представляет собой не перечень заболеваний, а только систему всех многообразных вариантов сексуального поведения. Эта классификация представляется следующим образом.
А. Сексуальные отклонения
I. В отношении объекта:
· педофилия;
· геронтофилия;
· зоофилия;
· фетишизм;
· трансвестизм;
· прочие.
· садизм;
· мазохизм;
· эксгибиционизм;
· вайеризм;
· прочие.
III. Нетипичные
· гомосексуализм;
· транссексуализм;
· кровосмешание.
Б. Патологические сексуальные отклонения
Сексуальные отклонения не являются однородной группой ни по симптоматике, ни по этиологии. Отклонения по объекту влечения и отклонения в способах реализации полового влечения имеют ту общую черту, что они определяются социальными ограничениями и оценками, которые могут быть совершенно различными в разных обществах. Следовательно, устранение социальных ограничений вызвало бы стирание границы между сексуальным поведением, считающимся нормальным и поведением, которое рассматривается как сексуальное отклонение. Это означало бы социальную легализацию права на индивидуальность в удовлетворении сексуальных потребностей. Аналогичный механизм происхождения имеет кровосмешение (запрет на которое снят во многих государствах, в связи с чем оно получило статус «нормального» сексуального поведения с юридической точки зрения), которое отнесено к нетипичным отклонениям, поскольку по существу оно не представляет собой отклонения ни по объекту влечения (который по физическим условиям аналогичен «нормальному»), ни по способу реализации полового влечения. Оно является типичным «культурным» отклонение, т. е. нарушением правовых норм в соответствующей культуре или государстве.
Гомосексуализм и транссексуализм на основании многих соображений также включены в группу нетипичных сексуальных отклонений. Гомосексуализм встречается в любой культуре, т. е. механизм его возникновения достаточно сложен, возможно, обусловлен биологически, и во всяком случае не зависит от социальных установок. В то же время эти установки играют большую роль в создании условий существования гомосексуальных лиц в обществе. Гомосексуализм не исключает существования устойчивых пар с достаточно глубокими эмоциональными связями между партнерами, так же как не исключает типичной человеческой формы сексуального единения, эротической любви, т. е. он не исключает возможности формирования глубокой партнерской связи. Он исключает лишь прокреационный аспект сексуальной жизни в рамках гомосексуального партнерства. На основании всего выше изложенного многие авторы причисляют гомосексуализм к нормальному сексуальному поведению (подобно кровесмешанию) и не включает его в классификации сексуальных девиаций. Транссексуализм является интрапсихической девиацией, независимой от социальных ограничений. Конфликт при этом заключается в самом человеке, он возникает между ощущением психического пола и строением тела и половых органов. Разрешение этого конфликта в значительной степени зависит от установки общества по отношению к транссексуализму. На основании сказанного выше некоторые авторы также не причисляют транссексуализм к сексуальным девиациям.
Симптоматология сексуальных девиаций
Сексуальные девиации являются более или менее распространенными формами сексуального поведения, которые заключают в себе возможность создания навыка. Решающим фактором в определении девиантности той или иной формы сексуального поведения становятся принятые обществом нормы сексуального поведения. Различные отклонения от идеального или среднего «образца» поведения в обществе являются особенностями развития, созревания, увядания человека; это можно рассматривать как в определенном смысле необходимое условие достижения независимости и приобретения собственного, индивидуального опыта. Отклонения от установленных обществом норм создает альтернативу шанса и риска (приобретения и утраты). Число отклонений от этих норм поведения является весьма значительным, хотя патологических форм сексуального поведения (половых извращений) относительно немного. Ибо только в отдельных случаях психосоциальные динамические механизмы приводят к тому, что сексуальная девиация, проявляющаяся в виде отклонения от нормы, превращается в половое извращение.
Воображение и его виды.
Воображение
- особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.
С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.
Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением”.
Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.
А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.
Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходит
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Виды воображения:
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.
”Техника” воображения
Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.
Первый такой способ — агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.
Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.
Третий известный способ создания образов воображения — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.
И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.
Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.
Литература:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. — 608 с.
2. Романов В.В. Юридическая психология . Юрайт, 2010 г. - 525 с.
3. Марат Еникеев: Юридическая психология. НОРМА, 2008 г.-512 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.