Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность метода позитивной терапии…………………………4
Глава 2. Позитивная семейная терапия…………………………………..6
Заключение………………………………………………………………..14
Используемая литература………………………………………………...15
Введение
На сегодняшний день существует множество видов и направлений семейной психотерапии. В нашей работе «Техники позитивной семейной терапии» мы рассмотрим особенности данного метода, обратившись к его автору германскому психологу иранского происхождения Носстрату Пезешкиану.
Для начала мы обратимся к рассмотрим, в чем заключается «Позитивная терапия», на чем базировалось появление данного метода в современной практической психологии, чтобы более глубоко понять истоки появления позитивной семейной терапии.
Во второй части нашей работы мы рассмотрим, в чем заключается позитивная семейная терапия, на каких положениях и принципах построена, и какие цели и задачи преследует и в каких случаях используется.
Для нашего исследования мы обратимся к первоисточникам, работам Н. Пезешкиана положившим основу данного метода «Позитивная семейная терапия: семья как терапевт» и «Психосоматика и семейная терапия».
На основании изученного изученного материала мы выделим необходимые нам главные моменты, основные положения, рассмотрим особенности метода позитивной семейной терапии и подведем итоги нашего исследования.
Глава 1. Сущность метода позитивной терапии
Сам метод позитивной психотерапии был основан в 1968 году немцем Иранского происхождения, профессором Носсратом Пезешкианом. Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека.
Название метода происходит от лат. positum — «имеющий место», «данный», «фактический».
С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых важных данностей человеческой природы являются его способности — как врождённые («базовые способности»), так и сформировавшиеся в процессе развития личности («актуальные способности»).
Позитивная психотерапия является кросс-культурным методом, интегрирующим в себе, с одной стороны, философскую и интуитивную мудрость Востока, а с другой стороны, рациональную системность и научность Запада.
Метод позитивной психотерапии основывается на 3-х принципах, каждому из которых соответствует определённая методическая составляющая:
Принципу надежды
соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека.
Принципу баланса
соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности, результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека.
Принципу самопомощи
соответствует 5-шаговая метамодель, используемая как стратегия гармонизации, адаптации и развития личности — вначале, в самом процессе психотерапии, и потом, в дальнейшем процессе самопомощи человека себе и своему окружению: своему партнёру, своей семье, своей организации, своей общине и т. д.
Позитивная психотерапия придерживается в отношении позитивного видения человека того мнения, что обстоятельства окружающего мира влияют на индивидуум преходяще и микротравмы от предыдущих событий создают условия для последующих переживаний, причем психологическое действие оказывает не только раннее детство, но и каждый этап развития.
Как в правило позитивная семейная терапия реализуется на пяти этапах (ступенях). Пятиступенчатая позитивная психотерапия является терапевтической стратегией, лечебные аспекты которой взаимосвязаны с семейной терапией и самопомощью[2,3].
В рамках индивидуальной, семейной и/или групповой терапии пациент постепенно приобретает навыки самопомощи согласно девизу:
«Если тебе нужна рука помощи, поищи ее на конце собственной руки»[3, c. 22].
Эти пять ступеней:
1) наблюдение/дистанцирование;
2) инвентаризация;
3) ситуативное ободрение;
4) вербализация;
5) расширение системы целей.
Пять ступеней - показательная модель того, как могут взаимодействовать различные психотерапевтические направления. Могут быть привлечены гештальттерапевтические, поведенческие, глубиннопсихологические, психосоматические, гипнотера-иевтические, медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения [3, c. 765].
При наблюдении внутри терапевтической ситуации происходит нечто очень важное: каждый член семейной группы получает сначала возможность представить себя сам, не ожидая при этом негативной реакции или даже наказания со стороны терапевта.
Глава 2. Позитивная семейная терапия
Семейная терапия - разновидность групповой терапии, целью которой является преобразование отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов, преодоление негативной психологической симптоматики и повышение функциональности семейной системы. В семейной терапии психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или иного ее члена. Семейная терапия реализует интерперсональный подход к решению проблем, и задача психотерапевта состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих воздействий («интервенций») семейную систему в целом [1].
Позитивная семейная психотерапия характеризуется гибкостью в системе взаимоотношений «психотерапевт — индивид — семья — общество». Основные усилия психотерапевта направлены на семью. Но он при этом не ограничивается помощью консультируемому через семью, он помогает также семье через индивида и способствует продуктивному взаимодействию членов семьи с окружающим сообществом. Таким образом, позитивный подход в семейной терапии ориентируется на ресурсы семьи и индивида, на социоэкологический и культурный потенциал.
В русле данного подхода для клиента по-новому интерпретируются трудности, конфликты, проблемы, варианты их решения. Клиентам предлагается вместо скрупулезной диагностики причин затруднений стать в позицию «над ними», приложить усилия к поиску конструктивных решений «здесь и теперь». Больше того, нужно сделать проблемы своими «друзьями», источником для развития ситуации.
Такой подход позволяет клиентам использовать в качестве ресурсов для изменений как прошлое (воспоминания), так и будущее, включая фантазии.
Важным компонентом данного подхода является поиск решений на основе личного опыта клиентов: они в действительности сами решают свои проблемы, просто не замечая этого.
Психотерапевт также помогает семье избавиться от привычек, которые мешают находить решения повседневных проблем, мешают приобретать новый опыт, позволяющий думать, чувствовать, действовать иначе.
В процессе психотерапии выясняется, как именно хочет измениться каждый член семьи. При этом важно понимание клиентами двух основных моментов: какие внутренние ресурсы может использовать семья в данный момент и каково желаемое состояние семейной системы, к которому стремятся ее члены и ради которого они согласны работать с психотерапевтом.
Доктор медицины, известный германский врач-психотерапевт Н. Пезешкиан в книге "Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт" указал на то, что при возникновении у члена семьи какой-либо проблемы, более верным будет проводить психотерапию со всей семьей, а не с ее отдельным членом [4].
После многих лет практики Пезешкиан вывел пять принципов семейной терапии.
Первый из них звучал как «Нарушения и конфликты в семье - не единственное, что является фактическим и данным. Семья несет в себе также способность справляться с конфликтами. В рамках позитивной семейной терапии пациент становится терапевтом для себя и своего окружения» [4, c. 34].
Прежде чем будут терапевтически дифференцированы конфликтные различия в семье, например, ставятся несколько вопросов: Что при всех этих сложностях еще держит семью вместе? Какие общие особенности еще связывают отдельных членов семьи? Какое значение имеет симптом для сохранения и стабилизации психического состояния? Какими возможностями, стратегиями и стилями в преодолении и переработке кон фликтов располагают члены группы и сама группа? Это означает, что нельзя остановиться на описании патологических, то есть нарушенных или болезненных, состояний.
Согласно второму принципу, болезнь или жизненные трудности - это не просто особенность отдельного человека, но и отражение отношений в семье и даже в обществе в целом. Н. Пезешкиан предложил базовую концепцию подхода ко всем заболеваниям и нарушениям. «Неважно, что мы имеем: навязчивое желание постоянно мыть руки или маниакально-депрессивный психоз - наши родные всегда в состоянии нам помочь» [4, c. 65].
Н. Пезешкиан - человек с незаурядной биографией. Он родился в 1933 году в Персии и с 1954 года живет в Западной Германии. Соединение восточной и западной культур отразилось в третьем принципе его терапии: «Транскультурное мышление - основа позитивной семейной терапии». Пезешкиан приводит по этому поводу интересный случай из (своей практики. Немка, жена врача-иранца, жаловалась на своего мужа: «Он садист. Он ужасно груб с нашим ребенком. Он сжимает его с такой силой, что можно выдавить лимон, щипает его и хлопает по спине и животу. Он так же обращается и со мной, и это просто отталкивает меня». Послушать жену, так ее муж тяжело болен и обращаться с ним надо соответственно. Но если взглянуть на ситуацию глазами жителя Ближнего Востока, «садизм» сам собой куда-то улетучится: в восточной культуре принято часто обнимать и целовать детей, да и взрослые часто обнимаются, прикасаются друг к другу. В европейской культуре нежность подавлена и скрыта за более формальной стороной контакта, а физическое прикосновение часто воспринимается как покушение на личную свободу» [4, c. 112-113].
Согласно четвертому тезису позитивной семейной терапии, главный вопрос – «Что общего у всех людей, и чем они различаются?» Он касается содержания семейного конфликта. Если девочка прогуливает школу, что-то не в порядке с родителями. Исходя из того, какую задачу требуется разрешить, строится лечебный процесс.
Важный момент содержит пятый тезис. Хотя вся семья и нахо
Эпиграфом к одной из глав книги Н. Пезешкиан ставит пословицу: "Люди смеются над сумасшедшим, а он смеется над ними". Когда в жизни не все идет гладко, появляются болезни и нарушения, наше сознание обычно прибегает к небольшому, но хитрому трюку. Оно делит людей на тех, кто создает проблему, и тех несчастных, кто страдает из-за нее. Обычно люди относят себя ко второй группе. «Вот другие - да, это изверги, мешающие нашему спокойствию и удовольствию» [4].
Иллюзорность такой точки зрения прекрасно иллюстрирует одинслучай из практики Н. Пезешкиана. Пятидесятилетний бизнесмен, всегда производивший впечатление человека очень правильного, имел массу сложностей со своим старшим сыном двадцати шести лет. Он видел источник всех бед в подруге сына. Очаровательная сексуальная женщина обводит, видите ли, его "незрелого и неопытного" сына вокруг пальца. Она выйдет за него замуж и отберет все "нажитое непосильным трудом". Отец при поддержке своей жены, бабушек и девушек добился наконец того, что она ушла. Это убрало камень преткновения, но не принесло в дом мир: сын сделался апатичным, ничто его больше не интересовало. В ходе мягкой психотерапевтической беседы отец очень скоро стал описывать свои собственные трудности. Он плохо спит, его мучают ужасные головные боли. Беспокойство за сына оказалось для него чрезмерным. Так отец сам оказался пациентом, нуждающимся в помощи. Его проблему можно сформулировать следующим образом: "Как мне примириться с попытками сына отделиться от меня?"
Продолжая эту тему, Н. Пезешкиан затрагивает уже клинические случаи: "Симптом можно понять, только если знать систему отношений, в которых этот симптом проявляется. Особенно это верно для психических и психосоматических заболеваний. Мы сталкиваемся с вопросом, кто болен и кого надо лечить. Человека, пришедшего к нам как пациент? Или его семью, партнера, начальников, коллег, общество? Все это бросает вызов традиционному способу обращения с психически больными все больше внимания стало уделяться даже в индивидуальном консультировании. И в нашей стране семейная терапия приобретает все большую популярность. [4, c. 125-127]
Следующие стратегии позитивной семейной психотерапии представляют собой обзор возможностей применения терапевтических техник. Они гибко связаны с особенными требованиями ситуации, в которой находится пациент или его семья.
1) Работа с одним пациентом:
Согласно тому положению, что изменение одного элемента системы влияет на всю систему в целом, в рамках позитивной психотерапии пациент получает задание оставить роль больного и действовать в своей же собственной ситуации в качестве врача. Исследования показывают, что в случае исходно не мотивированной семьи в результате такого процесса снижается сопротивление других членов семьи, и они могут быть вовлечены в полноценную семейную группу. Смена роли от пациента к терапевту своей же ситуации способствует, помимо этого, изменению точки зрения, что ставит под вопрос семейные обычаи и поэтому может влиять терапевтически [3].
В позитивной психотерапии мы не только обращаемся к анализу проблематики переноса, но и, предлагая темы, притчи, способствуем возникновению фантастических, интуитивных ассоциаций.
б) Партнерские проблемы:
Жалобы относятся здесь обычно к сфере актуальных способностей. Терапевтическую работу мы начинаем с актуальных способностей. Следующий шаг заключается в позитивной переинтерпретации симптоматики или критических актуальных способностей, при которых могут найти применение и межкультурные сравнения. Чтобы облегчить взаимопонимание, к обсуждению привлекаются четыре модели для подражания.
в) Нервный срыв:
При сложных семейных проблемах в первую очередь следует активизировать базовые способности пациента и его партнера. Если существует опасность разрыва партнерских отношений, оправданным является не акцентирование на возникших конфликтах, а прежде всего обращение к потенциалу самопомощи; следует познакомить партнера с пятью ступенями позитивной семейной терапии. Только потом мы возвращаемся к конфликтам и их содержательному анализу.
г) Нуклеарная семья (отец—мать—ребенок)
Главная проблема — это отношения «Привязанность — дифференциация — отделение» как стадии детско-родительских отношений. Содержательно эти три формы интеракций соотносятся с актуальными способностями и моделями для подражания.
д) Работа с расширенной семьей
Наряду с нуклеарной семьей в лечение могут вовлекаться и другие члены семьи: бабушки, дедушки, дяди, тети, близкие друзья и т.д. Численность этой группы может ограничиваться лишь организационными возможностями. Еще больше, чем прежде, возрастает значение концепций [4].
е) Психосоматика и семья
Отличительная черта многих психосоматических больных — это отрицание конфликтов, что проявляется и игнорированием семейных конфликтов. Встает задача от одного психосоматического симптома прийти к лежащим в его основе психосоциальным конфликтам и от них — к переработке конфликтов. Введение в терапию — 4 сферы переработки конфликтов. Они предлагаются уже потому, что психосоматические больные обычно начинают с предъявления своих симптомов. От форм переработки конфликтов мы переходим к микротравмам. Только затем мы обращаемся к базовому конфликту в форме моделей для подражания. Ключевую роль играет позитивное толкование симптомов, которое в лучшем случае исходит от пациента. Значение, которое имеет его болезнь в его жизни, он сам часто знает лучше всех. В зависимости от ситуации пациент может сыграть активную роль в пяти ступенях самопомощи [3].
ж) Психозы в позитивной семейной терапии
Здесь подразумеваются экстремальные ситуации или такие, в которых существует опасность декомпенсации. В остальном применимы те принципы, которые показаны для работы с нуклеарной семьей.
з) Позитивная групповая психотерапия
Позитивная семейная психотерапия работает тематически. Обсуждаемые темы предлагаются либо членами группы (например, проблема супружеской верности), либо терапевтом в форме притчи. Эти притчи и истории в таком случае становятся источником ассоциаций для членов группы. Важным принципом упорядочения групповой психотерапии являются три стадии взаимодействия: привязанность — дифференциация — отделение. Следуя этим категориям, шаг за шагом в применение включаются техники позитивной семейной терапии. Так, на длительное время тематическим центром группы могут стать актуальные способности, четыре формы переработки конфликтов и т.д. Речь идет здесь прежде всего, однако, не о приобретении теоретической компетентности. В большей степени целью является то, что в процессе групповой работы каждый член группы в связи с предложенной темой возвращается к своим личным переживаниям и концепциям, актуализирует их и выносит на группу. Чтобы расширить эту информацию, терапевт дополняет концепции группы, например, при помощи альтернативных транскультурных сравнений. Преодолеть кризисы в группе помогают позитивные интерпретации. Это вовсе не означает, что предпринимается попытка успокоения и смягчения ситуации. Скорее члены группы при таком позитивном толковании получают новую информацию, которую они вкладывают в поиски стратегий преодоления проблем для каждого участника.
и) Группы самопомощи
Технически приемлемо все то, говорилось о групповой психотерапии. Правда, в группе самопомощи акцент делается на актуальные конфликты. При этом существенным является самопознание, восприимчивость собственных концепций и чувств. Таким образом, члены групп самопомощи на основе техник позитивной семейной терапии познают свои собственные концепции и учатся видеть их относительность внутри группы при помощи транскультурных междисциплинарных примеров. Группа самопомощи действует в четырех направлениях:
· отношения врач —больной, учитель —ученик, юрист —клиент и т.д.;
· отношение врачей (юристов, учителей и т.д.) к своим коллегам и отсюда — возможность междисциплинарного сотрудничества;
· отношение участников к своим собственным семьям;
· отношение участников к мировоззренческим вопросам, их жизненная философия и религия [3, 4].
Эта форма групп самопомощи задумана как шаг ко всеобъемлющей «объединяющей психологии», в которой возможно сотрудничество представителей различных специальностей, принятие во внимание психологических аспектов и реализация человеком своей способности к самопомощи.
Заключение
Метод позитивной психотерапии был основан Носсратом Пезешкианом и относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека.
Метод позитивной психотерапии основывается на трех принципах, каждому из которых соответствует определённая методическая составляющая: принципу надежды, принципу баланса и принципу самопомощи.
Позитивная терапия проходит через пять этапов (ступеней): наблюдение/дистанцирование; инвентаризация; ситуативное ободрение; вербализация; расширение системы целей.
В позитивной семейной терапии клиентам предлагается вместо скрупулезной диагностики причин проблем поднятся над ними и приступить к поиску их конструктивных решений, более – приянть и «подружиться со своими проблемами». В основе позитивной семейной терапии лежит пячть принципов:
· Пациент – терапевт для себя и для своего окружения;
· Болезнь или жизненные трудности - это не просто особенность отдельного человека, но и отражение отношений в семье и даже в обществе в целом;
· Транскультурное мышление – основа позитивной семейной терапии;
· Что общее у всех людей и чем они различаются;
· Хотя вся семья и находится в центре внимания терапевта, каждый член семьи воспринимается как самостоятельная личность.
Используемая литература
1. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
2. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2008. – 960 с.
3. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. — М.: Медицина, 1996. — 464 с.
4. Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как тера- певт / Н. Пезешкиан. – М.: Культура, 1994. – 332.