С.К. Коваленко
1. О методике дифференцированных функциональных состояний (автор И.Н. Калинаускас)
Метод качественных структур, изложенный в [1], как способ рассмотрения целого, предполагает возможность исследования трех различных граней этого целого:
аспекта организации,
аспекта функционирования,
аспекта связи.
без нарушения целостности изучаемого целого, что достигается посредством введения нулевой точки, не принадлежащей ни одному из аспектов, но удерживающей их вместе, делая целое целым.
Относительно такого живого целого, как человек, аспекты приобретают конкретную определенность, как-то: тело, сознание, психика, и соединяются в тотальное целое нулевой точкой – самосознанием.
Размышляя таким образом о живом целом, невозможно обойти вниманием еще одно качество, которое им порождается, образуя среду его присутствия, содержащую в себе некоторые определяющие условия его жизнедеятельности. Понятие ритм [2] позволяет осознать содержание этой определенности, описать ее, обобщая опыт практических исследований по поводу влияния этого качества на живое целое.
В [2] описаны четыре основных ритма:
A – ритм бесконечного – Космос;
B – ритм бесконечно-конечного – Жизнь;
C – ритм конечного – Импульс;
D – ритм конечно-бесконечного – Распад.
и четыре уровня психоэнергетической реальности человека:
1 уровень - энергия, обеспечивающая жизненные процессы в теле;
2 уровень - энергия, обеспечивающая деятельность эмоционально-чувственной сферы;
3 уровень - энергия, обеспечивающая интеллектуальную деятельность человека;
4 уровень - энергия, обеспечивающая внутреннюю целостность и гармоничное звучание трех вышеперечисленных источников.
16 возможных сочетаний ритма и уровня образуют язык, который может быть успешно использован для расшифровки ощущений, с неизбежностью возникающих при взаимодействии живого целого с пространством его присутствия.
Классификация состояний, являющихся обычными, не относящимися к классу измененных состояний сознания, возникла в связи с разработкой методики психической саморегуляции, позволяющей формировать нужное функциональное состояние в процессе деятельности.
Понятие ритм имеет отношение к переживанию чувства включенности в среду, как в пространство деятельности, а понятие уровень качественно характеризует форму активности субъекта: физическую, эмоционально-чувственную, когнитивную.
Каждый из видов активности, естественно, имеет свой источник энергии, за счет которого эта активность осуществляется.
Если среда, в которой реализуется активность субъекта, воспринимается им как бесконечная (ритм A), то, в зависимости от формы активности, возникают следующие состояния: 1A, 2A, 3A, 4A.
Когда среда воспринимается как поток (ритм B), то соответственно возможны такие 4 варианта состояний: 1B, 2B, 3B, 4B.
В случае, когда среда воспринимается как множество дискретных объектов (ритм C), возможны состояния 1C, 2C, 3C, 4C.
Если же среда воспринимается субъектом как деструктивная (ритм D), возникает возможность еще для одной группы состояний: 1D, 2D, 3D, 4D.
Методика психической саморегуляции, разработанная на основе дифференцированных функциональных состояний (ДФС), позволяет устанавливать четкую взаимосвязь между описанием состояний и конкретными приемами их формирования, не вызывая психологического напряжения у практикующих.
Работа с группами лиц, обучавшихся данной методике, подтверждает легкость усвоения кода и его использования для формирования и удержания состояний с целью более качественного осуществления собственной творческой активности.
Каждое из 16-ти состояний имеет свой диапазон возможностей и свою область эффективного применения в различных областях человеческой деятельности, что позволяет практикующему повысить жизненную активность, лучше адаптироваться к новым условиям и гораздо быстрее достигать желаемых результатов от новых для себя форм самореализации.
Специфика каждого состояния проявляется в силу того, что качественная определенность среды, наполненной звучанием одного из четырех вариантов ритма, имеет свои особенности, оказывая вполне конкретное влияние на присутствующее в ней живое целое, на его поведение, проявляющиеся интересы и тенденции развития. В силу этого можно говорить о том, что среда каждого ритма по-своему формирует практическую философию индивидуума, существенно влияя на его мировоззрение и мироотношения. Психоэнергетическая реальность человека, выраженная понятием уровень, вносит свои дополнительные нюансы в контекст восприятия Мира человеком, и на этом хотелось бы остановиться подробнее.
В данной работе сделана попытка осмысления результатов практической деятельности, связанной с освоением, использованием и преподаванием методики ДФС в течение нескольких лет.
2. О влиянии среды ритма B на восприятие реальности человеком
Самая общая характеристика пространства, заполненного звучаниями, несущими в себе контекст восприятия Мира в ритме B, может быть выражена в словах: среда животворящая, способствующая развитию живого и позволяющая живым процессам бесконечно продолжаться во времени, давая жизненную наполненность пространственно отграниченным формам.
В большинстве случаев это среда мягкая, бережно обтекающая живые формы, наполняющая их жизненной силой, словно поддерживая на плаву. Она может быть сравнима с бесконечной рекой жизни, попадая в которую все оживает: и биологическое естество, и чувство, и мысль, обретая свою процессуальность, а значит способность к развитию и продолжению с чередованием подъемов и спадов.
Подъемы и спады являются естественной неизбежностью процесса и могут быть выражены в разной степени, которая зависит от смыслового контекста процесса, но сам переход от подъема к спаду осуществляется плавно, без резких рывков, что, в основном, и характеризует проявление ритма B.
Таким образом, пространство ритма B является необходимой средой для процесса обновления форм жизни, продолжения жизни в бесконечное, позволяя живому быть "здесь и сейчас" и давая ему энергетическую наполненность для возможности быть в будущем.
Практическая философия, предлагаемая этим пространством, дает возможность ощущать живые процессы, правильно воспринимать их, помогает бережно относиться к ним и способствует развитию особого чувства такта по отношению к живому, не позволяя грубо вмешиваться в процесс, резко прерывать его, повреждая живое, и создавать условия, препятствующие существованию жизни, а также совершать над живым насилие.
Это – мировоззрение, несущее в себе интуитивное знание о законах развития жизни и дающее возможность органичного участия в ее процессах. Оно является необходимой предпосылкой для профессионального взаимодействия с живым, в какой форме оно не было бы проявлено, ибо дает возможность быть чутким, гибким и деликатным по отношению к нему.
Именно в этом пространстве проявляется чувствительность к агрессии, направленной на живое, именно здесь она тонко уловима и распознаваема. Но качественная наполненность пространства ритмом B дает возможность смягчать и погашать агрессивное воздействие до полной его нейтрализации.
В зависимости от энергетического уровня источника, порождающего пространство ритма B, проявляются специфические особенности и возможности восприятия Мира, по-новому переоценивается персональная практическая философия и осознаются иные смыслы взаимодействия с реальностью.
Хотелось бы остановиться на этом и подробнее рассмотреть специфическую определенность пространства ритма B в связи с конкретным энергетическим источником: витальным, эмоциональным, интеллектуальным или с гармоничным сочетанием всех трех в одном аккордном звучании.
Итак, о влиянии на практическую философию и систему мироотношений пространства ритма B, порожденного источником жизненной энергии и соответствующего состоянию 1B (в терминах классификации ДФС по И.Н. Калинаускасу).
Будучи животворным для биологических процессов, оно несет в себе жизнеутверждающую ориентацию, пробуждает интерес к жизни на биологическом уровне, дает умение на этом уровне ее наладить, наполняя любую живую форму, с которой происходит взаимодействие, жизненной силой, активностью и выносливостью. В пространстве, порождаемом состоянием 1B, все воспринимается как живой организм, в котором отдельные фрагменты связаны между собой и участвуют в едином жизненном процессе.
Биологическая жизнь видится как непрерывное наполнение различных форм жизненной энергией, а перетекание энергии из одной формы в другую ощущается как распространение биологической жизни во времени и пространстве. Возникает уверенность личного участия в этом процессе и интуитивное знание о том, какие действия для него вредны, а какие – полезны. Именно здесь пробуждается особенное отношение к истокам жизненной энергии биологического естества и осознаются постоянно присутствующими связи с ним. Более того, происходит переосмысление важности восстановления внутри себя этих взаимоотношений. И такие общечеловеческие понятия, как мать, родительский дом, семья, родной край, род, народ, родина, Земля-матушка, природа обретают жизненную глубину, ибо во взаимодействии с этим собственная жизнь видится, как продолжение Жизни из прошлого в будущее. С таким же контекстом воспринимается и связь с потомками.
В этом пространстве проявляется особое отношение к телесности, в том числе и к человеческой. Познается важность взаимодействия на этом уровне, и
Философия состояния 1B формирует чуткое отношение к агрессивным программам, порожденным сознанием и адресованным к телу человека, проявляя здоровую способность к нейтрализации этих программ, тем самым повышая и чью-либо, и собственную жизненную устойчивость. В силу этого состояние 1B позволяет быть успешным во всех видах деятельности, которая ориентирована на взаимодействие с живым, развивает интуицию в этой области и дает возможность испытывать от этой деятельности чувство внутреннего удовлетворения.
Пространство ритма B, порожденное эмоциональным центром и соответствующее состоянию 2B, имеет несколько иную практическую философию, ибо оно является животворной средой для процессов эмоционально-чувственных, связанных с общением на уровне сопереживания, сочувствия, сострадания и имеющих отношение к душевной жизни человека.
Здесь, в этом пространстве, проявлены глубочайший интерес и понимание всех тонкостей и оттенков, существующих в сфере человеческих взаимоотношений. Качественная наполненность этой среды позволяет человеку быть чутким и терпеливым по отношению к другим людям, уважать их чувства, сглаживать конфликты, налаживать эмоциональные контакты и испытывать удовлетворение от взаимодействия с людьми на эмоциональном уровне. Общение здесь – не формальность, а непрерывный живой процесс, имеющий свои законы зарождения, развития и трансформации, и среда несет в себе возможность понимания этих законов и интуитивного следования им.
Душевное тепло, мягкость, готовность к общению и отзывчивость, умение прощать – все эти внутренние движения становятся возможными в пространстве, создаваемом состоянием 2B, они совершаются лишь ради того, чтобы мир отношений был живым, здоровым, и чтобы чувства, наполняя собою формы, способствовали развитию человеческих отношений и продолжению их во времени.
Здесь естественно заботиться о культуре чувств, о создании здоровой психологической атмосферы, здесь можно размышлять о тонкостях душевной жизни, об их влиянии на жизнь в целом и заниматься проблемами врачевания человеческой души. Во всяком случае, если деятельность человека связана с общением и его проблемами, то состояние 2B может оказать неоценимую помощь, принося необходимое знание и практические навыки для обеспечения нужного качества общения.
Философия пространства 2B приносит реальное ощущение того, что человеческие отношения суть процесс, который требует к себе внимания и специфической деятельности для его поддержания и развития. И такие внутренние движения души, как раскаяние, прощение, сострадание, благодарность, приятие и согласие, осуществляются естественно, с пониманием их великой животворной и врачующей силы.
В этом пространстве проявляется особенная чувствительность к тому, что разрушает отношения, и приобретается умение обходить подобные ситуации, нейтрализуя эмоциональную агрессивность и снимая психологическое напряжение, погашая тем самым конфликты и устраняя конфронтацию.
Живая река здоровых человеческих отношений, здоровых эмоций и чувств – так очень кратко можно охарактеризовать среду, наполненную ритмом B от эмоционального источника.
Пространство ритма B, порождаемое интеллекту-альным центром и соответствующее состоянию 3B, более всего располагает к процессу размышления, выделяя из всего объема человеческой реальности мир мыслей, идей и рассуждений. Процесс мышления воспринимается как непрерывное действие, в котором мысль обретает существование во времени и в пространстве, и может быть представлен как процесс порождения мыслеформ, живущих сколь угодно долго.
Это пространство предполагает особое чувство такта к мыслительному процессу, порождает искусство рассуждать, анализировать, объяснять, умело оперировать логикой, доказывать, эффективно работать с памятью, оставаясь при этом внимательным к собеседнику и воспринимая его прежде всего как существо мыслящее.
Здесь интеллектуальная деятельность видится как основная форма деятельности человека, и проявляется возможность освоения различных способов думания: аналитического, логического, диалектического для решения задач, сформулированных в пространстве бесконечно-конечных процессов. При этом может достигаться высокий уровень абстрагирования, реально переживается личное участие в мыслительной деятельности и часто происходит отождествление с ней.
Проявляется особый интерес к философии, и становится реальным переживание красоты мысли в силу специфической способности ощущать все тонкости внутренних движений, сопутствующих процессу мышления. Мир воспринимается прежде всего мыслящим, а разум – основной творческой силой индивидуума. Совершенно естественными воспринимаются интеллектуальные путешествия во времени и допускаются ментальные взаимодействия с прошлым и будущим.
Вопрос этики процесса мышления становится небезразличным в силу чувствительности к разрушающим воздействиям, оказываемым на существующие в этом пространстве интеллектуальные процессы. И может быть легко обнаруживаемой связь между высказыванием собеседника и его персональной практической философией, что позволяет опознавать внутреннюю интеллектуальную организацию собеседника, эффективно взаимодействовать с ней, оказывая животворное влияние на его мыслительные процессы.
Таким образом, состояние 3B может оказать неоценимую помощь лицам, занимающимися различными формами интеллектуального труда, связанного с осмыслением, обобщением и поиском решений в различных областях исследовательской деятельности.
Пространство ритма B, порожденное гармоничным единством трех источников: витального, эмоционального и интеллектуального, соответствует состоянию 4B. Оно встречается в среде человеческой реальности достаточно редко, ибо требует от человека специфической подготовленности, определенного навыка и несет в себе непривычный для нашей культуры контекст восприятия Мира, который современному человеку в процессе обучения и социализации практически не преподается, хотя бы на мировоззренческом уровне.
Философия этого состояния предполагает целостное восприятие реальности и дает возможность ощущения себя как гармоничного целого. Здесь более глубоко осознаются отношения с природой и сохраняется резонанс с живым и здоровым ее проявлением. Мир чувств обретает глубину, появляется возможность отойти от мелкого в области эмоций, а суетность воспринимается, как рябь на поверхности океана.
Гармонизируются три формы активности: физическая, эмоцио-нальная, интеллектуальная, и в силу этого практически любая деятельность становится доступной, но может быть выполнена на качественно ином уровне, когда человек, как гармоничное целое, наделяет этим свойством любой продукт своего творчества. Пространство состояния 4B производит гармонизацию живого целого, восстанавливает внутреннее равновесие и единство с живой, здоровой природой. Вслед за этим приходят внутренний покой и мудрый взгляд на все, что происходит вокруг, гармония проявляется и в отношениях, и в деятельности сознания. Основным же предметом человеческого интереса становится жизнь в самом глубоком ее понимании. Она видится как результат творческого взаимодействия субъекта с реальностью и воспринимается как событие, позволяющее человеку осознать присутствие в себе творческого начала и принять жизнь, как шанс осуществить возможность своей проявленности по образу и подобию Творца.
В этом пространстве возможно переживание субъектом своей бытийности, тотальности и познание радости от глубоких и гармоничных отношений с реальностью. Жизнь становится более содержательной в силу того, что переживание своего Бытия, как некоторой данности, порождает внутренний процесс обнаружения в себе более глубокого смысла жизни, и процесс творческого взаимодействия с реальностью наполняется этой глубиной. Мир может выступать собеседником в диалоге, и рождается ощущение своего присутствия в реальности, чувство собственной единичности, неповторимости, а также осознавание своего пребывания наедине с Миром.
Эта философия в максимально возможном для субъекта объеме животворит его внутреннюю реальность, приносит желание жить, наполняя глубоким переживанием самого факта жизни, как удивительной бытийной ценности. Внешний мир воспринимается живым, отзывающимся на всякую обращенность к нему, и каждый поступок осознается как акт реального взаимодействия с Миром, как текст, обращенный к реальности, в силу чего становятся возможными исследование персональных отношений с Миром и размышления по поводу их этики.
Это пространство является прекрасной средой для формирования внутренней культуры, имеющей бытийную наполненность. Деятельность же облагораживается новой осмысленностью и несет в себе жизнеутверждающее начало, являясь несомненно полезной для человеческого сообщества.
Это состояние может быть рекомендовано как основное в силу того, что оно гармонизирует внутреннюю реальность индивидуума, восстанавливает его целостность, оказывая терапевтическое воздействие и способствуя пробуждению здоровой жизненной позиции и здоровых взаимоотношений с реальностью, предоставляя одновременно с этим возможности для всех видов творческой активности человека.
Список литературы
Метод качественных структур: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции 17 ноября 1996 г. г. Санкт-Петербург. С-Пб., 1997., с. 97.
Калинаускас И.Н. Жить надо! С-Пб.: Медуза, 1994.