Широкова Ольга
Женщине в отличие от мужчины изначально сложнее обнаружить свою половую принадлежность. Если мальчику вполне доступно визуальное подтверждение, то девочка лишена такой возможности. Лишь с наступлением полового созревания в подростковом возрасте появляются те свидетельства, которые помогают ощутить себя принадлежащей к женскому полу. Изменения фигуры, появление груди и начало менструального цикла – те признаки, которые позволяют почувствовать себя женщиной. Действительно, с их появлением девочка получает потенциальную возможность реализовывать свои материнские функции. В общественном сознании глубоко укоренено такое понимании женственности. Женщина – это в первую очередь мать. Изображения мадонны с младенцем, таящие трепетное восхищение и преклонение перед ее образом, наиболее полно отражают ценностное отношение живописцев и общества в целом, к материнству. Таким образом, женственность и «женскость» как таковая в первую очередь связываются с атрибутами материнства, что глубоко заложено в женском сознании. Если начало менструального цикла и сопровождающие его телесные изменения обретают для девушки значение того, что она теперь полноценная женщина, то окончание цикла или менопауза неизбежно несет в себе угрозу утраты реального, доступного объективной проверке, признака женственности. Часто даже не осознавая этого значения, женщина, приближающаяся к климактерическому периоду, испытывает тревогу и страх.
Страх потерять свою ценность как женщины обостряет множество проблем, которые до сих пор оставались незамеченными или легко преодолевались. К этому периоду женщина может подойти в нескольких ипостасях. Попробуем рассмотреть некоторые из них.
Первый, наиболее частый вариант, это - замужняя женщина, много лет состоящая в браке, имеющая взрослых детей, которые или уже успели отделиться от родительской семьи, или стоят на пороге самостоятельной жизни. Соответственно к этому моменту женщина уже реализовалась как мать, ее жизнь с мужем приобрела характер привычки, обладает определенной стабильностью и от нее веет консерватизмом. Муж часто поглощен профессиональной деятельностью и успевает обрасти рядом безобидных или вредных способов проводить досуг, в которые жена не допускается. И эта на вид стабильная семейная структура стоит на пороге кризиса, который собственно есть естественное явление любого развития. И если для всех членов семьи это кризис, затрагивающий семейные отношения, то для женщины это еще и угроза утраты своей материнской и женской роли. Это серьезное испытание для ее идентичности. До этого этапа она могла осознавать себя как заботящуюся о детях, воспитывающую их, как обладающей сексуальной привлекательностью женщину, как способную творить и инвестировать свою активность в будущее. Теперь же все, что составляло ее мир, грозит оказаться в прошлом. В результате ей остается либо бороться против предстоящей утраты, либо оплакивать ее. Первый вариант может доставить ряд неприятностей окружающим людям, в первую очередь детям и мужу, поскольку от них женщина требует подтверждения своей ценности и поддерживания своих иллюзий. Забота о детях, которые в ней уже не нуждаются, приобретает характер навязывания или связывания их по рукам и ногам. Мать, чувствующая, что с уходом ребенка во «взрослую жизнь» она потеряет главный смысл своей жизни, старается всеми способами привязать его к себе, что может приводить к инфантилизации или протестным реакциям. От мужа она ждет, а порой требует, удостоверения того, что она все еще привлекательна и желанна, и в случае не получения желаемого она готова на провокационные меры. В общем, перед нами картина борющейся и отчаявшейся в своей борьбе женщины. И чем более гротескные формы она приобретает, тем больнее столкновение с реальностью не возврата к акме (т.е. возрасту расцвета).
Оплакивание утраченной молодости, красоты и удовлетворения от выполнения материнской роли, так или иначе предстоит каждой. Этим и определяется депрессия, которая так часто сопровождает климактерический период.
Второй вариант представляют женщины, у которых не было детей. Иногда это самостоятельное решение, вызванное подчас неудовлетворением от своей сексуальной жизни, иногда это следствие болезненного процесса. Так или иначе менопауза делает это явление необратимым, сталкивает с невозможностью что-то изменить. Это ощущение безвозвратности усугубляет одиночество. Многие сожалеют о принятом решении, чувствуют себя виноватыми за свой выбор, пытаются найти оправдание или наоборот, найти ответственного за то, что лишились опыта материнства. Не исключено, что может появиться чувство озлобленности на мужа, который не может разделить их чувства и окружающих женщин, имеющих возможность наслаждаться ролью матери.
Помимо всего прочего, приближение климакса порой обнаруживает расхождение субъективного образа молодого тела и объективного образа немолодого. В одной из своих работ известный английский психоаналитик Динора Пайнз, основываясь на своем клиническом опыте, указывает, что, несмотря на то, женщина могла принять решение больше не иметь детей много лет назад, в ее сознании остается возможность появления нового ребенка до тех пор, пока постепенное начало менопаузы и неизбежные физические изменения, которые она приносит с собой, не разрушают обнадеживающую фантазию и ощущение вечной молодости. Некоторые женщины зачинают очень позднего ребенка, лишь бы продлить свою молодость и отсрочить конец фертильности.
Также существует третья категория женщин, у к
Обозначенные выше варианты протекания сложного климактерического периода являются лишь тенденциями, выраженность которых зависит от индивидуального опыта каждой женщины, включающего не только биологические, но и множество социальных и эмоциональных факторов. Немаловажным является то, как протекало вступление девушки в фазу половой зрелости, как воспринималось развитие ее сексуальности родителями и окружающими. Также на характер переживаний женщины на этом этапе влияет то, насколько собственная успешность, значимость и самооценка связаны с внешней привлекательностью и молодостью. В целом, наступление менопаузы ставит перед женщиной задачу признания тех изменений, которые происходят в ее жизни и адаптации к ним, т.е. необходимость пересмотра собственного телесного образа, образа Я, жизненных целей и устремлений. Расставание с прежними представлениями о себе и своих ролях заставляет испытывать печаль, чувство утраты, что ведет к возникновению депрессии, которая по своей сути есть переходный этап на пути к открытию новых потенциальных возможностей. Для этого должна быть проделана своеобразная работа по оплакиванию навсегда ушедших лет, которая позволит сформировать и принять свой новый образ Я. Успех проработки этой травмы, а это именно травма, которая часто может переживаться и как частичная смерть, зависит в значительной степени от способности женщины к адаптации, от наполненности ее жизни любовью, от вовлеченности в профессиональную и общественную жизнь, а также от культуры, в которой она живет. Например, в ряде культур, где старение ассоциируется с мудростью и почитанием, роль матриархального центра отводится бабушке.
Успешность адаптации во многом связана с замещением, или говоря психоаналитическим языком, сублимацией, т.е. с умением получать удовольствие не от непосредственного объекта желания, а от объекта его заменяющего. В нашей ситуации, например, это означает, что женщина, наслаждающаяся заботой о детях, может найти в своем окружении кого-то другого, на кого она направит свое материнское внимание. Чаще всего в нашем социуме детей заменяют внуки, которые порой получают больше любви и ласки от бабушки, чем от мамы, которая оказывается вовлеченной одновременно в большое количество взаимоотношений. В отсутствии внуков довольно нетрудно найти замену и им – домашние животные, цветы, и, безусловно, другие люди, если женщина считает для себя приемлемым участие в каких-либо социальных программах. Это один из возможных вариантов, призванных продолжить реализацию женщиной своей материнской роли. Еще раз подчеркнем, что он хорош, когда забота о ком-то приносит удовольствие и радость. Безусловно, следование этой линии станет тяжкой обузой, если исполнение материнских функций не приносило удовлетворения.
Помимо этого, женщина стоит на пороге утраты своей физической привлекательности, и несмотря на то, что сейчас все большее распространение получают многочисленные методы омоложения и задерживания процессов старения, неизбежность последнего остро переживается женщиной. А что собственно она боится потерять? По большей части, любовь со стороны мужчины или мужчин, восхищение, которое привыкла видеть в их глазах, желание, которое привыкла вызывать. Боится того, что мужчина предпочтет ей более молодую женщину, более молодое тело. Этот страх тем сильней, чем больше собственная ценность и самооценка связаны с внешностью. Когда женщина осознает, что обладает не только красотой и сексуальной привлекательностью, но может быть интересна мужчине как многогранная личность, как профессиональный партнер и т.д., то наступление менопаузы не воспринимается как крах. Понимание этого очень важно, поскольку до этого момента привлекательная женщина, могла не сталкиваться с отвержением, к которому привыкла «дурнушка», и не выработала других способов заинтересовать противоположный пол. Таким образом, к этому моменту стоит задуматься о расширении сферы собственных интересов и обретение новых связей с людьми их разделяющими. В европейской и американской традиции пожилые люди отправляются в путешествия по миру, тем самым максимально увеличивая свой внутренний мир.
Профессиональная сфера в этот период времени может выйти на первый план, теперь, когда время, тратившиеся на детей, переходит в полное распоряжение женщины, она имеет возможность заняться повышением своей квалификации или переквалификацией, которая позволит продлить свою занятость на работе.
На самом деле существует множество способов преодоления кризиса, связанного с прекращением детородного периода в жизни женщины, мы же наметили лишь общее направление. Универсального рецепта не существует, как не существует способа избежать смерти, но также как мы находим смысл в жизни и силы в себе жить, также, обретая новые смыслы, женщина расстается с главной своей ценностью, которая во многом определяет её половую идентичность и делает непохожей на мужчину. Открытие новых возможностей наслаждения собственной жизнью должно стать путеводной нитью в процессе перехода от зрелости к увяданию.