Танатотерапия - авторский термин, созданный В.Баскаковым в 1989г для обозначения авторского метода инициации естественной смерти.
Баскаков Владимир - родился в 1954 году, закончил факультет психологии МГУ в 1881 году, психолог, телесно-ориентированный психотерапевт. Занятия с телом через пантомиму, гимнастику, восточные единоборства переросли в устойчивый профессиональный интерес. Координатор Международной программы "Культура Телесности" (Россия, Германия, Великобритания), соруководитель обучающих программ по биосинтезу (с Д.Боаделлой) и тайцзицюань (с Петрой и Тойо Кобаяси). В последние 10 лет - тренер долгосрочных обучающих программ по телесно- ориентированной психотерапии и танатотерапии в городах России и СНГ: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Екатеринбург, Минск, Воронеж, Калининград, Находка, Одесса, Пермь, Саратов, Тольятти, Тула, Тюмень, Ульяновск; а также в Италии, Великобритании.
В популярной мифологии, Танатос - греческое воплощение смерти. Существо, ходящее по миру и собирающее души умерших. Он - единственный из богов, не любящий даров. Обладает железным сердцем и ненавистен богам. Гипнос, бог сна, является братом-близнецом Танатоса. В древней мифологии, однако, богом смерти на Олимпе является не Танатос, а одна из ипостасей - Аид, брат Зевса и Посейдона, и сын Кронуса.
Концепция Танатотерапии
Центральным звеном представленного метода является инициация естественной смерти, инициация, построенная на принципах моделирования характеристик тела только-что умершего таким видом смерти человека. Крайне редко встречающаяся естественная смерть, в отличие от обычной, сопровождающейся в основном болезненными переживаниями, а зачастую и сильными душевными и физическими страданиями и болями, - на уровне тела умирающего естественной смертью, характеризуется максимальной расслабленностью, сниженным или вовсе отсутствующим сверхконтролем (контролем со стороны сознания), пассивностью ("объективностью", "объектностью", "предметностью").
Область Танатотерапии - это область контакта с процессами умирания и смерти и главная цель Танатотерапии - установление этого максимально полного и реального контакта. Каждый из живущих людей знает, что умрет, однако, никто не верит, что умрет. Переход из "вялотекущего" процесса умирания в терминальную (конечную) - разрушительный для человека эмоциональный и физический шок. В основе Танатотерапии лежит феномен естественного (правильного) умирания и представление о т.н. биологическом и социальном теле. Жизнь и смерть - две стороны одной и той же реальности. Игнорирование смерти - это лишение себя колоссального источника энергии (сравни, например, с энергией страха смерти).
Применение специальных телесно-ориентированных психотехник позволяет занимающимся освоить своеобразную технологию умирания естественной смертью, основной целью которой является «правильное умирание», а, значит, - правильная жизнь. В ходе инициации, когда с одним человеком работает группа из 5-6 человек, используя в ключевой момент давление веса всей группы на лежащего партнера, -достигается глубокая степень погружения в транс и через это - сильные трансперсональные переживания, "путешествия- мытарства", переживания отношений "душа- тело", отношений к смерти и жизни.
Опыт участников групп Танатотерапии показывает, что это -мощное средство максимального расслабления, позволяет в определенные ситуации отключать сверхконтроль сознания, находить удовольствия в предметности и объектности собственного тела, обогащает трансперсональный опыт, дает сильные переживания эротического характера (связь Танатоса с Эросом).
Кому адресован метод Танатотерапии:
Всем живущим - для более полного понимания себя, осознания своего предназначения и места в едином процессе Жизнь- Смерть, установления максимально полного контакта с жизненным энергетическим ресурсом (как собственным, так и окружающих).
Занимающимся в группах личностного роста - для переживания сильнейшего трансперсонального опыта (сепарация с собственным телом и "странствия души").
Страдающим различными заболеваниями - для активизации и запускания целительных биологических реакций, направленных на самовыздоровление.
Психотерапевтам, практическим психологам - как мощный способ воздействия на паттерны психологических проблем (с целью их ассимиляции) без запускания стандартной для этих случаев реакции отреагирования.
Лицам с нарушениями сна - позволяет восстановить утраченный контакт с этим видом смерти.
Всем живущим - испытать состояние реального максимального расслабления (это возможно только в первые мгновения после окончания жизни) и отдыха - и при этом вернуться к жизни.
Мужчинам и женщинам, испытывающим сложности в сексуальных отношениях - осознать причины этих сложностей и наметить пути их решения.
Беременным, находящимся на разных сроках беременности - установить контакт с биологическим телом и его реакциями - основой естественных и безболезненных родов.
Всем, боящимся смерти - представляется возможность шагнуть за порог этого страха и увидеть, что в его основе лежат конкретные собственные проблемы, наметить пути их решения.
Тем, кто находится в активной (терминальной) стадии умирания - помогает лучше осознать и принять боль и, таким образом, избавиться от нее.
Тем, кто ухаживает за больными и умирающими - помогает максимально расслабить больного, снять боль, увести от беспокоящих мыслей, улучшить настроение и открыть место для оптимизма.
Бондинг
Естественный подход к родам и родительству отталкивается от феномена бондинга. Бондинг - это незримая связь между ребенком и матерью, благодаря которой они и после родов продолжают оставаться единым целым. Бондинг - это то, благодаря чему мать может понимать язык ребенка; то, что наполняет для нее конкретным содержанием каждый его неуклюжий жест, гримасу, каждый издаваемый звук. Мать должна "знать" своего младенца, она должна "знать" его потребности и его состояние. И она "знает" это посредством бондинга. Она чувствует состояние своего ребенка лучше, чем любой профессиональный врач.
Дж. Ч. Пирс приводит следующие замечательные примеры бондинга, позволяющие понять, о чем идет речь: "В моей книге "Волшебный ребенок" я рассказал об американской матери Джейн Маккеллар, которая наблюдала, как новорожденных детей в Уганде носили на лямках около материнской груди. Пеленок не использовали и, так как младенцы были всегда чистыми, Джейн спросила матерей, как они управляют мочеиспусканием и испражнением кишечника детей. "Мы просто идем в кусты", - отвечали матери. "Но как, - спросила Джейн, - вы узнаете, когда крошечному младенцу нужно в кусты?" Изумленные матери ответили: "А как вы узнаете, когда вам нужно идти в кусты?" В Гватемале матери также носят своих новорожденных детей таким же образом, и если новорожденный все еще мочи
Фактически, бондинг возникает с самого начала беременности. Женщина не просто вынашивает ребенка. В ней происходят изменения, которые позволяют ей осуществлять функцию материнства. Чувства обостряются, интеллектуальная деятельность притупляется, усиливается интуитивное восприятие. Чувства и интуиция - вот те инструменты, которые позволяют ощущать ребенка, понимать его потребности. Отношения бондинга формируются, если мать естественно следует всем изменениям, происходящим в ней, и принимает их. Это тот период, когда нужно уйти в себя, в свою беременность, в своего ребенка. Женщина перестает быть просто женщиной. Она становится матерью.
Любое насилие над этим процессом, неприятие изменений, стремление жить внешней жизнью, интеллектуальные перегрузки - все это нарушает формирование бондинга.
Роды, первые минуты и часы жизни малыша - особенно важный период в установлении бондинга. Чрезвычайно важны первые минуты жизни малыша, только что прошедшего через адовы круги рождения и ввергнутого в этот пугающий и непонятный мир. Ф.Лебуае, французский акушер-гинеколог пишет, что "для малыша этот мир - пугающий. Его разнообразие, огромность сводят с ума маленького путешественника: Рождение - это гроза, ураган. А ребенок - терпящий кораблекрушение, уничтожаемый, поглощаемый стремительным приливом ощущений, которые он не умеет распознать". Он требует помощи, защиты. Кто лучше всего сделает это? Конечно, мать. Прижав его к своей груди, она частично возвращает его в прежние условия существования. Материнское тепло, биение ее сердца, первые капли молозива из груди успокаивают ребенка, сообщая ему чувство безопасности.
Мать обеспечивает младенцу так называемый контакт-комфорт, имеющий огромное значение для всей его последующей жизни. Этот контакт-комфорт - первичный источник положительных эмоций. Ощущение комфорта и безопасности, исходящее от матери, - немаловажный фактор установления бондинга.
Отношения бондинга побуждают мать чувствовать и удовлетворять естественные потребности ребенка, что является условием его развития. Потребность в любви и ласке, потребность в материнском тепле и материнском молоке - одна из главнейших.
Бондинг - важное условие формирования положительных личностных качеств. "Привязанность к матери - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств", считает профессор А.И.Захаров. Отношения между матерью и ребенком в раннем младенчестве - это запечатлевающаяся в ребенке модель его дальнейших отношений со всей действительностью. Встречая любовь, внимание к своим нуждам, удовлетворение своих естественных потребностей, ребенок учится воспринимать мир как свой родной дом. Если его любят, он учится этой любви. Если чувствуют его потребности, он учится чувствовать потребности других. Воспринимая уверенность матери, он получает чувство безопасности, а вместе с ним формируется уверенность в себе, в своих возможностях.
Связь между матерью и ребенком есть всегда. Даже в самых неблагоприятных условиях (например, при разлучении матери и ребенка) своим отношением, должным психологическим настроем, своим духовным состоянием мать может наполнить эту связь нужным содержанием.
Если в ваших отношениях с ребенком присутствует бондинг, вы и без всяких взвешиваний будете знать, хватает ли ему вашего молока, и без обследований понимать, здоров ли малыш и в чем он сейчас нуждается больше.
Розен-терапия
РОЗЕН-МЕТОД - это особая практика изучения своего тела, позволяет воздействовать на психическое состояние человека через телесные воздействия, а также научить тело реагировать на внешние воздействия желанным образом. Розен-метод без сомнения полезен для всех, однако, особое значение он имеет для беременных женщин и для молодых родителей. Метод способствует снятию мышечного напряжения, эмоционального дискомфорта, стресса, гармонизирует физическое и психическое состояние человека.
Трансперсональная психология
Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C. Lilly, T. Dethlefsen, J.C. Pierakos, L. Orr, С. Гроф, Р. Ассаджоли, К. Дюркгейм. В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной. В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта. В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З. Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“. Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания. Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений. Это — относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология). В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это — сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru