ИВАДАЛ - НОВЕЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ В ЛЕЧЕНИИ НАРУШЕНИЙ СНА
С
он оказывает влияние на состояние здоровья и благополучие человека, возможно, не в меньшей степени, чем период дневного бодрствования, а "качество сна" является одной из главных составляющих понятия "качество жизни". Представление о сне, как о состоянии исключительного покоя, накоплении энергетического потенциала, в последние десятилетия было кардинально пересмотрено. Общепринятой точкой зрения в настоящее время является оценка сна, как сложного структурированного психофизиологического состояния, в котором не только сохраняется, но иногда и интенсифицируется психическая и биологическая активность [1]. Несмотря на всю важность проблемы, наши представления о физиологии сна, а также о его нарушениях и способах их лечения остаются сравнительно неполными [2]. Под термином "нарушения сна" - "диссомния" принято понимать нарушение количества, качества или времени сна (МКБ - 10), что, в свою очередь, может привести к сонливости в дневное время, трудностям в концентрации внимания, нарушениям памяти и состоянию тревожности (3), то есть к ухудшению дневного психофизиологического функционирования. Это влечет за собой многочисленные нежелательные последствия. Так, например, установлено, что в США в 10 % случаев главной причиной было состояние сонливости водителей [4].
Рис.1 Объем продажи наиболее распространенных в мире снотворных (в миллионах французских франков) миллионов франков
Рис.2 Результаты теста запоминания слов у больных, принимавших золпидем, плацебо и флунитразепам
Трудности в организации популяционных исследований обуславливают выраженную вариабельность данных по ее представленности в разных странах мира. Так, в одном из исследований, выполненных в рамках ВОЗ, установлено, что диапазон распространенности расстройств сна варьирует от 8,3 % в Нагасаки до 42,9 % в Рио-де-Жанейро [5]. Однако, несмотря на это, практически все авторы сходятся во мнении, что расстройства сна принадлежат к наиболее распространенным симптомам, наблюдающимся как у здоровых людей, так и у лиц, страдающих психическими и соматическими заболеваниями. Гипнотики (снотворные) являются основной группой лекарственных препаратов, применяемых для лечения диссомнии и требования к "идеальному снотворному"
уже известны [6]. Такой препарат должен :
* способствовать быстрому засыпанию в минимальной дозе, * не иметь преимуществ при увеличении дозы (чтобы избежать наращивание дозы самими пациентами), * снижать число ночных пробуждений, * повышать эффективность сна и минимально влиять на стадии сна и его структуру, * не ухудшать состояние больных после прекращения приема препарата. Наряду с этим снотворное должно оказывать минимальное влияние :
* на уровень бодрствования при пробуждении * на память * на скорость реакции и когнитивные функции В наибольшей степени этим требованиям соответствует новое поколение небензодиазепиновых снотворных. В этой связи трудно переоценить появление в клинической практике нового небензодиазепинового гипнотика (производного имидазопиридина) - ивадала (международное название - золпидем), разработанного и внедренного в практику французской фармацевтической компанией СИНТЕЛАБО в 1988 году (в России ивадал зарегистрирован с 1997 года). С 1994 года ивадал занимает первое место в мире
(данные IMS) по объему продаж среди снотворных препаратов ( рис. 1).
Рис.3 Мнение пациентов о эффекте золпидема после 20 ночей лечения
Это быстрое распространение нового лекарства связано с его уникальными свойствами, расширившими представления о фундаментальных механизмах сна. Исследования в области молекулярной биологии позволили выявить гетерогенность бензодиазепинового ( BZ ) рецептора и определить локализацию и функцию его основных подтипов - омега - 1, омега - 2 и омега - 5. Подтип омега - 1 расположен в основном в кортикальной и субкортикальной области и ответственен за появление собственно гипнотического действия, тогда как подтипы омега - 2 и омега - 5 связаны с появлением ряда других эффектов (миорелаксирующего, противосудорожного, седативного) [7]. Специфический нейрофизиологический профиль ивадала связан с его мощным и полным агонизмом только в отношении подтипа омега - 1. Такое гипноселективное действие препарата отличает его от бензодиазепиновых снотворных, взаимодействующих со всеми подтипами BZ - рецепторов, что приводит к расширению спектра их психотропного действия за счет появления нежелательных для снотворного эффектов.
Рис. 4 Улучшение показателей сна после 1-го и 21-го лечения золпидемом
Селективное гипнотическое действие ивадала сочетается с его улучшенными фармакокинетическими характеристиками, в наибольшей степени приближающими его к "идеальному снотворному". Препарат быстро и полно всасывается в желудочно-кишечном тракте, с чем связана быстрота наступления сна (через 11 - 30 минут). Это позволяет облегчить рекомендации больным по его применению, назначая ивадал или непосредственно перед "отходом ко сну", или лучше уже в постели. Пик концентрации препарата в плазме в среднем наступает уже через 1,6 часа, а период полувыведения препарата является одним из самых коротких среди снотворных и составляет 2,5 часа. При этом содержание активного вещества (при отсутствии активных метаболитов) в таблетке подобрано таким образом, что обеспечивается достаточная концентрация вещества в крови на протяжении 8 часов сна. С этими фармакокинетическими особенностями ивадала связано отсутствие существенного влияния ивадала на дневное самочувствие и работоспособность. Это является важным преимуществом ивадала, поскольку, как показали результаты опроса населения [8], основным опасением при приеме снотворного является возможность ухудшения дневного самочувствия и активности. Двойное слепое плацебо, контролируемое исследование [9] одной из самых чувствительных к приему снотворных функций - памяти - показало, что ивадал не оказывает даже на нее достоверного влияния, чего нельзя сказать о производном бензодиазепина ( рис. 2).
Рис.5 Доля пациентов, получавших различные дозы золпидема при лечении нарушений сна в течение года
Утреннее пробуждение после приема ивадала носит характер свежести после полноценного сна. Помимо короткого периода полувыведения препарата, помимо его селективности в отношении омега-1 рецепторов, это объясняется еще и тем, что ивадал предохраняет и восстанавливает физиологическую структуру здорового сна [10]. Ивадал относится не только к числу самых распространенных, но и самых изученных в клинических условиях снотворных. Эффективность ивадала к настоящему времени изучена более чем у 30 000 больных. Только в 1992 году в мире было выполнено 63 строгих клинических исследования препарата, в том числе в сравнении с другими гипнотиками и плацебо. Ивадал показал высокую эффективность в отношении всех видов диссомнии. В процессе терапии сокращается время засыпания, уменьшается число ночных пробуждений, увеличивается общая продолжительность и эффективность сна. Своевременное лечение нарушений сна ивадалом позволяет восстановить нормальный сон и устранить ряд хронифизирующих факторов: страх бессонницы, формирование неправильных привычек, связанных со сном, изменение и закрепление неадекватного ритма "сон - бодрствование". Как видно из рисунка 3, среди 30 043 пациентов, принимавших ивадал в течение 20 дней, в 97,9 % случаев отмечалось восстановление нормального сна, которое отражалось не только в улучшении объективных показателей, но и в субъективных оценках больных (только 1.6 % больных были не удовлетворены качеством сна и только 0,5 % пациентов отмечали неудовлетворительное влияние его на дневное самочувствие [11]. Рекомендуемые дозы применения ивадала стабильны и соответствуют 10 мг в день для взрослых, а в пожилом возрасте (старше 65 лет) - 5 мг в день. Побочные явления при применении ивадала возникают редко. Их частота лишь незначительно превышает нежелательные явления, возникающие при применении плацебо. Среди побочных действий препарата чаще других отмечаются головокружение, нарушение координации движений и головная боль. Тактика назначения ивадала во многом зависит от характера нарушений сна, их продолжительности, сочетания с другими психическими (например, депрессия, тревога) или соматическими заболеваниями. Огромное число жизненных ситуаций может вызывать расстройства сна и служить причиной эпизодической диссомнии. Это эмоциональные стрессы, связанные, например, с конфликтами в семье, на р
Литература
1. Вейн А. М. Расстройства сна, основные патогенетические механизмы, методы коррекции // Расстройства сна / под ред. Ю. А. Александровского, А. М. Вейна.- СП. 1995- С. 6 - 12. 2. Billiard M. Le sommeil normal et pathologique. Paris: Masson, 1994. 3.Freeman H., Roth T., Guelfi J. Insomnia: diagnosis, consequences and management / Ibid. p. 7-20. 4. Bonnet M., Arand D. We are chronically sleep deprived / Sleep 1995; Vol. 18. - p. 908-911. 5. Ustun T., Privett M., Lecruber Y. et al. Form, Frequency and burden of sleep problems in general health care: a report from WHO Collaborative study on Psychological Problems in General Health Care. Eur. Psychiatry 1996, 11 (Suppl.) p. 5-10. 6. Pringey., Salliere D. Tolerability and safety of zolpidem // Zolpidem: an update of its pharmacological properties and therapeutic place in the management of insomnia / H. Freeman, A. Puech, T. Roth eds. 1996. Elsevier, Paris. p. 195-214. 7. Besnard F., Avenet P., Itier V. et al. // GABA receptor subtypes and the mechanism of action of zolpidem / Zolpidem: an update of its pharmacological properties and therapeutic place in the management of insomnia / H. Freeman, A. Puech, T. Roth eds. 1996. Elsevier, Paris. p. 21-32. 8. Александровский Ю. А., Аведисова А.С. Инсомния и некоторые особенности действия современных гипнотиков. Клиническая фармакология, 1995, 4, с. 80 -85. 9. Vermeeren A., O'Hanlan J. F., Declerck A. C., Kho L. Acta Therapeutica, 1995; 21: 47-64 10. Gueu et al., Eurosleep 1994, 12th Congress of the European Sleep Research Society, Florence, May, 1994 11. Ahrens J. Behandlung von Schlafstorungen mit Zolpidem: Wirksamkeit ohne Abhangigkeitspotential. Therapiewoche 1993; 43: 1942 -1944 12. Cluydts R. J. et al., A three week multicentre general practitioner study of zolpidem in 651 patients with insomnia. Acta Thera, 1993; 19: 73-91. 13. Sauvanet J. P. et al. Open long-term trials with zolpidem in insomnia. In: Sauvanet J. P., ed. Imidazopyridines in Sleep Disorders. New York: Raven Press, 1988; 339-49 14. Scharf M.B. et al., J. Clin. Psychiatry 1994; 55: 192 - 199.