50-60 годов.
Р.С. Буре, Л.Д. Костелова
В развитии теории педагогики большую значимость имеют исследования, направленные на изучение идей педагогов прошлого и оценку их взглядов с позиции современности. Это позволяет создать общее представление о развитии проблем воспитания и обучения, различии взглядов ученых, имеющихся подходов к их решению, а также обозначить идеи, которые не потеряли своего значения до настоящего времени.
Такой анализ позволяет и совершенствовать содержание лекций для студентов, преподносить им не только знания в вкладе кого-либо из ученых, а раскрывать движение в развитии проблем.
Однако в литературе в большей мере представлен анализ работ педагогов "далекого" прошлого (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский и др.) и почти не находит отражение оценка исследований ученых советского периода.
В предлагаемой статье представлено развитие исследований по проблеме воспитания у детей дошкольного возраста нравственных качеств и взаимоотношений, выполненных в 50-60 годы прошлого столетия в российской педагогике.
Эти проблемы приобретают особое значение в настоящее время в связи с ориентиром в воспитании на общечеловеческие ценности, на гуманизацию педагогического процесса. Становится необходимым анализ проведенных исследований с целью выделения имеющихся в них тенденций, невостребованных или забытых идей, значимых для современной науки.
В 50-ых годах в центре внимания ученых находилась проблема воспитания у ребенка нравственных качеств. Исследователи изучали процесс их становления и развития, определяли условия, способствующие реализации поставленных задач.
Так, в работе А.В. Суровцевой (1952 г.) предметом исследования становится процесс воспитания у детей воли. Автор подчеркивает, что в волевом поведении всегда присутствует организованность, дисциплина, настойчивость, осознание ответственности и чувство долга. Развитие воли, по мнению А.В. Суровцевой, начинается с появления в сознании ребенка цели, пусть даже примитивной. Большой скачок в развитии воли связан со становлением речи, когда взрослый получает возможность регулировать поведение ребенка словом, а ребенок обнаруживает стремление понять и осмыслить явления окружающего мира.
Главным условием развития волевого поведения автор считает сообщение правил детям таким образом, чтобы они понимали разумность заключенных в них требований. Необходимым также является поддержание в группе порядка, сознательной дисциплины организованности детей, включение их в активную деятельность, организацию интересных занятий, "проникнутых идейным содержанием".
К исследованию А.В. Суровцевой примыкает и работа Е.Ю. Демуровой (1951), которая рассматривает процесс воспитания дисциплинированности.
Автор обосновывает ведущую роль этого качества в воспитании моральных черт человека. Показателями сформированности дисциплинированности являются не только знание правил, но и понимание смысла их, наличие привычки к их выполнению, разумное применение этих правил повседневной жизни. К условиям воспитания дисциплинированности автор относит доведение смысла правил до ребенка, организацию игр и занятий, введение мотивов, побуждающих детей к их выполнению, обеспечение единства и постоянства требований к ним.
В исследовании Л.А. Порембской (1953) предметом изучения становится процесс воспитания у детей самостоятельности, рассматриваемой как нравственное качество. Средством ее воспитания является, по мнению автора, бытовой труд, ибо именно в нем ребенок становится в условия выполнения несложных обязанностей. Овладение навыками бытового труда способствует развитию стремления к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности.
З.Н. Борисова (1953) исследует возможности воспитания у детей ответственности. Для решения этой задачи автор использует труд детей, организованный в форме дежурств: выполнение обязанностей дежурных ставит детей в условия ответственности перед группой и партнерами по деятельности. Очень важно в работе с детьми помочь им не только осознать смысл и значимость своих действий, но и вызвать у них эмоциональные переживания, чувство удовлетворения от выполненной работы.
В.А. Горбачева (1957) изучает проблему формирования у детей организованного поведения и его регуляции посредством правил. Автор показывает, что вначале ребенок действует по подражанию поступкам, которые одобряет воспитатель, позднее правило, его выполнение связывается с авторитетом педагога, и лишь еще позже правило отделяется от взрослого и становится требованием ребенка к себе, т.е. регулятором поведения. При этом условии организованное поведение характеризует воспитанность.
Следует отметить, что во всех исследованиях содержатся положения о значении рассматриваемых качеств для жизни в коллективе сверстников и это важно подчеркнуть, так как позже проблема воспитания коллективизма становится одной из важнейших.
В 60-ые годы центральное место в исследованиях начинает занимать изучение возможностей деятельности детей для их воспитания.
Так, в исследованиях рассматриваются вопросы становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее возможности для нравственного воспитания (В.Г. Нечаева - 1964), особенности труда детей в природе (В.Г. Фокина, Е.И. Корзакова - 1964), целесообразность ознакомления детей с трудом взрослых и их отношением к труду, а также включения детей в труд взрослых, естественно в той мере, которая доступна дошкольникам (Е.И. Радина - 1964). Автор подчеркивает, что участие в труде взрослых побуждает детей не только подражать их действиям, но и проникаться их отношением к деятельности, понимать ее значимость.
Я.З. Неверович (1965) придает особое значение формированию у детей общественно значимых мотивов, которые являются главным побудителем включения детей в труд. В процессе труда ребенок приобщается к деятельности людей, вступает во взаимоотношения, соответствующие моральным нормам общества, усваивает эти нормы, осознает необходимость их соблюдения. Примеры оказания помощи, участия каждого в общем деле приобретают для дошкольника актуальный смысл, постепенно превращаются во внутренние мотивы поведения. У ребенка формируется трудовая направленность, коллективистические черты личности, начала коллективизма. Он становится способным поступаться своими непосредственными желаниями в пользу интересов партнеров, преодолевать препятствия на пути к цели. Я.З. Неверович продолжает изучать и роль правил в регуляции поведения детей, но рассматривает этот вопрос гораздо шире. Автор замечает, что знание правил и поступки ребенка, даже соответствующие моральным нормам, далеко не всегда отражают его нравственную воспитанность. Чтобы правило стало средством нравственного воспитания, необходимо переходить от побуждения ребенка к поступкам, соответствующим правилам, к достижению детьми осознания слова "надо",.которое является первой моральной инстанцией, вызывающей переживание ребенком необходимости поступать именно так, а не иначе. Дальнейшая работа педагога, связанная с разъяснением детям смысла правил, в которых заключены способы проявления отношения к окружающим, приводит к формированию нравственно ценных мотивов, помогает переключать внимание ребенка с себя на других, учит замечать их нужды, состояние, вызывает чувства симпатии и сочувствие. При этих условиях "знаемые" мотивы становятся мотивами "действенными". Следует отметить, что эти положения свидетельствуют о подходе автора к проблеме формирования гуманных чувств, что является одной из ведущих проблем современности.
В эти же годы ведутся исследования, направленные и на изучение возможностей разных видов продуктивной деятельности в нравственном воспитании. Наиболее широко представлена изобразительная деятельность, рассматриваемая как комплексное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. (В.Б. Косминская - 1963, Н.П. Сакулина - 1965). Авторы показывают, что предлагаемая детям тематика может способствовать формированию и закреплению отношения детей к окружающей действительности, отражать ими в рисунках отношения между изображаемыми лицами, а процесс деятельности создает возможность для воспитания самостоятельности и настойчивости. При этом необходимо также предъявлять детям задания творческого характера.
Большое место в исследованиях 60-ых годов занимает изучение игровой деятельности, в том числе и ее возможностей для нравственного воспитания. В эти годы Д.Б. Эльконин (1963) разрабатывая теорию игры, обосновывает положение о том, что отношения между людьми скрыты от детей предметами окружающего мира, и только в игре они становятся доступными пониманию дошкольников. Беря на себя роль, ребенок отражает трудовые действия взрослого, его отношение к выполняемому делу. А в более развитой форме игра становится все больше отражением отношений между тружениками в процессе деятельности. Это теоретическое положение становится основой для педагогических исследований.
Так, в исследовании Р.И. Жуковоской (1951-1963) обращается внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивость и инициативу. Решение воспитательных задач способствует обогащение содержания игр, учет игровых интересов детей, углубление моральных чувств.
Д.Б. Менджерицкая (1951-1963) также обращает внимание на возможности содержания игры для воспитания волевых черт характера, подчеркивает, что взятая на себя ребенком роль побуждает к проявлению ответственности за ее выполнение. Влияя на содержание игр, педагог имеет возможность усиливать ее воспитательное влияние на детей. В то же время в работах Д.Б. Менджерицкой выдвигается новое положение, впоследствии нашедшее дальнейшее развитие: совместная детская игра, даже отражающая внешне слаженные отношения по ролям, может не приводить к формированию положительных черт личности. Причиной тому является "двойственность" чувств детей, которые определяются, с одной стороны, выполняемой ролью, а с другой - реально складывающимися в повседневной жизни отношениями. Автор выдвигает задачу на будущее: исследовать вопрос о том, в какой степени игры влияют на поведение ребенка в реальной жизни. ( К сожалению, этот аспект проблемы остался незавершенным).
В работе А.П. Усовой (1963) обнаруживается новый подход к рассмотрению сюжетно-ролевой игры, а именно с позиции ее возможности для образования детского общества. А.П. Усова выделяет примерные ступени его развития на основе наличия взаимодействий участников в процессе игры: от н
В середине 60-ых годов большое место начинает занимать проблема формирования коллективизма у детей. Воспитание в коллективе рассматривалось в отечественной педагогике как один из основных принципов "все в коллективе, во имя коллектива, через коллектив". Такой подход имел много положительного (например, опыт А.С. Макаренко): действуя совместно со сверстниками, ради достижения общей цели, ребенок учится ориентироваться на их нужды и желания, сдерживать себя, подчинять свои действия интересам коллектива.
В дошкольной педагогике проблеме воспитания коллективизма также отводилось немаловажное место. Но все-таки ученые понимали некоторую условность использования понятия "коллективизм" по отношению к детям дошкольного возраста. Поэтому в своих исследованиях они используют такие близкие понятия, как "начала коллективизма", "чувство коллективизма", "начальные формы коллективизма" и др.
Воспитанию первоначальных черт коллективизма посвящено исследование Ф.С. Левин-Шириной (1963). Эти черты и гуманные взаимоотношения, по мнению автора, формируются в коллективной деятельности, проявляются в поведении детей в таких показателях как умение подчиняться требованиям коллектива, уступать товарищам, сдерживать свои эгоистические устремления. Обязательным условием автор считает внесение правил, регулирующих отношения с окружающими, совместную выработку детьми собственных правил, обязательных для выполнения всеми. Немаловажное место отводит Ф.С. Левин-Ширина ставших традиционными условиям: опора на интерес к содержанию деятельности; создание возможностей для проявления самостоятельности и инициативы, расширение представлений о дружбе и товариществе.
Автор обращает внимание на влияние, которое оказывает детский коллектив на ребенка, но не делает этот факт предметом исследования, ограничиваясь лишь констатацией этого явления.
Изучению проблемы воспитания коллективизма посвящена и работа Р.М. Римбург (1964). Ею рассматривается процесс воспитания у детей чувства коллективизма, как одного из важнейших социальных качеств, которое развивается в совместной деятельности, требующей от участников соподчинения, взаимоконтроля. Обращаясь к игре, как коллективной деятельности, Р.М. Римбург видит в ее содержании главный воспитательный потенциал: выполняемые детьми роли помогают им узнавать друг друга, усваивать нормы поведения в коллективе. Такая позиция соответствует взглядам, отраженным в исследованиях Р.И. Жуковской, Д.Б. Менджерицкой и др.
Новизной подхода к рассмотрению проблемы является обращение автора к системе отношений, складывающихся между детьми, и оценке этих отношений, как определяющего фактора в формировании у детей умения жить в коллективе. Кроме того, автор выделяет и такую сторону взаимоотношений, как наличие в них гуманных чувств: отзывчивости, симпатии друг к другу, уступчивости. Заметим, что обращение автора к значению гуманных чувств в воспитании детей становится позже одной из ведущих проблем в дошкольной педагогике. (см. работы выполненные коллективом авторов под руководством А.В. Запорожца).
Изучая возможности изобразительной деятельности для воспитания коллективизма, Е.И. Васильева (1963) усматривает связь эстетической и этической сторон этой деятельности: вместе с овладением детьми приемами рисования у детей формируется способность к настойчивости, трудолюбию, а также развиваются чувства коллективизма.
К середине 60-ых годов становится заметным переход в исследованиях от изучения становления и развития отдельных нравственных качеств к изучению отношений. В этом большую роль сыграли исследования В.Н. Мясищева (1963), который вводит понятие отношений для объяснения активности человека и показывает их важнейшую регулирующую роль в поведении. Суть нравственного воспитания, - пишет ученый, - состоит не только в усвоении ею знаний, идей, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.
Такой подход к пониманию сущности нравственного воспитания стимулировал появление работ, направленных на изучение процессов формирования отношений к труду, природе, людям.
В 1968 году появляется фундаментальное исследование, раскрывающее проблему формирования коллективных взаимоотношений. Авторы развивают теоретические положения о воспитательном значении коллективной деятельности детей старшего дошкольного возраста, без которой невозможно усвоение норм и правил морального содержания. Именно в совместной деятельности, утверждают авторы, создаются предпосылки "начал коллективных отношений", существенной стороной которых является их общественная устремленность; нормативные требования становятся собственными побудительными мотивами морального поведения, развивается умение действовать в интересах коллектива. Очень важное значение имеет позиция авторов: отдельные свойства личности приобретают общественную направленность только в обществе сверстников; качества, определяющие коллективные взаимоотношения, многогранны и взаимосвязаны. Авторы дают развернутую характеристику этих сторон личности ребенка. Так, дружеские взаимоотношения (Т.А. Маркова) проявляются в предпочтении, симпатии, сочувствии, отзывчивости; дети имеют считаться с интересами сверстников, способны поступиться своими желаниями в пользу товарищей.
Как одно из проявлений коллективистических взаимоотношений рассматривается взаимопомощь (Л.А. Пеньевская), которая содействует обогащению общих замыслов, достижению более значимых результатов коллективной деятельности.
Большое значение в формировании взаимоотношений имеет и организованность (В.Г. Нечаева), как умение ребенка строить свои взаимоотношения с окружающими на основе моральных требований. Автор считает, что организованность поведения помогает ребенку найти свое место и определить свою роль в жизни коллектива, согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива, учитывать его требования.
Каждый из авторов определяет условия, способствующие развитию взаимоотношений: организация коллективной деятельности, ставящей детей в условия взаимозависимости и ответственности за свою работу перед коллективом, формирование нравственных представлений и на их основе - нравственно-ценных мотивов поведения. Коллективизм же выступает как комплексное нравственное качество.
Новый подход к изучению возможностей деятельности детей для воспитания взаимоотношений связан с анализом ее объективной структуры выявлением особенностей, которые вызывают необходимость у участников вступления во всякого рода взаимодействия, приводящие к развертыванию взаимоотношений.
Г.П. Шедровицкий (1964) обращал внимание на то, что только такая организация деятельности создает "общество", в которой помимо производственных отношений развертывается особая сфера "личностных" отношений по поводу деятельности. Такой вывод он переносит и на игру детей. Если в игре сохраняется сфера личностных отношений, если педагог предоставляет им право на самостоятельность в построении своих отношений, тогда создаются условия для формирования общественных качеств. И детское общество создается не в содержании игры, а вокруг нее, по поводу игры: при выборе игры, составлении и согласовании замыслов, необходимости регулировать возможные конфликты, т.е. ситуации, возникающие из-за рассогласовании мнений между участниками. Задача педагога - помочь детям разрешать такие ситуации в соответствии с принципами и нормами морали.
Исследование зависимости между структурой трудовой деятельности детей и тех взаимоотношений, развертывание которой обусловлено самой структурой, было предпринято Р.С. Буре (1968). Анализируя возможные формы объединения детей в труде, автор изучает наличие в них особенностей строения, вызывающих необходимость вступать в общение по разным поводам, что приводит к развертыванию взаимоотношений. Автор доказывает, что разные формы объединения детей вокруг общих заданий создают возможности для решения разных воспитательных задач. Такие объединения, которые требуют от участников согласования интересов (при распределении работы, в ее процессе или при передаче "промежуточного" результата) заключают в себе возможности для формирования взаимоотношений.
Путем разъяснения детям тактичных форм выражения несогласия, замечаний по поводу качества результата работы кого-либо из участников и в других ситуациях педагог формирует у них нравственно ценные способы согласования действий, мнений, интересов, что приводит к развитию положительных взаимоотношений.
Заключение.
Изучение исследований по нравственному воспитанию детей в российской педагогике 50-60 годов позволило определить ведущие тенденции и преемственность в разработке разных проблем. В статье отражено, что исследователи рассматривают становление и развитие отдельных нравственных качеств и замечают их значение для жизни в коллективе сверстников. Затем обнаруживается переход к проблемам формирования отношений в разных видах деятельности, их возможности для решения воспитательных задач. Дальнейшее развитие исследований связано с проблемами формирования начальных черт коллективизма и коллективных взаимоотношений. Воспитательные возможности деятельности рассматриваются с точки зрения ее содержания, объединения детей вокруг общих заданий, а также объективной структуры деятельности, которая обеспечивает наличие тесных взаимосвязей между участниками, требует разрешения возможных рассогласований по поводу деятельности и достижения общего результата. Эти направления продолжают иметь место и в исследованиях 70-ых годов.