Аутизм - болезненное состояние психики; уход индивида от контактов с окружающей действительностью и ориентация на мир собственных переживаний. Аутизм ведет к потере способности к пониманию окружающей действительности, к неадекватному поведению индивида в обществе. Различают ранний детский аутизм Каннера, аутическую психопатию Аспергера, органический аутизм и т.д.
греч.Autos – сам
Термин «аутизм» был введен в психиатрию Э. Блейером в 1920 году. Исследования синдрома саванта проводились ещё в XIX в., а само название для этого заболевания как частного случая аутизма предложил английский психиатр Д. Даун. В наше время большой вклад в изучение феномена савантов внес американский ученый-психиатр Дарольд Трефферт из Университета Висконсин, три десятилетия посвятивший теме савантов и создавший активно посещаемый веб-сайт о них. По его мнению, саванты показывают нам хрупкость мозга и его красоту. Но к сожалению, считает доктор Треферт, хотя строение человеческого мозга изучено и разложено на составляющие, система в целом (big picture) остается тайной.
Одно очевидно - этот серый, ватообразный орган, за 30000 почти неизменный, пронизанный химическими и электрическими синапсами, организован достаточно демократично. Он функционирует подобно идеальному государству, со своей системой сдерживаний и противовесов, исполнительной властью и наблюдательными органами. Сознательное мышление - это акция исполнительной власти, с планированием, подготовительными и контрольными мерами. Простой пример - составление списка покупок на выходные: хлеб, чай, сыр. Такая крупная "акция" подразделяется на несколько подчиненных, как то: посмотреть в холодильник, прикинуть, сколько хлеба потребуется на выходные; процесс, в общем-то банален, а структура его сложна. Путь к достижению результата небезопасен, потому как нервные клетки, однажды возбудившись, склонны "давать искру", импульс, возбуждая другие клетки - они стремятся образовывать ветви, ассоциации, каскады.
Таким образом, не будь механизма сдерживаний и противовесов, мозг работал бы безостановочно, вплоть до полного разрушения, "взрыва". Здоровый мозг обладает механизмом управления хранилищами, перекладывая в соответствующий ящичек то, что необходимо в данный момент, более ничего. А у савантов, напротив, как предполагается, такого механизма и такого "ящичка" нет, они живут как бы на складе своих воспоминаний, в окружении своих сокровищ, будь то цифры, математические структуры, картины, звуки и слова.
Хотя в настоящее время не существует ни подтверждённых теорий относительно причин этого психического расстройства, ни стопроцентно эффективных методов терапии, известно немало случаев, когда признаки аутизма и синдрома саванта ослабевают со временем.
Аутизм сопровождается различными синдромами. Долгие годы наблюдений показали, что каждый больной незауряден, но по-своему. Например, синдром Прадера - Вилли, присущий многим аутистам, примечателен тем, что человек, страдающий им, может поглощать пищу без каких-либо ограничений и при этом у него сохраняется постоянное чувство голода. В то же время носители этого синдрома могут разгадывать логические головоломки в два раза быстрее, чем обычные люди.
Едва ли найдется психическое заболевание, которое было бы так раскручено Голливудом и одновременно вызывало бы столь сильное сочувствие зрителей, как синдром саванта. Именно за роль Реймонда Бэббита, безумного гения из фильма «Человек дождя», Дастин Хоффман получил одного из своих «Оскаров». Вживаясь в столь необычный образ перед началом съемок, актер долгое время общался с одним из самых знаменитых савантов современности Кимом Пиком. Этот выбор отнюдь не случаен: работая над сценарием к «Человеку дождя», писатель Барри Морроу сделал Кима Пика прототипом своего героя. Впоследствии, выступая на пресс-конференции, Дастин Хоффман заявил: «Я, возможно, и звезда, но небеса - это Ким Пик». Бэрри Морроу, сценарист "Человека дождя": "Каждый, кто хотя бы пять минут проводил с Кимом, хоть в малом, но пересматривал свой взгляд на самого себя, на окружающий мир, на истинный потенциал человеческого существа".
Действительно, способности Пика поражают воображение. В свои 53 года он знает наизусть более 7 тысяч книг, причем особую слабость питает к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращает на полку в перевернутом виде или ставит ее вверх ногами. Останавливаться на достигнутом американский савант не собирается: ежедневно он по нескольку часов грызет гранит науки в библиотеке своего родного Солт-Лейк-Сити. По объему и глубине своих познаний в точных и естественных науках Ким Пик заткнет за пояс любого профессора, чем активно пользуются американские университеты. Когда савант своим монотонным голосом читает без подготовки лекцию по любой теме, в аудиториях яблоку негде упасть. А производить в уме сложнейшие математические операции для него сущий пустяк: уже в три года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. Остается только гадать, каких интеллектуальных высот достигнет Пик через несколько лет. Ученые заметили, что с годами многие способности Кима Пика стали еще острее. Именно это заинтересовало директора Исследовательского центра НАСА Эймс. С полученными недавно снимками ученые сравнили снимки мозга Пика, сделанные в 1988 году его нейропсихиатром из Университета штата Юта. Но и без этого сравнения отец Кима считает, что сын с годами сильно изменился. Он перестал бояться скопления людей, стал иногда шутить, читать художественную литературу, в частности, книги Стивена Кинга. Причем, он вполне отличает правду от вымысла. В 1996 году отец Кима Фрэнк Пик выпустил книгу "Настоящий Человек дождя"
В отличие от Кима Пика, сверхчеловеческая эрудиция которого снискала ему неформальный титул «мегасаванта», гениальные аутисты чаще всего специализируются на какой-то одной сфере деятельности. Например, 12-летний американец Мэтт Сэведж - музыкальный савант. Обладая абсолютным слухом, он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один раз услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В возрасте 6 лет Сэведж доводил до белого каления своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил; к настоящему моменту в его послужном списке уже пять джазовых альбомов.
Среди гениальных аутистов довольно часто встречаются саванты-художники, такие, как британец Стивен Уилтшир. Чтобы продемонстрировать его уникальные способности, телекомпания ВВС организовала специальное шоу. Облетев Лондон на вертолете телевизионщиков, Уилтшир прямо перед камерами нарисовал карту города, по точности и детальности не уступающую аэрофотосъемке.
Еще один английский савант, Кристофер Тейлор, умудрился в совершенстве выучить 30 языков, читая иностранные газеты в местном пабе. Впрочем, чем бы ни занимался савант, феноменальная способность к сложным математическим вычислениям в уме является «визитной карточкой» всех слабоумных гениев.
По подсчетам доктора Гарольда Трефферта безумных гениев со способностями, как у Кима Пика, во всем мире насчитывает
Пока одни ученые ведут нескончаемую полемику о причинах синдрома саванта, другие готовы чуть ли не завтра поставить производство гениев на поток, причем гениев, не страдающих неприятными побочными эффектами аутизма. Нейрофизиологи Брюс Миллер из Калифорнийского университета и Алан Снайдер из Сиднейского университета независимо друг от друга провели сканирование электромагнитной активности мозга нескольких савантов и получили совершенно идентичные результаты. Оказывается, в мозгу каждого из нас есть «зона гениальности», расположенная в артериальной области левой височной доли. У подавляющего большинства людей она по непонятным пока причинам отключена с рождения - электромагнитная активность в этой части мозга практически равна нулю. Зато при повреждениях других областей мозга организм начинает задействовать резервы, и обычный человек становится гением. У Кима Пика, например, при рождении была обнаружена гидроцефалия правого полушария головного мозга. Вывод напрашивается сам собой: достаточно лишь принудительно активизировать «зону гениальности». Именно так нейрофизиологи и поступили. Правда, орудовать скальпелями им не позволили, пришлось ограничиться магнитной стимуляцией левой височной доли, методом, применяющимся при лечении бессонницы и депрессии. В ходе эксперимента 5 из 17 подопытных добровольцев в несколько раз улучшили свои показатели в арифметических вычислениях и рисовании. Испытуемые должны были например, рисовать кошек и других животных, распознавать простые числа, сдавать тесты по чтению. "Их креативность возросла на 40%. Испытуемые могли использовать резервуары бессознательного", констатировал Снайдер. Разумеется, результат не слишком впечатляющий, но Миллер и Снайдер и не возлагали особых надежд на столь слабый метод воздействия. Эскулапы уверены, что если бы хотя бы один доброволец согласился на трепанацию черепа и имплантацию нейростимуляторов, то, возможно, Эйнштейнов и Моцартов можно было бы в недалеком будущем создавать прямо на операционном столе.
До эпохи высоких технологий, когда способностями савантов заинтересовались ученые, безумным гениям был открыт только один путь - на подмостки. К середине XX века выступление «человека-калькулятора», способного мгновенно производить сложнейшие вычисления в уме, было неотъемлемой частью развлекательной программы любого солидного кабаре. В начале прошлого века в европейских варьете блистал наш соотечественник Роман Левитан, более известный под псевдонимом Арраго. Выходец из семьи разночинца, он не смог даже получить систематического образования и в юные годы служил в текстильной лавке. Началом своей головокружительной эстрадной карьеры он обязан боссу: владелец лавки пожалел гениального клерка и посоветовал ему попробовать свои силы в кабаре. Затем последовали гастроли по Европе и Америке, признание и слава. Справедливости ради необходимо заметить, что признаки синдрома саванта у Арраго были выражены в слабой степени, и моментальные арифметические подсчеты требовали значительных усилий «человек-калькулятор» несколько раз на сцене терял сознание от напряжения, Арраго умер в 1949 году в возрасте 66 лет. В 1940 году на выборах в Конгресс США работал американский «человек-калькулятор» Уильям Дайзарт. Выступая перед радиослушателями в прямом эфире, он мгновенно обрабатывал в уме поступающую из регионов информацию о результатах голосования, выдавая сводку о соотношении политических сил. Чтобы слушатели не заскучали, Дайзарт между делом развлекал их арифметическими трюками, подсчитывая, сколько секунд с момента рождения прожил тот или иной кандидат.
«Как ты понимаешь фразу: «Он пошел по стопам отца?» - спрашиваю его я. Ким секунду медлит: «Он держал папу за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».