Авдеева Н. Н.
Какова компетентность младенца в отношении окружающего мира, как малыш воспринимает и понимает окружающее?
Вы, наверное, удивитесь, узнав, что за последние десятилетия наука открыла множество поистине уникальных возможностей и способностей младенца, о которых в начале ХХ века еще никто и не подозревал.
Так, наблюдения психологов опровергли существующее мнение, будто в первые дни жизни младенцы спят все двадцать четыре часа в сутки. Оказалось, что они бодрствуют небольшие промежутки времени, в совокупности достигающие иногда нескольких часов. Это обстоятельство позволило провести уникальные исследования, которые помогли понять, каким видит окружающий мир новорожденный. Чем оснащеннее в техническом отношении становились исследовательские методики, тем сенсационнее выглядели полученные факты.
Прежде всего, было опровергнуто представление о том, что новорожденный видит все "вверх ногами", не различает отдельных предметов, а воспринимает их как нагромождение разноцветных пятен. Напротив, стало ясно, что зрительный аппарат новорожденного при всем своем несовершенстве позволяет адекватно воспринимать окружающее в трехмерном пространстве и даже различать форму зрительных стимулов.
Бесспорно, восприятие новорожденного отличается своеобразием. Дело в том, что в первые три месяца жизни глаза ребенка имеют фиксированное фокусное расстояние. Только объекты, находящиеся на расстоянии 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе. Интересно, что такое фиксированное фокусное расстояние совпадает со средней удаленностью лица матери, когда она держит младенца на руках. И хотя удаленные объекты имеют для ребенка неясные очертания, наиболее важные социальные объекты могут восприниматься им отчетливо с самого момента рождения.
Избирательность отношения младенца к миру подвергалась тщательному изучению в опытах американского психолога Р. Фанца. Он установил, что впервые недели жизни младенец проявляет неодинаковое отношение к зрительным стимулам. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей регистрировать локализацию и длительность фиксации зрачка, было показано, что новорожденные 5-7 дней от роду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. Но именно эти компоненты (сложная форма, объем, движение) сочетаются во внешности человека, следовательно, готовность ребенка к восприятию человека биологически обусловлена. Получено и прямые свидетельства предпочтения восприятия человеческого лица всем прочим конфигурациям.
Некоторые исследователи полагают, что младенцы имеют врожденную схему "лица". Это подтверждают сообщения о том, что даже новорожденные предпочитают смотреть на стимулы, похожие на лицо, а не на рисунки, состоящие из перемешанных частей лица. Где-то между 2 и 3 месяцами младенцы начинают реагировать на лица как на значимые конфигурации. Теперь они улыбаются знакомым лицам, как будто узнают их. Трехмесячные дети легко могут отличить лицо своей матери от лиц других женщин, даже очень похожих на мать. Ребенок 4-5 месяцев уже различает родных, знакомых и незнакомых взрослых.
Известно, что дети младше 4-месячного возраста хорошо различают четыре основных цвета: синий, зеленый, желтый и красный. Кроме того движения глаз новорожденного близки к таковым у взрослого человека. Новорожденные легко различают край зрительно воспринимаемого объекта и могут направлять свой взгляд в его центральную область, если заметят там какое-то движение. Таким образом, дети разглядывают преимущественно выделяющиеся части объектов, что также помогает им воспринимать лицо матери.
Не менее важны и интересны сведения, касающиеся слуха новорожденных. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи. И самое удивительное – они предпочитают осмысленную связную речь произвольному набору слогов. А прослушивание собственного голоса, записанного на пленку, способно их успокоить, даже если они только что неудержимо плакали.
Современные исследования показывают, что новорожденные способны отличать голос матери от голосов других женщин, а это значит, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца еще внутриутробно. Подтверждением этому служит эксперимент, в котором в течение последней трети беременности будущая мама читала вслух одну и ту же книгу рассказов, и ребенок еще до рождения мог многократно "слышать" рассказ в ее исполнении. Затем, в первый день после рождения, младенцу давали прослушать через наушники запись того же рассказа в исполнении матери или незнакомого голоса. Во время прослушивания ребенок сосал соску, и ритм сосания быстрее приспосабливался к восприятию голоса матери, чем к незнакомому младенцу голосу. Следовательно, предпочтение материнского голоса формируется еще до рождения.
Развитие обоняния и вкуса младенца с первых дней жизни обеспечивают ему адекватную ориентацию в окружающем мире. Так, новорожденные демонстрируют отвращение к кислому, как и многие взрослые. Они морщатся и выражают "возмущение". Младенцы могут также определить, что жидкость сладкая, и выразить удовольствие. Новорожденные младенцы проявляют отвращение и удовольствие и когда они ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоколада). Удивительно, что дети реагируют таким образом уже в первые часы своей жизни, еще до реального опыта получения пищи.
Исследования показали, что новорожденные распознают запах материнского молока, начиная с 6-дневного возраста. В опыте с одной стороны от головы ребенка помещали мягкую салфетку, которую перед этим использовала мать для вытирания своего грудного молока, а с другой - салфетку, которой пользовалась посторонняя кормящая женщина. Младенцы поворачивали голову в сторону материнской салфетки. Они предпочитали знакомый запах, который быстро научилис
Открытие ранее неизвестных возможностей младенца позволило выдвинуть гипотезу относительно восприятия им своего окружения: сначала ребенок воспринимает отдельные качества предметов, а затем они объединяются, создавая более сложный образ мира. Однако нарастающий поток исследований и новых фактов поставил под сомнение и это предположение. В частности выяснилось, что у младенца есть примитивное единство сведений, поступающих от различных органов чувств, которые, по-видимому, определяются структурными особенностями нервной системы. Так, зрительная информация одновременно содержит сведения о тактильных свойствах. Иными словами, зрение с самого начала позволяет оценивать, например, твердость предмета.
Психологи выявили также наличие врожденной пространственной координации зрения и слуха, так что слуховая система подключена к поиску видимого объекта. Поэтому младенцы способны определить местоположение человека, если слышит его голос буквально с первых дней жизни. В возрасте 4 месяцев они могут обнаружить синхронность между мимикой лица и голосом, а также способны установить, какому лицу какой голос принадлежит, по крайней мере при общении с очень близкими людьми - мамой и папой.
Уже в первом полугодии жизни младенцы могут находить сходство между явлениями из разных областей восприятия: видение и слышание, видение и осязание. Шестимесячным малышам давали соски разной формы: гладкую и шишковатую. Ребенок не видел свою соску. Затем пустышку забирали и показывали малышу обе соски одновременно. Удивительно, но ребенок дольше разглядывал именно ту из них, которую только что сосал.
Приведенный факт позволяет предположить, что у малыша, пока он сосал пустышку, сложился ее обобщенный образ, с помощью которого он потом, глядя на две соски, выбрал нужную.
Способность младенца к построению обобщенного образа, но уже в сфере видения и слышания, можно проиллюстрировать следующим образом. Младенцам давали прослушать отрывистые или протяжные звуки, а потом им показывали изображения коротких, прерывистых, а также протяженных линий. Выяснилось, что те младенцы, которые слушали отрывистые звуки, дольше смотрели на прерывистые линии, а те, что слушали протяжные звуки, больше интересовались сплошными, протяженными линиями.
Столь удивительные возможности ребенка психологи рассматривают как способность к мыслительным операциям типа моделирования. Моделирование – очень рано проявляющаяся способность младенца распознавать в явлениях сходные свойства, обобщая их в схемах. В 2-3 месяца младенец способен соотносить воспринимаемые им явления с накопленным опытом. Обычно он проявляет повышенный интерес к тем явлениям, которые несколько отличаются от уже известных ему, уделяя меньше внимания хорошо знакомым или совершенно новым.
Чаще всего отличающиеся явления возбуждают у малышей внимание, оживление, улыбку, так как детям удается соотнести свое впечатление о событиях и предметах с уже существующими образами. Но иногда отличие нового от известного может вызвать тревогу или даже огорчение. Так, например, 3-4-месячный малыш, у мамы которого светлые волосы и голубые глаза, может улыбаться похожей на нее светловолосой женщине, но, скорее всего, насторожится, а то и испугается при виде темноглазой и темноволосой. Ребенок 7-ми месяцев будет с удивлением разглядывать маму в новой шляпе и может расплакаться, если ее вид покажется ему слишком необычным и он не сможет соотнести новые впечатления с имеющимся у него обобщенным образом мамы.
Вообще в повседневной жизни легко пронаблюдать "мыслительную" работу младенца. Хорошим внешним показателем, отражающим внутренние процессы сличения новых впечатлений с уже имеющимися моделями, может быть сосание соски-пустышки. Мама собирает 4-месячного малыша на прогулку. Готовая к отправлению коляска с ребенком стоит в коридоре. Малыш сосет пустышку и смотрит по сторонам. Если в это время в коридоре включить свет (при условии, что малышу виден источник света), а затем качнуть абажур, вы заметите, как сосание прекратиться, малыш замрет, сосредоточенно уставится на лампу. Через некоторое время сосание возобновится. Аналогичные наблюдения за изменением сосания вы можете сделать, подбрасывая и ловя в поле зрения яркий воздушный шар, надевая и снимая пеструю косынку, показывая ему раскрашенную картинку в разных положениях.
Во всех случаях во время замирания, сосредоточения малыша происходит сличение слегка изменившегося облика воспринимаемого объекта с имеющимся обобщенным образом.
По-видимому, построение моделей, обобщенных образов предметов – одна из важнейших характеристик того, как младенец воспринимает окружающий его мир. Другая важная характеристика – целостная картина мира, не мозаичное восприятие отдельных свойств и качеств объектов, а изначально целостный образ внешней среды, синтезирующий и обобщающий зрительную, слуховую, осязательную информацию.
При общих закономерностях отношение каждого ребенка к окружающему сугубо индивидуально. Психологи констатировали очень ранние и устойчивые индивидуальные различия младенцев по подвижности и объему внимания, порогам чувствительности и степени отвлекаемости. Дети реагируют на одно и то же впечатление по-своему. Причины различий пока еще полностью не выяснены, но они несомненно проявляются в реакциях детей на обращения взрослого.
Итак, взрослые при уходе за младенцем имеют дело не с представителем органической природы, который ничего не знает и не умеет, развиваясь как растение при хорошем садовнике, а с существом гораздо более сложным, внутренне организованным, одаренным природной активностью и имеющим свои предпочтения.
Поведение даже очень маленьких детей показывает, что они не просто пассивно подвергаются стимуляции со стороны окружающего мира, но активно ищут то, что достойно их внимания. А наиболее интересным и полезным "объектом" для малыша, конечно же является другой человек!