Горшкова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная психология и педагогика».
Можно выделить три подхода к пониманию природы выразительности движений: психологический, искусствоведческий и психофизиологический.
В психологической литературе известно понятие «выразительные движения»; они рассматриваются в контексте повседневного (невербального) общения между людьми и понимаются как неотъемлемый компонент эмоций человека (С.Л. Рубинштейн), или — иными словами — как носители информации (сигналы) о его настроении, самочувствии, намерениях, отношении к окружающим и т.д. Можно сказать, что под выразительностью движений подразумевается информативность, в которой слиты воедино значение, закрепленное в самом движении, и личностный смысл, проявляющийся в том, как выполняется движение. Если использовать терминологию А.В. Запорожца, то значение движения прочитывается по «срочным фазическим актам», которые больше отражают предметные (объективные) особенности внешней ситуации; а личностный смысл усматривается в «позо-тонических компонентах», которые больше отражают личные (субъективные) особенности человека и переживаемого им самим отношения к внешней ситуации. В таком контексте движения человека не могут быть «не выразительными», т.е. не информативными, т.к. они всегда, по меньшей мере, сообщают о наличии или отсутствии переживания, отношения человека: информация об отсутствии чего-либо — это тоже информация.
В искусствоведческой литературе, в частности, рассматривающей игру артиста театра, выразительность («пластическая выразительность актера») понимается как степень, яркость проявленности содержания воплощаемого им сценического образа. В этом контексте движения артиста могут выглядеть более или менее выразительными или совсем невыразительными. Это зависит не только от развития физического аппарата актера (эластичности мышц, подвижности суставов и т.п.), но и от его воображения, веры в предлагаемые обстоятельства, способности органично действовать в них с позиции образа, наделенного конкретно-индивидуальными пластическими качествами. И хотя артист для наибольшей органичности игры привлекает опыт собственных пережитых им когда-то эмоций, однако он представляет на сцене образ не себя самого, а другого действующего лица (персонажа). Сложность в понимании природы выразительности применительно к искусству воплощения художественного образа средствами выразительных движений (пантомима, танец, театр), состоит в специфике этих видов искусств. Здесь тело и движения артиста выступают одновременно как инструмент и материал его художественной деятельности. Более того, сценический образ живет только в моменты исполнения и не фиксируется самим артистом в предметно-материальном продукте, что затрудняет при анализе четкое отделение артиста-творца от продукта его деятельности. Тем не менее, природа игры актера (по К.С. Станиславскому) предусматривает удерживание им двойной позиции, которая позволяет ему действовать как персонаж (согласно предлагаемым обстоятельствам) и в то же время наблюдать за этим как внутренний зритель, критик, с тем, чтобы корректировать свою игру, стремясь к более совершенному исполнению.
В литературе по психофизиологии движений понимание природы выразительности высказано Н.А. Бернштейном в рамках его теории об уровнях построения движений. Точнее, он говорил о художественности исполнения (например, музыкальных произведений пианистом), которое есть результат особого качества движений. Оно достигается, с одной стороны, богатой поддержкой уровня, ведущего основное движение или действие, всевозможными фоновыми (нижележащими) уровнями, что обеспечивает высокую исполнительскую технику, а с другой стороны, — и это главное — участием в координации движений вышележащих уровней, осуществляющих их смысловую координацию, благодаря чему исполнение артиста приобретает особую эмоциональность и проникновенность.
В каждом из названных подходов существует то или иное понимание образа. С позиций психологии и психофизиологии, это — внутреннее образование, представление — результат психического отражения (например, восприятия) человеком окружающего мира и себя самого, помогающее ему ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, деятельности. В искусствоведении образ рассматривается как внешнее образование. Он может выступать, с одной стороны, как исходный комплекс некоторых характеристик персонажа (в том числе, телесно-двигательных, связанных с его возрастом, габаритами тела, родом занятий и пр.); многие из характеристик того или иного образа могут существовать в культуре как архетипы (например, сказочных персонажей) или в виде сложившихся сценических традиций. Все это может стать отправной точкой для индивидуально-творческой работы артиста. С другой стороны, образ понимается как результат творчества артиста, воплощающего и проживающего его на сцене.
Учет этих подходов и дополнение недостающих звеньев позволяет сформулировать кратко следующую концепцию двигательно-пластической выразительности детей 3 — 7 лет.
Средством развития двигательно-пластической выразительности в дошкольном детстве выступает освоение языка выразительных движений. Обычно оно происходит в повседневной жизни — стихийно и преимущественно неосознанно — в силу подражательного присвоения ребенком норм невербального общения, принятых в его ближайшем окружении (семье), поэтому может быть более или менее ограниченным. Наиболее продуктивно освоение дошкольниками языка выразительных движений протекает
Двигательно-пластическая выразительность предполагает сочетание двух составляющих. Первая — структурная выразительность движений — это присущая самому движению содержательность, информативность, которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазам и направлению протекания движения. С одной стороны, она существует в культуре — в общепринятом языке движений, особенно в жестикуляции — и передается ребенку взрослыми. С другой стороны, структурная выразительность — как результат освоения и присвоения ребенком того или иного движения — это способность четко воспроизвести («артикулировать») структуру движения в соответствии с культурным образцом и тем самым сделать понятным для окружающих содержание своего невербального сообщения. Она отражает интеллектуальный компонент познания языка движений
Вторая составляющая — пластическая выразительность движений. Пластика проявляется в более или менее тонких изменениях тонического напряжения мышц ребенка в зависимости от содержания переживания и степени его эмоциональной включенности в выполняемое движение. Это может порождать дополнительные смыслообразующие нюансы, штрихи, наслаивающиеся на основу (структуру) движения, определяющие своеобразие протекания движения от одной фазы к другой, благодаря чему наблюдается целостность, связность, тот или иной характер движения. Поэтому пластическая выразительность движений — это, с одной стороны, качество эмоционального проживания, смыслового наполнения движений, а с другой, — это способность ребенка передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы. Видоизменение пластики может менять смысл движения и даже деформировать его значение. Пластическая выразительность чаще отражает эмоциональный компонент познания языка движений.
Произвольные выразительные движения для дошкольника — прежде всего образные движения, т.е. внешние движения самого ребенка, посредством которых он создает образ конкретного персонажа; в результате воплощаемый образ (игровой образ) становится двигательно-пластическим. Игровой образ — как задача и результат двигательно-пластического воплощения, — отвечая природе образного мышления дошкольника, оказывается оптимальным не только с точки зрения интересного для ребенка содержания деятельности. Он становится фактором, который наиболее естественно позволяет сочетать в едином действии как структурную выразительность (поступки персонажа, его внешние движения), так и пластическую выразительность (характерные особенности его движений, переживания, внутренние состояния). Решение ребенком задачи осмысленного и произвольного перестроения своих движений в соответствии с характеристиками игрового образа позволяет задействовать и, следовательно, развивать высшие уровни управления движениями — уровни смысловой координации, благодаря чему постепенно приобретается особое качество движений: слаженность, выразительность, и др. — а также способность ребенка к их тонкой и сложной регуляции. Произвольное и осмысленное двигательно-пластическое воплощение игрового образа постепенно развивает у дошкольника способность отделять себя самого от исполняемого образа: собственные действия и эмоции от образных движений и переживаний. Такое различение становится необходимым условием развития способности к управлению собственными эмоциями. Иными словами, управление собственными движениями и эмоциями, мотивированное интересной для ребенка деятельностью, развивает у него способность к регуляции собственного поведения в целом.
Образные выразительные движения связаны с продуктивным воображением, так как, по Л.С. Выготскому, детскому воображению присуща двигательная природа, и оно наиболее органично развивается, когда ребенком используется «действенная форма изображения при посредстве собственного тела». Развитие у дошкольников образных выразительных движений чрезвычайно активно влияет на развитие у них воображения и творческих способностей, особенно если произвольное и осмысленное использование этих движений проходит в условиях соответствующей творческой деятельности — двигательно-пластического творчества в контексте игровых (сюжетных) ситуаций, построенных на взаимодействии разнохарактерных персонажей. Различаются два вида двигательно-пластического творчества дошкольников. «Сочинение» больше связано со структурной выразительностью движений и состоит в самостоятельном поиске движений, отвечающих образному содержанию, и выстраивании их в более или менее целостные композиции. Творческое исполнение больше связано с пластической выразительностью и проявляется, в частности, в том, что в образное движение ребенок включается «всем телом». В силу импровизационного характера детского творчества пластически выразительное исполнение может порождать интересные решения в «сочинении» образа.
Благодаря двигательно-пластическому воплощению взаимодействия разнохарактерных персонажей в контексте различных сюжетных ситуаций у детей развиваются не только представления о выразительных возможностях языка движений, но и коммуникативные способности в плане использования движений, жестов как средств невербального общения
Итак, выразительное движение дошкольника может рассматриваться как движение, которое несет в себе все многообразие психики ребенка, а двигательно-пластическая выразительность — как система способностей: познавательных (нормативных и творческих), коммуникативных и регуляторных.