Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры «Педагогическая психология»
Пусть признается тот, кто считает себя неудачником… Вряд ли многие вот так сразу об этом скажут вслух: в приличном обществе обычно принято говорить о своих достижениях и всем своим видом показывать, что у меня все «О'кей». А если кто и считает себя неудачником, то возникают вопросы: «Почему?», «На каком основании?» и «Что такое вообще «неудачник?»… Мало кто отважится заявить вслух о том, что его жизнь «не состоялась», но многие, скорее всего, про себя именно так и подумают о своей жизни, ведь наверняка что-то в жизни «не удалось», а если и удалось, то «не совсем то, о чем мечталось»…
В психологии карьеры «успех» обычно связывается не столько с выбранной по душе профессией, сколько с достижением привлекательного образа жизни (с точки зрения массового, общественного мнения). Сам привлекательный образ жизни большинством современных людей отождествляется с высоким заработком и престижным положением в обществе. Получается, что существует некая универсальная «шкала», «линеечка», с помощью которой можно оценить успех жизни каждого человека, а основными «критериями» и «делениями» на такой «линеечке» как раз и являются количество дензнаков (желательно в «баксах») и престижная, модная работа. С помощью такой конкретной и понятной для большинства «шкалы» жизненного успеха намного проще оценивать других людей и самого себя, чем ориентироваться на какие-то там высокие идеалы, на какое-то там чувство собственного достоинства и прочую «устаревшую чушь»…
Возникает даже удивительная ситуация, когда человек, не сумевший добиться убедительного и «понятного» для большинства жизненного успеха, начинает просто успокаивать себя тем, что ему удалось сохранить свою совесть и достоинство, или что ему удалось обнаружить какие-то иные, более благородные смыслы жизни, чем просто большие деньги и престиж. Но, к сожалению, все это часто бывает не очень убедительно, во-первых, для окружающих его людей, и, во-вторых, для него самого. Нередко такие люди в глубине души все-таки мечтают о настоящем «достатке» и о настоящем восхищении окружающих. Правда, есть все-таки отдельные «чудаки», которые готовы довольствоваться малым и даже каким-то своим, странным, непонятным для нормальных людей счастьем.
Чувство неудавшейся жизни характерно не только для так называемых бедных слоев населения (для «лохов», «быдл» и прочих «маленьких людей»), но и для внешне вполне благополучных «новых русских», «новой элиты» и их многочисленных «приближенных», «обслуживающих» и «восхваляющих-пропагандирующих». Психологи уже давно подметили закономерность: среди преуспевающих в жизни людей количество самоубийств (суицидов) несколько выше, чем среди так называемых простых людей. Вероятно, чем большими благами и престижем обладает человек, тем большего ему хочется и, соответственно, тем больше он неудовлетворен своей жизнью. И для таких людей единственным утешением оказывается постоянное сравнение себя с теми, кто устроился в этой жизни намного хуже, т.е. с бедными слоями населения.
Можно даже сказать, что именно благодаря такому сравнению (себя — с «лохами») вообще возможно счастье нормального, преуспевающего в жизни человека, иными словами… огромное спасибо «лохам»! Специалисты-психологи отмечают, что возможность сравнения себя с другими лежит в основе важнейшей человеческой слабости — зависти, а без зависти и соответствующих страстей вокруг нее жизнь была бы просто неинтересна. Ведь еще великий Б.Рассел отмечал, что именно «зависть — это основа демократии и рынка». Единственная загвоздка в том, что не все люди (к сожалению, для бедных «новых господ») способны завидовать и этим они, конечно же, несколько портят жизнь тем, кто добивается в жизни очевидного «денежно-престижного» успеха.
Однако, проблема неудавшейся жизни и карьеры несколько сложнее. Для многих людей (как для «лохов», так и для «господ») общая неудовлетворенность своей жизнью часто выражается примерно в следующих позициях:
«Вкалываю, вкалываю, а живу все-равно хуже, чем…».
«Я — настоящий неудачник, и виновато в этом правительство (любимый Президент, начальник, коллеги, жена и т.п.), которые никак меня не поддерживают». Случаи, когда человек может даже гордиться своими неудачами, вызывая сочувствие и понимание со стороны окружающих, описаны в известной книге Э.Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».
«У меня все «О'кей», но времени не остается, чтобы побыть самим собой…, или чтобы заняться любимым делом. И на кой… мне такая жизнь?».
«У меня все «О'кей», но вместо того, чтобы мною восхищаться, все лишь завидуют мне и злорадствуют по поводу каждой неудачи».
«У меня все «О'кей», но вокруг меня фальшивые улыбки и восторги, т.к. все лишь надеются на «милостыни» от меня, а то и просто рассчитывают поживиться за мой счет».
«У меня все «О'кей», а любимая женщина все-равно ушла к другому, менее благополучному и престижному… Либо она «дура», либо я чего-то не понимаю, в натуре…».
«Я очень неплохо зарабатываю, но на работе приходится заниматься такой мерзостью и пошлятиной… Когда же наконец, я могу позволить себе говорить и думать о чем-то более благородном» и т.п.
Таким образом, всего лишь подтверждается известная мысль: и богатые тоже плачут…, и модные-престижные люди бывают несчастными…, и даже те, кто познал счастье стремительного перемещения «из грязи в князи» также могут оказаться «у разбитого корыта» (что обычно и происходит после первых восторгов от головокружительных карьерных успехов).
Человек, оказавшийся перед проблемой переосмысления своей жизни выбирает разные пути для сохранения чувства собственного достоинства и даже своего психического здоровья, поскольку само обращение к таким проблемам довольно рискованно для общего состояния здоровья и чувства собственной полноценности. Осо
Первый вариант, когда человек напрягает свои возможности, связи, интеллект, нервы, идет на определенные внутренние компромиссы и в итоге добивается большего заработка, устанавливает отношения с «нужными людьми», совершает сказочный должностной рост, успешно рискует в игре с законом и т.п. Иными словами, он достигает того, чего многие другие достичь не смогли, но очень хотели бы достичь. Конечно, приятно обойти своих конкурентов и соперников, стать первым или одним из первых. Заметим, что само слово «карьера» происходит от латинского «каррус» и означает боевые колесницы, выстроенные в определенном порядке, а современный смысл слова «карьера», по мнению многих зарубежных психологов, означает «постоянную борьбу с конкурентами, гонку, участие в жестоком ралли, где главный приз — успех». Конечно, победа в схватке за такой приз приятна, но основные проблемы личности при этом не решаются. Например, у кого-то денег и признания все-равно оказывается больше, чем у Вас (проклятая единообразная «линейка» для измерения жизненного успеха, когда все-время приходится сравнивать себя с кем-то). Даже в случае относительного успеха многие начинают еще больше Вам завидовать и, соответственно, ненавидеть, а кто-то обязательно захочет «поживиться» за счет Ваших благ и приобретений, что заставляет Вас всегда «быть начеку» и отказываться от нормальных (естественных) человеческих отношений и т.п.
Второй вариант преодоления чувства неудачи жизни связан с ориентацией на иные жизненные ценности и смыслы. Как сказал великий мыслитель Ф.Ницше, «главное быть не первым в стаде, стремящемуся к единой цели…, главное — идти самому по себе, быть иным, чем стадо». В этом случае человека уже сложно измерить с помощью единообразной «линеечки» богатства и престижа. Такого человека уже трудно подогнать под общий стандарт (под мерку стада) и заявить ему, что в чем-то он непременно ущербный (по сравнению с кем-то другим, более благополучным).
Человек, ориентирующийся на свои собственные ценности и смыслы, становится менее уязвим для презрения со стороны людей «успеха». Как отмечают многие ведущие психологи, именно в таком случае человек обретает возможность стать полноценной личностью. Заметим, что одна из важнейших (сущностных) характеристик настоящей личности — это уникальность, самобытность и неповторимость, когда человека в принципе невозможно «измерить» с помощью каких-то единообразных «шкал» и «линеечек». По настоящему оценить себя в этом случае может лишь сам человек или его самые близкие (понимающие его) люди, поскольку уникальное нельзя рассматривать с позиции общих мерок (или с позиций общественного, т.е. стандартного мнения).
Правда, такой самобытный человек рискует оказаться не понятым окружающими и даже осужден за свою «непонятность» и «непохожесть» на других. Еще известный психолог К.Юнг говорил о том, как важно для настоящей личности «вырваться из-под власти коллективного бессознательного толпы», но те люди, которым это все-таки удается, часто платят за такой поступок «одиночеством», «непониманием» и даже «осуждением» со стороны людей массы.
Получается, что у людей есть реальная возможность даже при отсутствии каких-то «выдающихся» достижений (богатства, власти, известности) почувствовать полноценность своей жизни и обрести чувство собственного достоинства. Но для этого человеку придется вырваться из существующих стереотипов понимания успеха и обрести свои собственные, неповторимые ценности и смыслы жизни. И потребуется для этого даже не интеллект или какие-то таланты, а всего лишь уважение (любовь) к себе и немного воли, чтобы противостоять непониманию и осуждению окружающих, которые зорко наблюдают за теми, кто осмеливается быть счастливым не «так как положено».
Проблема лишь в том, что психолог не может преподнести человеку смысл в готовом виде. Как отмечает выдающийся психотерапевт В.Франкл, каждый человек должен обрести смысл самостоятельно, иначе это уже не будет личностным смыслом. А психолог может лишь дать ориентировочную подсказку в таком самостоятельном, творческом поиске — самом интересном поиске всей своей жизни.
Естественно, решившемуся на такое «нахальство» человеку, не следует бросать открытый вызов окружающим, все это необходимо делать более дипломатично и хитро. Давайте представим, как отреагируют на личностный вызов типичные люди массы, да еще добившиеся общепризнанного успеха. С их точки зрения именно они должны быть по-настоящему счастливы (именно у них больше денег и престижа). И тут вдруг находится какой-то «пигмей», какое-то «ничтожество», которое не имеет ни богатства («баксов»), ни известности, да еще демонстрирует свое более выраженное (настоящее) счастье… Понятно, что у таких людей массового, стандартного успеха возникает естественное чувство обиды: «Мы (Я), понимаешь, вкалывал-вкалывал, зарабатывал-зарабатывал (брал-брал, греб-греб), а кто-то, тудыт-растудыт, счастливее меня оказывается»…
Поэтому уважающему себя человеку, если он все же обнаружит уникальные (и непонятные для массы) жизненные смыслы и ценности, следует бережнее относиться к людям стандартного успеха (они ведь тоже люди). Ну, а если человек не сможет обрести для себя необычные (неповторимые и непонятные для большинства) смыслы, то у него все-таки остается возможность повышения чувства собственного достоинства, но уже через традиционное соперничество с предприимчивыми и даже по-своему изощренными «мастерами» построения стандартного успеха. В любом случае мы пожелали бы и тем, и другим людям удачи в поиске и реализации именно своего пути к счастью.