В чём смысл социальной адаптации в современных условиях?
Коган И. М.
Актуальность проблемы социальной адаптации вызвана ситуацией острого противоречия человека и современного общества, которая обусловлена не столько социально-политическими аспектами, сколько духовно-нравственными. В учебнике по социологии говорится: «Увеличение случаев отклоняющегося поведения говорит об обострении противоречий между развитием личности и моралью общества».
Социальная адаптация определяется как приспособление к социальным условиям. Различают две фазы приспособления: первая — это внешнее, формальное приспособление к новым социальным условиям, а вторая — фаза интериоризации, или включения социальных норм и ценностей во внутренний мир.
Если ценности социальной среды не соответствуют или даже противоречат смыслу и задачам развития личности, то вступление во вторую фазу может нанести непоправимый вред.
В идеальных условиях ценности и нормы общества должны быть согласованы с законами развития личности. Если такого не происходит, то говорить о социальной адаптации как процессе усвоения норм и ценностей общества было бы неверно.
ЭТИЧЕСКИЕ ИНСТАНЦИИ
В дошкольном возрасте должны быть сформированы так называемые внутренние этические инстанции, т. е. ребёнок должен усвоить, что такое хорошо, а что такое плохо. Для усвоения понятий «добро» и «зло» ребёнок должен видеть их проявления в том социальном окружении, где он находится, и не просто видеть, а научиться их различать. Дети нуждаются в усвоении этих категорий: с их помощью они учатся ориентироваться в мире, что является условием нормального детского развития. Мир современных детей — это мир, постепенно теряющий ориентиры, мир, где иногда происходит открытая инверсия: подмена добра злом. Такие социальные «предложения» мешают ребёнку различать чёрное и белое, потребное и непотребное, а значит, ему трудно будет ориентироваться в мире. Часто это проявляется в форме отождествления себя с отрицательным персонажем, который кажется ребёнку привлекательным. Зло становится привлекательным не без помощи взрослых, желающих разрушить традиционные культурные представления, заменив их «современными» — хотя этому «модернизму» уже не одна сотня лет. Почти век назад пролетарская культура (пролеткульт) также провозглашала уничтожение старой культуры и создание «современной», имеющей многовековой запах тления, сущность которой дышит раздутой гордыней своего «Я». Цена «новой» культуры — тысячи невинно уничтоженных людей и поломанных судеб.
А в современных детских садах занимаются развитием раскрепощённой, свободной, уверенной в себе личности, заявляя со страниц дошкольного журнала («Обруч»): мамы не хотят, чтобы на их детей давили, они хотят воспитать максимально свободную (от чего?) личность — подменив эфемерной свободой нравственное воспитание. За подписью «современная мама» скрывается зубастый лик «модернизма», несущего разрушение традиций, накопленных многовековым опытом предшествующих поколений. Его, этот опыт, хочет перечеркнуть «современная мама», ничего не соображающая в последствиях такого воспитания, искренне полагая, что новое означает лучшее. Такое элементарное человеческое заблуждение должно было бы «отменить» всю предшествующую культуру — Платона и Сократа, Гегеля и Шекспира, Моцарта и Рахманинова, Пушкина и Достоевского, с произведениями которых вряд ли соприкасались «современные мамы».
К сожалению, новое — не значит лучшее! Ценности традиционной культуры заложены в образе человека (в представлении о том, каким должен быть человек) и являются, как показывают многочисленные исследования, стабильными. Входя в противоречие с «современными» представлениями, они создают внутренний конфликт, который часто заканчивается очень печально.
ЮНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Проблемами несоответствия морали общества и законов психического и духовного развития наполнен юношеский возраст — самая «страдающая» часть населения. Этот трудный и такой важный период жизни человека проходит сейчас в сопровождении многочисленных соблазнов, гласно и негласно предлагаемых обществом в виде пропаганды секса, алкоголя, свободы, идеологических «винегретов», которыми подавились тысячи юношей. Такой «плюрализм», ложно принимаемый за свободу, осложняет юношеский выбор собственного пути, выбор ценностей, формирование мировоззрения, выбор своего образа, своей идентичности, что является задачей развития юноши, без решения которой жизненный путь человека искажается. В книге американского психолога Д. Элкинда хорошо описаны клинические случаи несформированной идентичности, несформированного правильного и целостного мировоззрения. По его мнению, это будущие невротики, осложняющие жизнь себе и своим близким.
Так что адаптация, понимаемая как принятие общественных норм и ценностей,
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Как же должна пониматься социальная адаптация в наше время? С этим вопросом я обратилась к студентам.
Был проведён письменный опрос студентов педагогического вуза по поводу их понимания сущности и смысла социальной адаптации в современных условиях общественного развития.
Выявилось два типа отношений к социальной среде: первый — «приспособление и принятие норм общества» (⅓ высказываний); второй — «научиться жить среди людей, сохранив верность истине» (⅔ высказываний).
Наибольшее количество высказываний второго типа («научиться жить среди людей, сохранив верность истине») охватило ту или иную сторону адаптации. При этом было выделено несколько групп высказываний.
1. Высказывания, выражающие отношение к внешней среде, к себе, к моральным принципам и истине. Эта группа высказываний указывает на способность противостоять разрушительному воздействию социальной среды (противостоять, оградить, побороться со злом, отказаться от чего-то злого).
Примеры высказываний: «Смысл социальной адаптации состоит в умении противостоять негативному влиянию среды», «Сложность жизни, бардак. Научиться распознавать всё это вовремя и оградить себя и детей, а может быть, и побороться с этим злом», «Не допустить безразличия, чёрствости», «Адаптация — это не значит принятие всего. Адаптация — это выбор нравственного пути, способность отказаться от чего-то злого».
2. Вторая группа высказываний направлена на исправление себя. «В решении собственных проблем всё начинается с познания себя», «Это каждодневное изменение себяв лучшую сторону; меняя себя, ты постепенно меняешь мир вокруг себя», «Развиваться, приобретать внутренний стержень, искоренять своё внутреннее зло». Приведём откровенный рассказ студентки, которая захотела поделиться опытом, раскрыв свой смысл понимания социальной адаптации.
Придя к вере, я на многое смотрю по-другому. Раньше я злилась, негодовала, психовала. Из-за денег готова была на многие нехорошие поступки, работала по 16 часов в сутки, ребёнку уделяла мало времени, злилась, мне надо было сразу и всё! Сейчас расцениваю свою жизнь по-другому. Произошла переоценка, что главное, а что второстепенное, — некоторое вообще ушло. На что раньше злилась, на то теперь просто не обращаю внимания. Стараюсь больше читать духовной литературы — «Уроки Добротолюбия», «Жизнь святых» — и к этому потихоньку приучаю дочь. Обсуждаю с ней прочитанное. Конечно, в её классе не все родители предлагают читать такие книги… Я просто удивилась рассуждению моей дочери. Когда все дети отвернулись от одной девочки, моя дочь за неё заступилась. Никто не хотел простить девочку (хотя она очень сильно просила прощения), и Вероника сказала: «Надо прощать, а то этот грех перейдёт на вас». Дети задумались. Потом всё разрешилось.
Что можно сказать? Человек обрёл себя, и вопрос социальной адаптации для него решён.
3. Третья группа высказываний посвящена отношению к принципам, истине. «Чёткое представление о добре и зле — условие адаптации», «Необходимо адаптироваться при сохранении своих ценностей».
Все эти высказывания объединены одним — желанием спасти себя, свою душу от разрушительного влияния социальной среды. Это путь борьбы за право остаться человеком в «предлагаемых» условиях.
Первый тип высказываний («приспособление и принятие норм общества») ориентирован на интериоризацию — включение социальных норм и ценностей общества во внутренний мир. «Приспособление к данному времени», «Приспособление к темпу жизни, техническому прогрессу, изменение в шкале ценностей», «Подчинение целям общества», «Быть принятым в обществе», «Приходится прогибаться, подстраиваться».
Человек, так понимающий свою жизнь в обществе, «обходит» свою личность, не принимая в расчёт её задач, и тем самым совершает промах, не попадает в цель. Он не видит инстанции выше общества. Загоняя себя во внутренний конфликт, теряет ориентиры правды, путается, принимая ложное за должное, и вместо адаптации дезадаптируется ещё больше, так как законы духовной жизни никто отменить не может. Они могут быть только вытеснены «социальным заказом». Следствие такого вытеснения — потеря себя, духовное опустошение (даже при внешнем благополучии), внутренний конфликт, неудовлетворённость, агрессия и т. п.
Нарушение закона всегда влечёт за собой последствия. Сложность заключается в том, что видны они не сразу и не всем, в отличие от закона всемирного тяготения, нарушив который уже через несколько секунд костей не соберёшь.
Ответ на поставленный в начале главы вопрос «В чём смысл социальной адаптации в современных условиях?» большая часть опрошенных студентов, невзирая на разные формулировки, видит в простом и правильном решении: «Научиться жить среди людей, сохранив верность истине».