В мифологии ряда народов "божья кара", ниспосланная на человечество и на все живое на земле. По Библии, во время Всемирного потопа спаслись в ковчеге праведник Ной с семьей и по паре "от всякой плоти".
История о Всемирном потопе является одним из самых распространенных мифов большинства народов, населяющих нашу планету. Наиболее известно библейское повествование о том, как расплодившийся после грехопадения род человеческий разделился на добрых и злых людей; последние стали преобладать. При виде разнузданных пороков людей "раскаялся Господь, что создал человека на земле".
Среди погрязшего в грехах человечества оставался всетаки один благочестивый человек - Ной со своим семейством, и вот ему-то Господь сделал откровение о своем решении истребить все живущее на земле и повелел построить ковчег, на котором он мог бы спастись со своим семейством.
Библия сохранила и точные указания по строительству этого грандиозного судна. Ковчег строился по предписанию свыше - из дерева "гофер" (возможно, кипариса) - и был осмолен внутри и снаружи. Длина его была 300 локтей, ширина 50 локтей и высота 30 локтей. Если считать библейский локоть в 21 дюйм (или 50 см.), то это составит 150 м. длины, 25 м. ширины и 15 м. высоты.
В 1609 году некий голландец, Петр Янсен, в Гоорне построил корабль как раз по форме Ноева ковчега, и оказалось, что такой корабль имеет гораздо большую вместимость (именно на одну третью), чем обычные корабли, строившиеся в те времена. На верху ковчега было сделано длинное отверстие, в локоть ширины, для доступа света и воздуха, а сбоку - дверь. Он состоял из трех ярусов, со множеством отделений в них. Последние предназначались для животных, которых Ной должен был взять с собой (по
Ковчег остановился на горах Араратских. Когда земля совсем обсохла, Ной вышел из ковчега (пробыв в нем ровно один год) и распустил животных для размножения на земле. В благодарность за свое спасение он принес жертву Богу и получил торжественное обещание, что впредь уже никогда не будет потопа. Знамением этого обетования была указана радуга, появившаяся на небе после дождя и говорящая о том, что это не дождь потопа, а дождь благославения (Быт. VI-IX).
Библейское повествование о потопе находит себе аналогию в преданиях разных народов, у которых сохранилась память о необычайной катастрофе, некогда погубившей первобытное человечество. Подобные предания, конечно, не всегда полные и обстоятельные, распространены по всему земному шару, но в ближайших к Палестине странах предания о потопе сохранились с наибольшей ясностью.