Анатолий Иванов
XX век принес нам большое количество открытий, качественно изменивших наше представление о Вселенной. Идея «бесчисленного множества миров, подобных нашему» уже не кажется нам удивительной, как 400 лет назад, во времена Джордано Бруно. Мы легко употребляем слова «галактика» или «квазары». Мы привыкли верить во всемогущество науки и техники и считать достижения последних ста лет исключительным завоеванием нашей эпохи. Тем более восхищают нас и заставляют задуматься глубокие астрономические познания многих древних цивилизаций. Что заставляло людей тысячи лет назад тщательно исследовать ритмы движения звезд и планет, пропорции Солнечной системы, очень точно фиксировать астрономические направления? Почему именно на небе располагали они обитель верховных божеств? На стыке мифологии, археологии и астрономии в 60-х годах XX века родилась удивительная наука – палео- или археоастрономия, которая пытается ответить на эти вопросы и пролить свет на многие загадки доисторических времен.
Один из объектов, вызывающих пристальный интерес археоастрономии, расположен в 60 км к северо-востоку от Мехико. Это археологическая зона Теотиуакан, одно из современных чудес света.
«Теотиуакан» – такое название заброшенному городу дали ацтеки, пришедшие сюда в XII веке н.э. С древнего языка науатль, на котором они говорили, оно переводится как «Место, где человек превращается в бога», «Место, где делают богов», «Обитель тех, кто знает дорогу к богам» или «Место, где обитают боги».
Ацтеки мигрировали в долину Мехико с севера в поисках «Земли, где нет зла» и не знали, кто построил этот город, но были весьма впечатлены размерами покрытых растительностью пирамид. С тех пор сохранилась легенда, что Теотиуакан был построен великанами – кинаме. По современным представлениям, до ацтеков здесь существовала самобытная культура, которую, за неимением лучшего, так и называют – теотиуаканская. Конец ее процветанию был положен, вероятно, около 700 года н.э. воинственными племенами тольтеков.
На настоящее время достоверной датировки этого памятника нет. Некоторые ученые относят его основание к 100 году до н.э., другие – к периоду между 1000 и 1500 годами до н.э. Третьи, опираясь на данные геологических исследований, говорят о времени около 4000 года до н.э., до извержения вулкана Хитли, расположенного неподалеку.
Есть основания предполагать, что пирамида Солнца, кроме ритуальных целей, служила своеобразными часами. В дни равноденствий – и только в эти дни – солнечные лучи вызывают в полдень постепенное исчезновение абсолютно прямой тени на одной из нижних ступеней западного фасада. Это явление наблюдалось здесь всегда, с момента постройки пирамиды, к какой бы эпохе он ни относился. Возможно, древние строители использовали ее для уточнения календаря?
Во времена своего расцвета Теотиуакан занимал площадь около 30 км2. В его состав входило около 50000 домов в двух тысячах поселков, 600 крупных и более мелких пирамид и храмов, несколько сот ремесленных районов. Численность населения, по оценкам современных археологов, составляла около 200000 человек – это больше, чем в Риме времен Юлия Цезаря или в Лондоне времен Шекспира. Чтобы осуществить прямоугольно-сетчатую планировку города со строго параллельными и перпендикулярными улицами, здесь с помощью обводного канала изменили русло реки. Но мировую известность и ореол таинственности в наше время Теотиуакану принес громадный комплекс пирамид, который часто сравнивают с пирамидами на плато Гиза в Египте.
Две пересекающиеся под прямым углом широкие улицы сформировали центр, в котором сосредоточено 18 пирамид. В плане весь комплекс выстроен вдоль одной из них – «бульвара» шириной 40–45 метров и длиной около 5 километров, который ацтеки называли Мишкоатли – «Дорога Мертвых». Есть много оснований полагать, что когда-то он представлял собой систему сообщающихся прудов с необходимыми шлюзами и другими гидравлическими механизмами. Этот «бульвар», идущий с юго-запада на северо-восток, начинается у так называемой Цитадели с заключенн
Как ни странно, Дорога Мертвых не ориентирована, скажем, строго по оси север-юг или запад-восток. Она отклоняется от направления на север на 15°30' к востоку. О причинах такой своеобразной ориентации было высказано много гипотез, преимущественно астрономического характера. Профессор Джеральд Хоукинс предположил, что эта ориентация связана с осью Сириус-Плеяды.
Основные характерные размеры пирамиды – ее высота от основания до вершины и периметр основания. И у пирамиды Солнца в Теотиуакане, и у Великой пирамиды в Гизе пропорции этих размеров связаны с числом ?. Периметр основания пирамиды Солнца (?895 м) равняется ее высоте (?71 м), умноженной на 4?. У Великой пирамиды отношение периметра основания (?920 м) к высоте (?147 м) равняется 2?.
Другую, более убедительную гипотезу высказал Стэнсберг Хагар, ученый секретарь Бруклинского института искусств и наук. Он предположил, что «Дорога Мертвых» отражает на земле Млечный Путь – «вид изнутри» нашей собственной Галактики. Он высказал также предположение, что многочисленные пирамиды, курганы и прочие сооружения, расположенные по сторонам этого своеобразного «бульвара», олицетворяют конкретные планеты и звезды.
В 60-х и 70-х годах это предположение проверял Харлстон Хьюг. В результате проведенного математического исследования выяснилось, что Теотиуакан был задуман как своего рода выполненная в масштабе модель Солнечной системы. Если принять, что Солнце расположено на оси пирамиды Кецалькоатля, то расстояния от него до других пирамид и курганов оказываются пропорциональны радиусам планетных орбит: так называемая пирамида Солнца соответствует Сатурну, пирамида Луны – Урану, а нераскопанные курганы на севере – Нептуну и Плутону. Заметим, что Уран, Нептун и Плутон – наиболее удаленные от Солнца планеты – наша цивилизация открыла только в 1787, 1846 и 1930 годах соответственно...
Комплексы пирамид в Теотиуакане имеют ряд необъяснимых параллелей с пирамидами на плато Гиза. Во-первых, они одинаковым образом расположены в плане (то есть при взгляде сверху). Пирамида Луны соответствует тогда Великой пирамиде (так называемой пирамиде Хеопса), пирамида Солнца – пирамиде Хефрена, а Цитадель – так называемой пирамиде Микерина. И оба комплекса отражают расположение на небе трех ярких звезд из пояса Ориона. Во-вторых, в обоих комплексах вершины двух самых больших пирамид (пирамид Солнца и Луны в долине Мехико и пирамид Хеопса и Хефрена в Египте) находятся на одном уровне, хотя их высота различна. В-третьих, насколько позволяет судить реконструкция размеров пирамид (так как и там, и там сооружения сильно пострадали от варварского отношения уже в историческое время), в обоих случаях самая высокая пирамида комплекса в своих пропорциях выражает число ? через соотношение высоты и периметра своего основания. В обоих случаях фигура из вертикальной окружности и горизонтального квадрата наводит на определенные мысли о загадочной «квадратуре круга» . Особенно если вспомнить, что круг традиционно символизировал небо, а квадрат – землю...
Да, XX век принес нам много открытий. Но за каждым из них не перестают вставать все новые и новые загадки. Не нужно быть пророком, чтобы с уверенностью утверждать, что Теотиуакан готовит исследователям еще много сюрпризов. Что скрывается в глубине его нераскопанных курганов? Что означают многочисленные сложнейшие росписи и рисунки на стенах святилищ? Какой неизвестный народ построил в незапамятные времена эти громадные пирамиды? Почему существуют аналогии между столь сильно разнесенными в пространстве пирамидальными комплексами, относящимися к различным культурам? Видимо, такова природа всякой науки – чем больше ответов находят исследователи, тем больше возникает новых вопросов...