Николай Мамуна
«Приключением в семи сказках» назвал Ганс Х. Андерсен свою великую сказочную мистерию «Снежная Королева». Гениальная интуиция великого сказочника позволила ему увидеть скрытую символику пути, которым следует верная Герда. Собственно, эти «семь приключений» можно в известной степени считать сказочным «гороскопом» путешествия Герды, ибо семь этапов Посвящения могут быть связаны на уровне всеобъемлющей аналогии с семью звездными небесами планет. И поразительных соответствий этому в сказке встречается немало.
Все начинается с кривого зеркала злобного Тролля. И как раз в этом видится начало Посвящения: видимый мир есть лишь «иллюзия», поскольку непосвященный видит его не таким, каков он на самом деле, а каким он ему лишь кажется. В известной степени это можно сравнить с доктриной «Тайной книги альбигойцев» о творении мира Дьяволом. Сама этимология слова «дьявол» указывает на двойственность, разделенность.
И единая, целостная душа — Кай и Герда — оказывается разделенной.
Большое значение и в начале сказки, и в ее конце придается образу роз — чудесных цветов Мистерий. Роза является, в сущности, символом завершенности, полноты и совершенства, выражая идею мистического центра, рая, точки единения и квинтэссенции. Но когда душа оказывается разделенной, она отправляется в великий Путь для ее нового обретения. Сперва мист должен пройти через четыре стихии и победить их материальное начало. И о том, что Кай жив, Герде сообщают именно «стихии»: солнечный свет (огонь), птицы (воздух), река (вода) — ей она дарит свои ботинки, в которых ходила по земле.
1. Сначала Герда попадает к старушке, которая умеет колдовать. Луна — покровительница магии и волшебства, а также, что весьма примечательно, и владычица растений. И цветы в цветнике старушки рассказывают Герде семь сказок. Семь — это число, издревле связываемое с Луной. При этом старушка сначала вылавливает Герду из реки, по которой она, спящая, плывет на лодке. Герда — чистая душа, доктрина, которая переходит в новый мир. Собственно, река — это и есть символ, отделяющий обычный мир от тонкоматериального, инореального, того, что находится на другом берегу мирового потока явлений, течения жизни. Не случайно в обрядах прохода и при путешествиях из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с родного берега на другой через реку жизни или смерти. Замечательно и то, что в целом ряде традиций великие реки считались вытекающими «с Луны». Так, например, Нил, согласно «Географии» Птолемея, вытекает с «Лунных гор» в Центральной Африке. «Луною венчанным» называли великого Шиву. Лоб Шивы украшало изображение полумесяца, а волосах было символическое изображение Ганги; по некоторым преданиям, истоки священного Ганга находятся на Луне.
2. Герда встречает ворона и ворону. Черный цвет этих птиц соответствует «черному» цвету планеты Меркурий, каковой действительно придавался этой планете в целом ряде традиций. Рассказывается история замужества принцессы, которая решила взять себе в мужья такого человека, который может вести беседу. Гермес-Меркурий — владыка и покровитель Слова, речи. С Гермесом связаны и сны, которые встречает Герда, ибо сон — это «минисмерть», а именно в царство мертвых вхож Гермес, отправляющий туда душу каждого человека.
3. Сами принц и принцесса как бы символизируют Венеру — богиню любви.
4. Герда, как царица, в золотой карете (Солнце) отправляется в путь. Но на определенном этапе мист должен потерять все, что раньше казалось ему важным и ценным.
5. Герда попадает к разбойникам (Марс) и теряет все, что у нее было раньше. Среди самых трудных испытаний в ряде Мистерий была «встреча со своей тенью», каковой и является противоположность Герды — маленькая разбойница. Но если мист достаточно подготовлен и не испугается темных углов своей души и психики, то они станут его союзниками и верными помощниками; энергия разрушения обратится на созидание. Принять как должное существование в себе и в мире темного начала означает одержать огромную победу над обыденным представлением о жизни и сути бытия.
6. Отсюда начинается новый этап пути, на котором провожатыми уже не могут быть прежние помощники. Ибо он ведет туда, где эти прежние проводники существовать не в состоянии. Нужен «житель» этого мира. И им становится северный олень, томившийся в плену у маленькой разбойницы. Огромная мощь, таящаяся в темной силе, но смиренная мудростью Посвященного, переносит миста в мир этой силы, преодолеть который также дал
А это созвездие является стражем нынешнего северного полюса мира и вечного пояса эклиптики («Царства Снежной Королевы»!). При этом семь звезд Ковша также связаны с семью этапами и ступенями; нередко каждый из семи больших этапов Посвящения распадался на семь малых. Кроме этого, Ковш Большой Медведицы — это и древний звездный символ времени. Путь же посвящения ведет к древнейшим истокам. И лапландка с финкой, к которой олень относит Герду, — очень древние. По любопытному совпадению, лапландка пишет послание финке на куске вяленой трески: зодиакальные Рыбы управляются как раз Юпитером.
7. Финка — последняя ступень пути Герды перед самым сложным — царством Снежной Королевы. Именно она сведуща в древнейшей (гиперборейской) магии и рассказывает Герде, что случилось с Каем. Она дает Герде силу дюжины богатырей; 12 — число структуры всего мироздания.
Весьма примечательно, что в хижине финки дверей не было, а вход и выход были через печную трубу. Именно через отверстие в потолке (своде пещеры мистерий, храма, пирамиды, вигвама и т.д.) осуществляется в ритуалах высшего Посвящения выход во внепространственное состояние — «Третье Рождение»; связано это с седьмой чакрой.
И вот Герда у сада Снежной Королевы: душа, пройдя семь планетных сфер, вступает в царство звезд. Она совершенно одна и раздета, на нее нападает огромное войско королевы. Но она читает «Отче наш», и ей на помощь приходят сонмы ангелов: «войском небесным» названы звезды в Библии. Обращение к высшим помощникам уже доступно Посвященному, прошедшему семь этапов Мистерий. И с их помощью Герда вступает в Чертоги Снежной Королевы.
«Северное сияние вспыхивало и мерцало так ритмично, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет разгорится всего ярче и в какую почти угаснет. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро. Лед на нем треснул, и трещины разделили его на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то чудом. Посреди озера восседала Снежная Королева, когда была дома; она называла его зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».
В этих дивных словах представлено именно то, что составляет суть «Перводвигателя» всей небесной сферы древних традиций. Ритм. Вибрации изначального света, которые задают бесконечные ритмы бесконечных проявленных ритмов и состояний, — они творятся здесь, в мистическом центре и изначальном состоянии, где все творится и все «постижимо».
Пофантазировав, можно представить трон Снежной Королевы в великом созвездии «Трона» — Кассиопеи. Возможно, именно этот трон-лестница изображен на голове Исиды, символизируя не только власть, но и ступени Посвящения. У созвездия Кассиопеи есть и еще одно замечательное название — «Ключ». Таким образом, это созвездие, в котором в одну из древних эпох находился северный полюс мира, может (наряду с Большой Медведицей) условно представлять ключ к Мистериям Гипербореи или других традиций. Треснувший на тысячи одинаковых и правильных кусков лед удивительно напоминает сетку небесных координат. «Сеть неба, — говорится в «Дао дэ цзин», — имеет широкие ячейки, однако ничто не проходит сквозь них». Эти слова поясняют ту идею, что индивид не в состоянии вырваться из уз Вселенной. Сами звезды считались в целом ряде древних традиций находящимися в узлах ячеек огромной небесной сети. Но многие традиции также сравнивали и связывали звезды с душами людей. Центр неба — в небесных полюсах (мира или эклиптики). Полюс же — это универсальный символ Единого, изначального, непроявленного, «Великий Предел» китайской философии, изначальная неуничтожимая суть, из которой творятся Вселенная и каждый из ее циклов и эпох. Именно здесь Кай пытается сложить из кусочков льда слово «Вечность». И именно здесь, в чертогах великой гиперборейской доктрины Кай и Герда вновь становятся единым целым...
Обратный путь просветленной души осуществляется через те же семь ступеней — и они встречают всех прежних своих помощников, но уже изменившихся. Да и сами они изменились. Ибо, как гласят последние слова сказки, они были «уже взрослые, но дети сердцем и душою». И только тогда они поняли удивительные евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное». «Детьми» (младенцами, новорожденными) назывались в древних Мистериях именно те, кто получил Посвящение...