К. Абдольхофф
Традиция в Таджикистане — это способ жизни и образ мышления населения этого края. Ислам в Таджикистане приобрел в своем развитии новую форму, которая тесно связана с традиционным образом жизни коренных жителей таджикских сел и городов, а также местных кланов, суфийских братств, исмаилитской общины и т. д. Лидеры таких общественных групп происходят чаще всего из привилегированных социальных слоев, таких как сеиды — потомки пророка Мухаммеда, ходжа — потомки правоверных халифов, суфийские шейхи, исмаилитские ишаны и пиры.
Сторонники традиционализма в Таджикистане борются за создание нового исламского социума, за защиту исламской религии от влияния чуждых таджикской культуре политических и культурных течений.
Исламскую партию возрождения Таджикистана (ИПВТ) можно назвать «политизированной общиной», т. е. эта партия имела больше традиционалистский, нежели фундаменталистский характер в своей политической деятельности. Военизированный костяк данной партии состоял из членов махалли (араб. «городской квартал»), можно сказать, традиционной формы совместной жизни таджиков.
На заднем плане суфизма находится так называемый народный ислам, который перенял многие традиционные доисламские обычаи и обряды, такие как вера в магию и чудеса, почитание святых и мест их захоронений (еще до установления советской власти в Таджикистане почти каждый город или селение имели собственные места паломничества: могилы святых, камни, колодцы и т. д.). К святым местам, относятся и те места, где жили суфийские шейхи. Таджики называют их кадамджа, т. е. место, где жили или проходили суфийские авторитеты.
С середины 20-х годов жители малых городов и селений Таджикистана переселялись в большие центры региона. Люди при этом сохраняли и почитали принесенные с собой обряды и обычаи.
Американский востоковед Мехрад Хагайеги дал ответ на основу получения традиционного аспекта ислама у центральноазиатских народов. Во-первых, ислам был принесен в этот регион арабскими миссионерами и торговцами мирным путем. Арабы не практиковали массового уничтожения местного населения, а новые завоеванные земли включили в состав Арабского Халифата. Во-вторых, географическое положение Средней Азии, где происходило соприкосновение культур оседлого и кочевого населения, и определяло мирный характер ислама. В-третьих, в Средней Азии доминировал ислам ха
].
Таджикистан не имеет морских коммуникаций, и его безопасность полностью зависит от стабильности в соседних государствах. В этой республике к середине 90-х годов процесс формирования таджикской нации еще не был завершен. Политические силы, которые пришли к власти в стране в 1993 г., на тот момент имели мало опыта в политическом и экономическом строительстве государства [2
]. Исходя из этого, можно заключить, что Таджикистан, как.монолитное государство, еще не сформировался к тому времени. Во-вторых, эта республика, как соединение различных административных регионов с собственными центрами (Ходжентом, Гармом, Курган-тюбе, Хорогом), до сих пор стоит перед выбором между консолидацией с СНГ, мусульманскими странами или со cтранами третьего мира.
Ислам в Таджикистане служит всегда в качестве базиса самоопределения. В условиях формирования таджикской нации, особенно после крушения Советского Союза, ислам может действовать параллельно и при укреплении национального самосознания и при стимулировании национальной идентичности.
Эйфория по поводу возвращения таджикского общества в лагерь исламского мира после провозглашения республикой национальной независимости в 1992, завершена. Надежда таджиков на широкую финансовую поддержку со стороны состоятельных исламских стран для экономического подъема страны исчезла. Вся помощь этих стран ограничивалась посылкой религиозных миссионеров и литературы, а также финансированием некоторых исламских политических группировок в стране.
Социальные противоречия между религиозными и светскими элитарными кругами таджикского общества, экономический кризис в начале 90-х годов, использование исламских ценностей в политических интригах со стороны различных противоборствующих политических группировок и др. явились результатом сильного воздействия исламского фактора на развитие политического процесса в республике; ислам был втянут в политическое развитие государства.
[1]
Haghayeghi, Mehrdad. Islam and Politics in Central Asia». N.Y., 1995.
[2]
Малашенко А. Ислам в центральноазиатском обществе. Динамика воздействия. Восток, № 5.