Р.М. Абакарова
Кавказ отличается особой сложностью этноконфессиональной структуры населения. Широкое распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный институт «адат» как нравственный регулятор отношений как между субъектами внутри этноса, так и между представителями различных этносистем.
После распада СССР на Кавказе религия активно выступает важным, иногда определяющим фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов. Конфликтность и нестабильность региона во — многом связана с существенной спекуляцией религиозными мотивами в политических событиях. Длительное господство атеизма препятствовало объективному освящению этноконфессиональной ситуации, роли традиционных институтов в формировании этнокультурного менталитета. Без понимания роли религии и традиций в жизни народов Кавказа невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы. Исследование религии и традиций кавказских народов позволяет глубже вникнуть в духовный мир народа, показать особенности его этнопсихологии, под влиянием которых формируются внутри этнические и межэтнические отношения.
В общественном сознании у большинства народов Кавказа наблюдается неразрывное единство религии и традиций, то есть такой феномен как «двоеверие» (Двоеверие обосновано двумя причинами: во-первых: каноны ислама изложены на арабском языке, знание которого владеет абсолютное меньшинство, большинство же населения обращается к Аллаху на своём, большей частью фольклорном, языке; во-вторых: интерпретаторы религиозных принципов, рассказывают их с субъективной точки зрения, что обуславливает соответствующее восприятие и исполнение их), который характерен и для других этнокультур. В силу географических и исторических особенностей, канонические (истинные) ценности ислама и христианства распространялись только среди тех, кто мог читать и понимать смысл священных книг. Те же, кто знакомились с канонами религий опосредованно че
Адат трансформируется в шариат именно как нравственный регулятор взаимоотношений. Тем более что люди привыкшие веками жить по законам адата, не способны реализовать в привычной жизни абстрактные нормы религиозной морали. Насаждаемая из вне мусульманская мораль, не успев утвердиться, из-за короткого исторического времени, с завоеванием Россией Кавказа, потеряла свою жизнеспособность. Существует множество исторических примеров, когда, после пленения Шамиля, совет старейшин восстанавливал свои функции по рассмотрению дел по адату; в силу много вековой привычки.
Шариат как моральный, религиозный институт, перенял многие нравственные принципы из норм адата, но не включил их в область долженствования, то есть в заповеди. Моральные заповеди ислама, сформировавшиеся в определённом географическом и историческом пространстве, не достаточно функциональны в ином пространственно-временном пространстве. Так неодинаковы условия для исполнения, например хаджа — одного из пяти обязательных столпов, для мусульман Саудовской Аравии и мусульман Кавказа, что способствует возникновению «святых мест», где покоятся святые люди, что граничит с языческим обрядом идолопоклонства, при том, что в исламе, как и в христианстве, Бог един. Таким образом: моральные ценности ислама или христианства проходя путь от повествования до восприятия и исполнения большинством видоизменяются до состояния двоеверия.