Государственный университет
Высшая школа экономики
Реферат
Тема:
Анализ влияния религиозного мировоззрения на различные сферы жизнедеятельности
Москва, 2003
Постановка проблемы
Тема религиозного мировоззрения и его влияния на различные сферы жизнедеятельности считается актуальной достаточно давно. Классик теоретической социологии – Макс Вебер в своем произведении «Протестантская этика и дух капитализма» анализирует влияние мировоззрения протестантов на формирование капитализма западного типа. Он приходит к выводу, что такой вид экономических отношений сформировался благодаря влиянию протестантской этики, и получил развитие именно благодаря представителям этой конфессии. По его мнению, религиозное мировоззрение во многом формирует отношение к труду, а именно это отношение формирует экономическое положение стран. Сейчас, в связи с процессом глобализации происходит переосмысление ценностей. Западное мировоззрение становится образцом поведения во многих незападных странах, в том числе и в России.
Однако ни одна культура не примет чужеродных правил и ценностей полностью. Существуют механизмы сопротивления вестернизации, и одним из мощнейших факторов сопротивления является религия. Как утверждает С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций?» религия является одним из важнейших культурных факторов, и является основой для разделения мира на цивилизации. Сопротивление глобализму проявляется через неприятие верующими таких новых ценностей и нежелание им следовать. А если верующие составляют значительную часть населения, то это сопротивление принимает значительные масштабы.
Православные ценности, формировавшиеся веками, значительно отличаются от ценностей запада. Образцы поведения, предлагаемые западом, не могут быть приняты православными людьми. Однако и религиозные ценности, диктуемые Русской Православной церковью, с каждым днем претерпевают некоторые изменение в соответствии с ситуацией в мире. Проследить эти изменения можно лишь, проанализировав мнения верующих в России. Однако, говоря о верующих, нужно выяснить степень их религиозности. Чтобы адекватно определить степень сопротивления новым экономическим ценностям, надо рассматривать лишь тех верующих, для которых религия действительно имеет очень большое значение и опосредует их поведение и взгляды. В своей статье Ю.Ю. Синелина говорит, что при определении религиозности, нельзя учитывать лишь самоопределение респондентов, иначе в категорию верующих попадут те, в чьей жизни религия не играет значительной роли.[1]
Весной 2000 года было проведено исследование, целью которого было выяснить влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян. В ходе исследования выяснялось отношение верующих к различного вида экономическим нововведениям и реформам, а также отношение к сложившимся экономическим отношениям и к свободе рынка.
В статье Е.С. Албакяна и С.В. Медведковой «Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян» приведены результаты этого исследования.[2]
Данные получены в ходе репрезентативной выборки населения России различных регионов, типов жительства, национальностей и профессиональных групп.
Исследователи приняли за критерий религиозности религиозное самоопределение опрошенных. Выборка разделилась на 42%, 28% и 30% - верующих, неверующих и не определившихся в плане религии соответственно. 42% населения весьма значительная доля и ее влияние, безусловно, значимо. Действительно идет процесс возвращения к вере, быть атеистом сейчас даже «неприлично». Ю.Ю. Синелина в статье «Атака на Русскую Православную Церковь» пишет, что по результатам последних исследований, церковь занимает первое место среди социальных институтов, вызывающих доверие.[3]
Однако стоит учесть, что типичный портрет верующего - женщина средних лет, малообразованная, из-за преобладания таких групп среди общего числа верующих. Поэтому исследователи исключают влияние структурного фактора. Также важен тот факт, что основная масса верующих относит себя к бедным слоям общества и является социально незащищенной категорией. Социальный статус также может влиять на экономические взгляды, поэтому мы не можем утверждать, что здесь существует влияние именно религиозных ценностей.
Авторы статьи о влиянии религиозности россиян на их экономические предпочтения показывают, что существует связь между религиозностью и экономическими предпочтениями россиян. Вот, что они пишут об этом: «Патернализм, ориентация на традиционные ценности, открытое неприятие всего нового, как правило ассоциируется с западным типом хозяйствования и обосновывающими его протестантскими идеологическими моделями, характерны для сознания российских верующих в целом, независимо от их пола, возраста и образования».
Консерватизм верующих можно рассматривать как неприятие новых западных ценностей, но чтобы точнее убедиться в этом, надо проверить есть ли взаимосвязь между верой и именно ценностными ориентациями в какой-нибудь сфере.
Для этого нам интересно рассмотреть более глубокую ценностную ориентацию, где ценностный смысл вопросов будет скрыт от респондента. В качестве такой сферы можно взять отношение к труду, памятуя о том, что именно на это обратил внимание Вебер в названной выше работе. Сравнив наши результаты с результатами Е.С. Албакяна и С.В. Медведковой, мы сможем выяснить связана ли ортодоксия верующих россиян с их глубинными установками, или это лишь внешнее проявление
Итак, целью
, нашей работы является проверка взаимосвязи между религиозностью населения и их отношением к новым экономическим ценностям, на примере отношения верующих к организации труда и важным аспектам этой сферы человеческой деятельности. Мы сможем выяснить, есть ли взаимосвязь между верой и новыми ценностями, на примере другой сферы, где влияние западных норм и ценностей не столь ярко проявляется. Помимо этого, нам предстоит выяснить правильность предпосылки о том, что верующие в основном представляют социально незащищенный слой населения России.
Наша цель, таким образом, разбивается на две задачи:
Проверить связана ли религиозность населения и отношение к новым экономическим ценностям, в сфере работы.
Проверить связана ли религиозность и социальный статус человека.
В соответствии с этим логично выдвинуть две гипотезы:
Верующая часть населения отрицательно относиться к новым экономическим ценностям и придерживается консервативных взглядов на организацию работы.
Верующие в России в основном относятся к социально незащищенной прослойке населения и относят себя к классу бедных.
Операционализация понятий
Для проверки первой гипотезы, нам необходимо разделить изучаемую совокупность на верующих и не верующих, а также узнать отношение к некоторым аспектам работы, половина из них должна быть характерна для современных западных взглядов на эту проблему, а другая для традиционных взглядов на организацию труда. Очень хорошим индикатором было бы соблюдение постов, но данные по этому вопросу нам не доступны.
Индикаторы для выделения верующих:
· Самоопределение религиозности респондентов
· Значение Бога
· Частота посещения служб в церкви
Современным взглядам присущ индивидуализм, эгоизм и стремление максимизировать свою собственную выгоду, то есть оплату своего труда а также желание реализовать все свои возможности. Исходя из этого, индикаторы, по нашему мнению определяющие современный взгляд на проблему:
· Важность высокой оплаты за выполняемую работу
· Высокая возможность повышения по службе
· Возможность проявления инициативы
· Возможность достичь высокого статуса
Индикаторы, определяющие традиционный взгляд на проблему:
· Возможность реализации таланта или способностей
· Важность отношений с коллективом
· Надежность и респектабельность занятия и места работы
· Работа, полезная для общества
Помимо этого нам следует определить индикаторы, которые позволят нам проверить гипотезу о социальной незащищенности верующих. Если верующие в основном отнесут себя к бедным слоям, то эта гипотеза подтвердиться. Таким образом, в качестве этого индикатора мы рассматриваем самоопределение опрашиваемых по поводу их социального статуса.
Анализ результатов
Для проверки наших гипотез воспользуемся данными, полученными в ходе всемирного исследования ценностей (THE WORLD VALUES SURVEYS) в 1991 году. Это исследование было основано на проекте Европейского объединения системного изучения ценностей (EuropeanValuesSystemsStudyGroup (EVSSG)) и было прове
Стоит заранее заметить, что исследование было, на наш взгляд, недостаточно адаптировано для нашей страны. Например, стиль анкеты не адаптирован под русского респондента (один текст переведен на различные языки), такая анкета будет понятна американцу или немцу, однако не слишком доступна респонденту с русским менталитетом. Например, в достаточно важных и личных вопросах используются цифровые шкалы, что для многих наших соотечественников ассоциируется с просьбой «поставить оценку», часто имеет место склонность к завышению, очень сложно оценить по десятибалльной шкале.
Итак по результатам данного исследования проверка наших гипотез показала следующее :
· Гипотеза о том, что верующие представляют в основной своей массе бедный класс, частично подтвердилась, благодаря наличию связи между верой и социальным статусом.
· Гипотеза о том, что религиозность связана с принятием или отвержением новых ценностей в области работы не подтверждается.
Первая гипотеза подтверждается нашими данными. Среди бедных 43% верующих, а процент верующих в общем меньше 30%. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что скорее всего не верующие – это социально незащищенная прослойка, а люди обращаются к религии как к средству поддержки. Здесь прослеживается и возрастная связь – наиболее незащищенный социально слой – это пожилые люди. Они тоже обращаются к религии как к средству поддержки из-за материальных и психологических проблем.
Теперь заметим, как вообще распределились признаки, определенные нами для проверки второй гипотезы.
По полученным нами результатам, верующих среди опрошенных почти 30 % (см. приложение №1). Этот результат значительно отличается от результата самоопределения респондентов - 56% назвали себя верующими, однако эти данные никак не могут соответствовать истине, если судить по тому, какое место религия занимает в жизни наших соотечественников. Самоопределение в данном случае лишь положительное отношение к религии и причисление себя к ее сторонникам, но отнюдь не религиозность.
Стоит заменить, что среди индикаторов религиозности «узким местом» является посещение служб. Очень маленький процент опрошенных посещает службы в нашей стране, если верить статистике по этому вопросу. Однако формулировка вопроса в данном случае может являться препятствием объективности. Опять таки в нашей стране люди могут ходить в церковь не во время служб, или молиться дома перед иконой, а церковь посещать достаточно редко.
Опять таки такой индикатор, как значение бога в жизни замеряется через вопрос с использованием шкалы от 1 до 10. Получается так – оцените бога от 1 до 10, что, безусловно, влияет на неверное понимание данного вопроса, и может послужить причиной смещения результатов.
Все эти аспекты стоит учесть при анализе полученных данных, и подвергнуть сомнению то, что наша гипотеза отвергается. Наши результаты в силу этих причин могут быть смещены, тогда не стоит говорить о правильности полученной взаимосвязи.
Интересно возрастное распределение верующих: в младшей возрастной группе верующих втрое меньше, чем не верующих, а в самой старшей распределение почти поровну. То есть имеет место прямая связь между возрастом и религиозностью (см. приложение 2).
По второму признаку респонденты распределились на три группы. К первой группе мы отнесли респондентов, отвергающие новые экономические ценности, и придерживающиеся старых традиционных взглядов в сфере работы, их ценности имеют меньший материальный уклон, а связаны с респектабельностью, надежностью работы, очень важен коллектив. Ко второй группе относятся люди, частично принимающие эти ценности, а частично придерживающиеся старых правил, среди них, в основном те, для кого важен фактор оплаты, однако также важен и коллектив. Третья группа – респонденты с новыми взглядами на сферу работы, соответствующими западным стандартам, их интересы – высокая оплата, хорошие возможности для повышения статуса и карьерного роста.
Здесь также имеет место возрастная дифференциация ценностей. Молодые охотно принимает новые ценности, однако среди них мало людей с ортодоксальными взглядами. Старшая группа в основном придерживается старых ценностей, или относится к средней группе, это может быть связано с их бедностью (около 44% пожилых относят себя к бедным, при общей доле бедных 25%), соответственно, оценкой важности высокой оплаты труда.
Не смотря на то, что по возрасту дифференцируется и вера и ценности, наша гипотеза о зависимости ценностей в сфере работы от веры не подтверждается. Это может зависеть от большой доли средних в распределении. 50% опрошенных нельзя отнести ни к приверженцам новых, ни к приверженцам ортодоксальных ценностей. Многие из них верующие, однако, принимают ценность оплаты труда. Это может быть связано со сложной ситуацией в плане бедности – четверть опрошенных не находят свое материальное положение даже удовлетворительным.
Поэтому в нашем случае бедность верующих может сдвигать данные проверки гипотезы о ценностях в ту и в другую сторону. Но, в нашем случае, бедные слои не будут придерживаться ортодоксальных взглядов, поскольку такие ценности в сфере труда предполагают маленькую заинтересованность в финансовом плане. Те из верующих, кто отнес себя к бедным, может посчитать материальный фактор важным, хотя в силу религиозных убеждений не должен принять все новые ценности, поскольку в России остается важным фактор коллективизма.
С другой стороны молодежь, даже верующая с большей вероятностью примет новые ценности из-за большей восприимчивости к изменению ценностных установок. На них сильно влияет фактор СМИ, а стоит заметить, что СМИ во многом пропагандирует западные образцы поведения, нормы и ценности. Есть возможность, что сила воздействия СМИ больше, чем влияние религиозных убеждений и правил, и молодежь примет новые ценности.
Итак, стоит сделать основные выводы из нашего анализа:
· Обращение к религии – весьма распространенное явление для социально незащищенных слоев – бедных и пожилых людей. Очевидно, религия поддерживает их силы и позволяет мириться с со своим положением в обществе.
· Фактор религиозности не имеет большого влияния на ценности в сфере работы и не определяет ортодоксальности ценностных установок
· Для молодого населения России большую роль играют новые западные ценности, чем религиозные. Пожилые же больше обращаются к религии, но не принимают новых ценностных образцов.
· Для всех прослоек и групп населения в России в сфере работы очень важны факторы зарплаты и коллектива, в силу чего основная часть населения не принимает безоговорочно новых ценностей, но и не отвергает их полностью.
Приложение 1
К первой группе относятся респонденты, отвергающие новые экономические ценности, и придерживающиеся старых традиционных взглядов в сфере работы, их ценности имеют меньший материальный уклон. Ко второй группе относятся люди, частично принимающие эти ценности, а частично придерживающиеся старых правил. Третья группа – респонденты с новыми взглядами на сферу работы, соответствующими западным стандартам.
Таблица 1
В этой таблице показано разделение респондентов на верующих и неверующих, к первой группе относятся верующие, а ко второй не религиозные люди.
Таблица 2
Группа один в таблице – респонденты с низким социальным статусом, бедные и очень бедные, группа 2 включает в себя остальных – богатых, обеспеченную прослойку, и тех кто находит свое положение удовлетворительным, то есть средний и высший классы.
Таблица 3
Приложение 2
Распределение по возрасту: 1 группа – меньше 30 лет, 2 группа – от 30 до 60, 3 группа больше 60 лет. Группы для веры и ценностей аналогично первой и второй таблице.
Таблица 4
Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
Приложение 3
Таблица 8
Таблица 9
Связь между верой и оценкой социального статуса. К первой группе относятся бедные, а ко второй средне и хорошо обеспеченные.
Таблица 10
[1]
Синелина Ю.Ю. О критериях религиозности населения // СоцИс, № 7, М.: 2001, стр 89-96
[2]
. Албакян Е.С. Медведкова С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян //СоцИс, № 8, М.: 2001, стр 103-111
[3]
Синелина Ю.Ю. Атака на Русскую Православную Церковь? // СоцИс, № 11, М.: 2001, стр 100-104