С середины 1970-х гг. сексопатологи стали обращать все больше внимания на новую категорию сексуальных проблем, которые, строго говоря. нельзя относить к половым расстройствам. При этих состояниях, объединяемых под общим названием расстройств полового влечения, способность к физиологической сексуальной реакции обычно сохраняется, а проблема заключается в нежелании участвовать в половых отношениях по причине либо отсутствия интереса к сексу, либо страха. Если преобладает отсутствие интереса, то расстройство называют подавлением полового влечения (ППВ);
если же преобладает страх, то его называют сексуальной аверсией.
Для того, чтобы диагностировать расстройство полового влечения, необходимо помнить, что некоторые люди готовы заниматься сексом в любое время, между тем другие проявляют к нему слабый интерес. Однако о подавлении полового влечения можно говорить лишь в том случае, если отсутствие интереса к сексу оказывается источником огорчений, а не результатом свободного выбора. Шовер и др. (Schover et al., 1982) считают, что о ППВ свидетельствует низкий уровень половой активности в сочетании с "субъективным отсутствием интереса к ней; влечение в данном случае означает сексуальные сны и фантазии, повышенное внимание к эротическим сюжетам, осознанное стремление к сексуальной активности, внимание к потенциальным партнерам и чувство фрустрации, если секс недоступен".
При ППВ у больного понижен интерес к инициации сексуального поведения и он вообще не реагирует на сексуальные авансы со стороны партнера, хотя может время от времени неохотно "уступать" желаниям партнера, чтобы сохранить мир во взаимоотношениях. Обычно при ППВ сохраняется способность к половой жизни (в физиологическом плане), однако иногда это нарушение сопровождается одним или несколькими другими нарушениями. ППВ может быть первичным (т.е. проявлявшимся с самого начала) или вторичным, которое бывает либо постоянным, либо ситуационным. Частота этого нарушения точно неизвестна; в недавнем прошлом обращения в клиники се-ксотерапии в США в целом по поводу ППВ были довольно частыми, составляя 3 случая из каждых 10 (Lief, 1977; Schover, Lo Piccolo, 1982; Leiblum, Rosen, 1988).
Среди причин ППВ имеются как органические, так и психологические, в том числе гормональная недостаточность, алкоголизм, почечная недостаточность, употребление наркотиков и тяжелые хронические заболевания. У 10-20% мужчин с этим заболеванием отмечены опухоли гипофиза, при которых продуцируются избыточные количества пролактина; пролактин подавляет секрецию тестостерона, что в некоторых случаях приводит к импотенции и к ППВ (Schwartz, Bauman, 1981). В большинстве случаев ППВ, по-видимому, имеет психо-социальное происхождение: ему предшествуют депрессия, сексуальные травмы, недовольство собственной внешностью или недостаточное самоуважение, межличностная враждебность и борьба за лидерство между партнерами. В некоторых случаях ППВ, по-видимому, развивается на фоне уже имеющегося полового расстройства. Например, если у мужчины с нарушением эрекции развивается пониженный интерес к сексу, то это помогает ему избегать таких неприятных последствий сексуальной неудачи, как смущение, чувство страха, утрата самоуважения и фрустрация.
Как у мужчин, так и у женщин при ППВ
ППВ создает затруднения не во всех браках или связях. Иногда партнеры находят приемлемый выход из положения: например, страдающий ППВ партнер, независимо от собственного настроения, соглашается заниматься сексом, если другому партнеру этого хочется; в других случаях партнер с ППВ разрешает своему партнеру с нормальным половым влечением заниматься сексом на стороне и даже поощряет это. Чаще всего, однако, если половое влечение понижено только у одного из партнеров, это создает сильное напряжение.
Сексуальной аверсией
называют сильную фобию (иррациональный страх) половой активности или мысли о ней, что ведет к стремлению избегать интимности. Аверс ия встречается как у мужчин, так и у женщин. Сильный страх или ужас при сексуальной аверсии иногда проявляется в таких физиологических симптомах, как обильное потоотделение, тошнота, понос или пароксизмальная тахикардия (Crenshaw, 1985). Однако во многих случаях проявления этой фобии бывают чисто психологическими: попросту говоря, человека приводит в ужас половой контакт.
Хотя это может показаться удивительным, люди с сексуальной аверсией способны вполне адекватно реагировать в сексуальном плане, если им удается преодолеть страх, овладевающий ими в первый момент. Некоторые пациенты с этим нарушением говорили нам, что самым трудным для них было раздеться и прикоснуться к партнеру, а не само участие в половом акте.
Между 1972 и 1985 гг. в Институт Мастерса и Джонсон обратились 164 больных с сексуальной аверсией. Главными причинами болезни были: 1) резко негативное отношение родителей к сексу; 2) сексуальная травма в прошлом (например, изнасилование, кровосмешение); 3) постоянное сексуальное давление со стороны партнера; 4) нарушения половой самоидентификации у мужчин. В типичном случае сексуальной аверсии частота сексуальной активности снижается до 1-2 раза в год или даже еще реже. Совершенно очевидно, что это может стать серьезным источником напряженности во взаимоотношениях и что партнер больного нередко обижается и решает прекратить связь. К счастью в 90% случаев сексуальная аверсия излечима, даже если она возникла давно (Kolodny, Masters, Johnson, 1979). Шовер и ЛоПикколо (Schover, LoPiccolo, 1982) также сообщают об успешном лечении ППВ и сексуальной аверсии.
Список использованной литературы:
1. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). Уильям Г. Мастерc
, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни.
Пер. с англ. — М.: Мир, 1998. — х + 692 с., ил. ISBN 5-03-003223-1