Диагностика транссексуализма при наличии коморбидных психопатических симптомах
Гаврилова Евгения Кирилловна
В большинстве случаев диагностика транссексуализма не вызывает труда [1]. Однако, когда расстройство половой идентичности встречается в подростковом возрасте и отягощено сверхценной и дисморфофобической симптоматикой, патологическим фантазированием и психопатическими характерологическими чертами, требуется особый подход к клинико - психологическому обследованию, курации и психо - социальной реабилитации таких пациентов. Половые извращения особенно легко возникают у психопатов с асоциальными установками, в том числе у истериков, не исключается патологическое развитие в направлении аномального сексуального поведения [2], [5]. В своевременной диагностике и прогнозировании динамики личностных особенностей в период пубертанта существенную роль играет применение проективных тестов и опросников.
Использование психологических методик [4] в дифференциальной диагностике транссекеуализма и психопатии позволило нам провести клинико - патологический и психодинамический анализ данного случая и попытаться обосновать свое понимание места данной диагностической категории в реальной психиатрической практике на примере следующего клинического наблюдения.
Нами обследована больная А. (22 г.), поступившая в отделение Республиканской психиатрической больницы г. Уфы для исключения психического заболевания. Наследственная отягощенность, перенатальная патология, отставание в психо-моторном развитии, черепно - мозговые травмы и нейроинфекции отрицались. Преморбидно характеризовалась бойкой, подвижной, общительной. С 4 лет идентифицировала себя как мальчика, в полоролевых играх выступала в мужском качестве. В ответ на насаждаемый женский тип поведения и одежды отмечались реакции протеста (побеги, бродяжничество). В школьном возрасте проявляла черты мускулинности, могла постоять за себя, инициировала конфликты, стремилась выделиться. В 5 классе была влюблена в старшую девочку, дружила с ней. С 17 лет встречается со сверстницами. Отношения носят как платонический, так и откровенно сексуальный характер. Курит табак, эпизодически алкоголизируется, пробо-вала анашу". До 19 лет входила в состав подростковой группировки, где являлась правой рукой пахана", участвовала в драках. После лицея работает водителем. В 19 лет перенесла психотравму ( разрыв с любимой"), после чего окончательно решила сменить пол на противоположный. Половой хроматин - в соответствии с женским генотипом, гормональный профиль - в пределах нормы у женщин. Фенотип - женский. Соматическое и неврологическое состояние - без патологии. Исследование психического статуса не выявило патологической психопродукции. Отмечалась сверхценная фиксация на идее устранить несоответствие между фактическим полом и мужским самосознанием, стойкое сксуальное влечение к женщинам, установка на гетеросексуальные отношения с ними. Эмоционально - лабильна. Переживает разрыв с любимой".
Психологическое обследование выявило: интеллектуально-мнести-ческую сохранность. Профиль личности - с чертами мускулинности, крайне высоким уровенем психопатизации, конфликтности, ригидности, без признаков психопатии, но со склонностью к делинквентности и алкоголизации. Достоверны гипертимные и истероидные черты. Фрустрационная толерантность в соответствии с нижней гра
В приведенном случае исключалась декомпенсация у личности со смешанной психопатией либо патохарактерологическое развитие, поскольку известно, что сексуальное поведение психопатических личностей крайне неустойчиво и легко может приобретать патологические формы. Предполагаемые психодинамические механизмы опираются на превалирование в структуре личности обследуемой истероидных и гипертимных характерологических черт. Эти личностные свойства достаточно стабильны, всецело определяют поведение больной, что соответствует двум классическим критериям психопатии. Однако мы наблюдаем удовлетворительную социальную адаптацию: психологическая комфортность вне семейного окружения, высокий статус среди сверстников, положительные производственные характеристики. Следовательно, можно говорить лишь об акцентуации, как о предиспонирующем факторе. Эмоциональная депривация в отношениях с матерью, тоталитарный стиль воспитания, конфликты в семье могли закрепить реакции протеста и эмансипации у свободолюбивой личности (переодевание в мужскую одежду, мужской стереотип поведения) и привести к патохарактерологическому развитию. Девиантное поведение с извращением ценностных ориен-таций, могло служить предпосылкой для сверхценной идеи о смене пола. В предполагаемой модели расстройства физиологическая незрелость может играть патопластическую роль. Однако диагноз конституциональный (ядерный) транссексуализм в зрелом возрасте более вероятен и подтверждается проявле-нием аномального полового самосознания с раннего детства, в данном случае - до 5 лет. Наличие адекватного полоролевого эталона женственности в семье не повлияло на стержневые механизмы формирования кроссполового поведения. Микросоциальные условия не смогли изменить субъективные представления о пренадлежности к мужскому полу, не соответствующие культуральным этическим нормам общества. Пациентка к 10 годам полностью отождествляла себя с мужским образом, до 20 лет определилась с объктом сексуального влечения. Имеет жизненные планы сообразно психо сексуальной самоидентич-ности и реализует их. Компенсирована социально. Конституциональная детерминированность ядерного транссексуализма определяется своевременным становлением психосексуального самосознания, необратимостю, фазностью этапов выбора полоролевого поведения и объекта либидо, закрепляется выбором профессии и стилем жизни.
Таким образом, широкое использование психологических методик в пубертантном периоде позволило бы на более ранних этапах развития индиви-дуума диагностировать транссексуализм и дифференцировать с другими аномальными состояниями. При работе с подростками усилия психолога должны быть направлены на определение степени cформированности само-сознания, когнетивной дифференцированности, мотивационного статуса. Это способствует объективизации данных, позволяет отграничить коморбидные патохарактереологические черты, не являющиеся патогномоничными для транссексуализма и открывает возможности для коррекционных мероприятий с учетом адаптационных резервов подростков.
Идеальный компонент одинаково интенсивно проявляется при разных депрессиях на начальных этапах терапии паксилом. Следовательно, применение паксила допустимо при разных типах депрессий с учетом индивидуальных особенностей их течения.