Исследование влияние телевидения на сознание молодежи
Введение
Не подлежит самомнению тот факт, что средства массовой коммуникации (СМК) стали не только неотъемлемой частью культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Одно из них, а именно телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида. Как результат, телевидение стало самым мощным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей. По подсчетам некоторых специалистов, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки. (Майрес Д. Социальная психология. СПб., 1997.) Проблема влияния ТВ на сознание и поведение зрителей и последствий от его влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии и социологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский Институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный Институт психического здоровья США и т.д.).
Но для того, чтобы утверждать, что изображение насилия в средствах массовой коммуникации ведет к агрессивному поведению подростков, должны выполняться два условия. Во-первых, требуются доказательства широкого присутствия насилия и агрессии в телепрограммах. Во-вторых, должно быть показано, что среди подростков наблюдение изображений насилия в средствах массовой коммуникации получило значительное распространение.
Принадлежность к молодежной субкультуре как фактор девиантного поведения личности
Под девиантным (лат. deviatio – уклонение) поведением понимается поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы – преступного сообщества или секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто противоречат принятым нормам.
В возрастной психологии подростковый и юношеский возраст характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формировании личности. В поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и отрешённость от внешнего мира.
Неустойчивость и противоречивость этих качеств определяют характер поведения и деятельности личности. Возрастные особенности преломляются через особенности социализеции.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком новых социальных ролей оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности. Агентом социализации в силу вышеперечисленных факторов зачастую становится субкультура.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей может формироваться контркультура. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.
Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
Феномены молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как "девиации", а сами субкультурные сообщества - как угроза позитивной социализации ребенка. Однако современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят либеральный характер. Западное общество, по сути, "разрешает" выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя внимание на социализирующей (адаптивной, интегративной) функции молодежной субкультуры. Субкультура интерпретируется как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира.
В современных исследованиях особенное внимание уделяется экспериментам с телесностью и чувственностью: не только через одежду, (что характерно для предыдущих субкультур), но через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В этом контексте употребление наркотиков также рассматривается как своеобразный способ экспериментирования. Одновременно отмечается доминирование в молодежных субкультурах новейшего времени "гедонистического мировоззрения", ценностей удовольствия, развлечения, что, в свою очередь, рассматривается как важнейший мотив регуляции поведения человека в отношении наркотиков. Таким образом, эксперименты и игры "молодых", очевидно, несут в себе опасность для их физического и духовного здоровья.
В этой ситуации рассматриваемые феномены выступают уже не только как предмет научного интереса, но как аспект актуальной социальной проблемы - наркомании. В литературе утверждается тезис о молодежных субкультурах как носителях наркогенной культуры.
Анализ таких молодежных субкультур как "хиппи", "панки", "растаманы", "грандж", "рейв" показывает, что употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом (элементом) данных субкультур, который может выступать как: ритуал приобщения (инициации) к субкультуре; способ идентификации с ее представителями; элемент символического мира субкультуры; особая форма коммуникации в сообществе; формой протеста по отношению к "взрослой" культуре и др. Можно говорить о характерных для конкретной субкультуры видах ПАВ (марихуана у "растаманов"; экстази у "рейверов" и т.д.). В некоторых субкультурах употребление наркотиков выступает важной составляющей идеологии (мифологии). Исследования субкультурных сообществ свидетельствуют о наличии механизмов воспроизводства соответствующих норм, моделей поведения, символов, стиля субкультуры в новых поколениях. Подобным образом транслируются и традиции употребления наркотических средств.
Таким образом, многие проявления девиантного поведения могут быть обусловлены принадлежностью к определенной субкультуре. Последнее означает, что разработка и внедрение моделей профилактики девиантного поведения подростков и юношей, связанного с употреблением наркотиков, должны вестись с учетом знаний об актуальных молодежных субкультурах современности.
Формирование устойчивого негативного отношения к наркокультуре в студенческой среде
Обвал негативной информации в кино, на телевидении, радио, в рекламе, газетах, журналах, во всем том, что окружает жизнь людей, деформирует их сознание, особенно у детей, подростков и молодежи, вводит их в заблуждение на предмет того, что такое хорошо и что такое плохо. Смягчает чувство вины за пагубное пристрастие к наркотикам, притупляет чувство опасности от их применения и в конечном итоге разрушает жизнь человека, делает ее никчемной и бездарной.
В настоящее время наркомания и незаконный оборот наркотических средств приобрели масштабы, угрожающие национальной безопасности Российской Федерации. Настоящее и будущее миллионов детей, подростков, молодежи, да и взрослых во многом зависит от того, как будет строиться национальная стратегия антинаркотической борьбы и антинаркотической пропаганды.
Молодежной антинаркотической организацией СГЭУ было проведено иссле
Цели:
1. формирование среди студентов идеи здорового образа жизни, как залога успешной реализации личности;
2. создание в студенческой среде негативного отношения к употреблению наркотических и психотропных веществ;
3. формирование общества инициативных молодых людей – как пример для подрастающего поколения.
4. Задачи:
5. активная пропаганда среди студентов позитивного социального образа современного молодого человека, позитивных общественных ценностей и ориентиров;
6. профилактика наркомании и иных форм асоциального поведения в молодежной среде;
7. организация социально полезной рекламы в вузе;
8. обучение и передача опыта активу молодежи, по противодействию негативных зависимостей, с целью вовлечения в перспективе волонтеров в социально полезную практику и распространение с их помощью полученных знаний среди сверстников.
Вывод. Необходимо активизировать работу всех служб среди студентов, особенно имеющих направление здорового образа жизни, патриотических, социально-политических движений и создать оперативный отряд в СГЭУ. Усилить воспитательную и разъяснительную работу о вреде употребления наркотиков, табакокурения и алкоголизма среди студентов в вузе.
Социологический анализ поведения потребителей инъекционных наркотиков
В России распространенность злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами возросла за последние два десятилетия настолько резко, что в настоящее время ситуация приняла характер развернутого эпидемического процесса как по темпам нарастания, так и по степени распространенности наркологических заболеваний в населении.
Ситуация с наркотизацией в Алтайском крае еще более серьезна, чем в целом по России. В 2001 году Алтайский край входил в группу территорий, в которых уровень наркотизации населения превышал общероссийский (на тот момент 221,3 человека на 100 тысяч населения) в полтора и более раза. Уровень наркотизации в Алтайском крае по данным официальной статистики тогда составлял 423,2 человека на 100 тысяч населения.
Наркомания оказывает огромное негативное влияние, как на самого потребителя наркотиков, так и на общество в целом. По данным исследований Института возрастной физиологии, проведенных в 2003 – 2004 гг., 15% подростков (т.е.почти каждый 7 - й) в возрасте 13 – 15 лет уже имеют опыт употребления наркотиков. Больше половины подростков лично знакомы с теми, кто использует наркотики (такое знакомство само по себе может выступать как фактор риска в развитии наркогенного заражения).
Наиболее часто основными мотивами наркомании являются:
1. Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;
2. Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;
3. Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
5. Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;
6. Достижение чувства полного расслабления;
7. Уход от чего – то гнетущего.
В 2005-2006 гг. на территории Алтайского края было проведено исследование, касающееся анализа специфики поведения потребителей инъекционных наркотиков. Исследование проводилось в трех городах – Барнауле, Бийске, Рубцовске, в ходе которого проанализированы социально - демографические особенности, специфика наркопотребления, сексуального поведения, а также результаты сероэпидемиологического исследования, выявлена информированность о ВИЧ / СПИДе.
В результате анализа полученных данных, можно сделать следующие выводы:
В Алтайском крае в потребление инъекционных наркотиков вовлечены, как правило, молодые мужчины 20 лет и старше, имеющие средний уровень образования, родившиеся и проживающие в городе в течение всей жизни. Практически все ПИН со стажем около 8 лет. Основными наркотиками, распространенными в г. Барнауле, являются героин, опиаты, изготовленные самостоятельно, и винт. Хотя все ПИН имеют возможность получения чистых игл и шприцев, иногда для инъекций используется чужой инструментарий, и достаточно часто – передается свой другим потребителям внутривенных наркотиков. Как правило, в течение года ПИН г. Барнаула имеют «постоянных» и / или «случайных» сексуальных партнеров. Уровень информированности ПИН о факторах «рискованного» поведения в отношении ВИЧ достаточно высок, однако знания достаточно выборочны и, скорее всего, отражают актуальные для ПИН вопросы (в частности, о передаче ВИЧ при употреблении наркотиков). 3,5% ПИН имеют ВИЧ – позитивный статус и 74% ПИН имеют положительный результат на наличие антител к вирусу гепатита С, т.е. можно говорить о неблагоприятной эпидемиологической ситуации в этой группе. На момент проведения исследования можно говорить о скрыто протекающей эпидемии среди ПИН г. Барнаула. Основной путь инфицирования ВИЧ и гепатитом С связан с внутривенным использованием наркотиков.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность анализа ряда поведенческих факторов, влияющих на риск инфицирования гепатитом С потребителей инъекционных наркотиков. В проведенном исследовании в среде уличных потребителей инъекционных наркотиков в г. Барнауле выделены наиболее значимые факторы риска инфицирования гепатитом С, а именно – специфика употребляемого наркотика, продолжительность использования игл и шприцев, совместное использование игл и шприцев, стаж употребления наркотиков, опыт пребывания в местах лишения свободы, количество раз пребывания в тюрьме и наличие ИППП. Кроме того, знание местных особенностей передачи HCV могут помочь в проведении более целенаправленных мероприятий по снижению риска инфицирования. Проведенное исследование является значимым не только в научном, но и в практическом плане, т.к. акцентирует внимание на поведение потребителей инъекционных наркотиков как одном из важнейших показателей риска, поскольку отражает потенциальную опасность массового распространения инфекции гепатита С, а также ВИЧ/СПИДа и ИППП в обществе. Полученная информация имеет важное значение для разработки политики проведения эффективных лечебно-профилактических вмешательств, а также программ по снижению вреда.
Заключение
По результатам контент-анализа можно сделать вывод, что насилие на телевидении распространено, так как 15% от всего эфирного времени при таком многообразии жанров, типов, тем телепередач, которое сейчас существует, достаточно много. Причем подача именно пропагандирующая, так как применяется тип передачи, преимущественно, сериал. Те передачи, которые в наибольшей степени пропагандируют насильственное поведение имеют и высокий рейтинг у телезрителей среди всех каналов.
По результата анкетного опроса можно сделать следующие выводы, что старшеклассники предпочитают жанр комедия, и выбираемые ими передачи соответствуют предпочтениям, но более низкого качества, так как сериалы. Но телевидение задает свою моду и боевик занимает прочное третье место по всем позициям.
Также следует отметить то, что художественные образы, создаваемые в кино и телесериалах сильны по воздействию на подсознание зрителя, специальные спецэффекты и приемы усиливают его, и отрицательные персонажи предпочтительны для подростков, они более запоминающиеся, поэтому занимают ведущее место.
Список литературы
1. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля: [Сб. ст.]/ Отв. ред. Я.М. Гилинский. - М., 2007.
2. Алексеев А.К, Дудченко B.C. Контент-анализ как специфический способ "прочтения" текстов // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 2006.
3. Антонин Ю.М. Причины преступного поведения. М., 2007.
4. Беляева Л.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление. М., 2005.
5. Баранов А.В. Опыт текстового анализа газеты // Количественные методы в социальных исследованиях. Инф. бюлл. ИКСИ АН. 2003. № 9.
6. Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008.
7. Барабаш А.Н. По ту сторону игры // Вечерний Барнаул, 2008 , №183