Проблема социального взаимодействия в различных социологических концепциях
Содержание
1. Социальное взаимодействие и коллективное поведение
2. Теория обмена. Джордж Хоуманс
3. Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме
4. Этнометодология. Гарольд Гарфинкель
5. Управление впечатлением. Эрвин Гоффман
Список используемой литературы
1. Социальное взаимодействие и коллективное поведение
Социальное взаимодействие-это систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Таким образом, социальное взаимодействие - это процесс взаимной координации несколькими людьми своих поступков.
Социальное взаимодействие (интеракция) по типу координации поступков принимает три формы:
· поведение;
· обмен действиями;
· отношение.
Социальное поведение - это последовательность поступков, представляющих собой простые реакции индивида на стимулы, исходящие от социального окружения - других людей, созданных ими объектов и ситуаций. Стандартные связки стимулов и реакций закрепляются воспитанием в качестве обязательных и само собой разумеющихся поведенческих образцов - своего рода социальных рефлексов, которые обеспечивают спонтанную скоординированность поступков различных людей (например ответ на приветствие, остановка на красный свет светофора и т.д.).
Обмен действиями предполагает координацию поступков на основе смысла, вкладываемого в них участниками взаимодействия, которые сознательно стремятся совершать действия, соответствующие действиям друг друга. Различие между поведением и обменом действиями ввел М. Вебер, который писал, что поведение реактивно, а действие осмысленно. Согласно его точке зрения, не любые действия человека следует относить к социальным. Социальное действие – это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия.
Социальные отношения – это взаимодействия, структурированные сложившейся в обществе системой статусов, т.е. системой распределения прав и обязательств, ресурсов для совершения действий и правил их использования.
2. Теория обмена. Джордж Хоуманс
Обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми. И это образует сердцевину теории обмена, как она описана в работе Джорджа Хоуманса. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Здесь можно выделить следующие четыре принципа:
1) Если мы отправляемся на рыбалку и получаем богатый улов, вероятно, мы снова захотим ловить рыбу. Если каждый раз рыбная ловля заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию. Иными словами, чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.
2) Если рыбная ловля более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно, мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках. Общий принцип состоит в том, что, если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.
3) Если рыбак знает место, где его наверняка ждет богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места. Значит, если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.
4) Если у рыбака три дня подряд богатый улов, вероятно, на третий день он меньше увлечен своим занятием, чем в первый. Суть в следующем: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
В случае с рыбалкой речь идет только об одном человеке, но Хоуманс анализирует взаимодействие между двумя лицами на основе тех же четырех принципов. Приведем следующий пример. В моем рабочем помещении появилась новая вычислительная машина. Я не умею пользоваться ею, а моя помощница ее освоила. Когда мне нужно составить что-то вроде отчета, я спрашиваю ее, как пользоваться этой машиной. Обычно она с готовностью сообщает мне то, что требуется, и я ее благодарю. Во-первых, я обращаюсь к ней потому, что по своему прошлому опыту знаю, насколько полезно спрашивать совета у людей, знающих больше, чем я (принцип 2). Если бы я поступил иначе, например пытался бы самостоятельно освоить этот аппарат, я был бы вознагражден в меньшей мере (принцип 3). Более того, я не злоупотребляю отзывчивостью моей помощницы и обращаюсь к ней только тогда, когда действительно нуждаюсь в помощи (принцип 4). Наконец, поскольку я получаю нужную информацию, а моя помощница - благодарность, наше взаимодействие продолжается, так как устраивает обоих (принцип 1).
Это очень простой вид взаимодействия. Но Хоуманс считает, что таким образом можно анализировать даже сложные его виды: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.д. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.
Теория обмена проливает некоторый свет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе.
Кроме того, логика обмена иногда не соответствует теории Хоуманса. Основу теории обмена составила бихевиористская теория Скиннера, согласно которой (кроме всего прочего) собака, каждый раз получающая вознаграждение - пищу - за выполнение команды, будет продолжать выполнять эту команду. Но реакция людей на вознаграждения и наказания сложнее, чем у животных. Например, когда рабочим предлагают более высокое вознаграждение за повышение производительности труда, в ответ они вовсе не будут просто быстрее работать. Иногда устанавливают для себя нормы, чтобы работать с определенной скоростью. Иногда некоторый период работают очень быстро, а затем медленно, чтобы выполнить эту неофициальную норму. Иногда же вступают в политическую борьбу против системы, основанной на эксплуатации и несправедливости, а то и вовсе отказываются работать.
Другие исследования также отмечают, что поведение людей сложнее, чем предполагает теория обмена. Исследование, проведенное Харриет Цукерман, показало, что ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем трудятся менее продуктивно. А согласно первому принципу теории Хоуманса, такая высокая награда, как Нобелевская премия, должна стимулировать творческую активность. Можно предположить, что Нобелевская премия является слишком большим вознаграждением, что вызывает потерю интереса к творческой деятельности. Это, может быть, и верно, но наводит на мысль о противоречивости 1-го и 4-го принципов теории Хоуманса. Так или иначе, Цукерман считает, что Нобелевская премия настолько престижна, что ее воздействие надо рассматривать особо. Ведь лауреат Нобелевской премии приобретает новый статус в обществе. Лауреат, недавно удостоенный этой высокой награды, считается не только крупным ученым, но и знаменитостью; кроме того, когда люди обретают новый статус, они по-новому оценивают себя. Теория обмена не объясняет подобные ситуации.
3. Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме
Проблема социального взаимодействия для социальных наук не является новой. Ее разработка велась в рамках различных направлений как отечественной, так и зарубежной общественной мысли. Одним из наиболее заметных в западной социологии и социальной психологии направлений, непосредственно обращавшихся к различным аспектам социального взаимодействия, а также рассматривавшего его в качестве исходного пункта своего анализа, является символический интеракционизм.
Социальное взаимодействие понимается в традиции символического интеракционизма в качестве процесса, происходящего на двух уровнях: межиндивидуальном и внутриличностном. На межиндивидуальном уровне оно рассматривается в виде специфического взаимодействия, осуществляемого людьми посредством интерпретации ими действий друг друга, которая осуществляется при помощи символов. Здесь взаимное влияние людей друг на друга никогда не бывает прямым, а всегда имеет посредствующую стадию в виде интерпретации действий. “Особенность этой интеракции заключается в том, что люди определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или приданием значения действиям другого. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации между стимулом и реакцией. Использование в процессе взаимодействия символов предполагает осознанное поведение партнеров.
Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что социальное взаимодействие рассматривается Д.Г. Мидом не только как процесс, происходящий между индивидами, но и как процесс внутриличностный.
Межиндивидуальное взаимодействие: непосредственное общение, общение посредством жестов и значимых символов.
Центральным механизмом осуществляемого при помощи символов взаимодействия людей является, по мнению Д.Г.Мида, подражание – способность воздействовать на себя собственными жестами, которыми люди побуждают своих партнеров по взаимодействию к отклику. Особую роль в формировании механизма подражания играет голосовой жест, использование которого позволяет человеку взаимодействовать с самим собой так же, как с другими людьми. Поскольку “индивид может слышать то, что он говорит и, слыша это, с
Каким образом слова, жесты и другие символы обретают свое значение, свой смысл? Почему смысл не является только индивидуальным продуктом?
Ответ на эти вопросы имеет две составляющие. С одной стороны, значение тех или иных вещей закладывается индивидами в процессе их взаимодействий с вещами окружающего мира. Вещь становится значимым объектом лишь, когда индивид выделяет ее из остальных вещей, и обозначает ее по отношению к себе. Поэтому “сознательная жизнь человека... представляет собой сплошной поток формирования значения вещей, с которыми он имеет дело и которые он принимает во внимание”6.
С другой стороны, смыслы тех или иных жестов определяются людьми в процессе сознательного воспроизведения ими социального действия и интерпретаций действий партнеров по взаимодействию на основе механизма подражания. Смысл появляется как отношение между различными фазами социального акта. В этом случае смысл жеста как первоначальной стадии всего социального действия закладывается последующей стадией, то есть заранее определяется будущим завершением социального действия. По мнению Д.Г.Мида, когда индивид вызывает в себе отклик, подобный отклику партнера по взаимодействию, и данный отклик стимулирует контроль индивида за собственным действием, тогда и появляется мышление как способность управлять собственной деятельностью. Осмысленное взаимодействие предполагает использование символов, что возможно лишь в процессе социальной деятельности, где приспособление действий различных людей друг к другу происходит через интерпретацию символов, обладающих смыслом.
В целом концепция Д.Г.Мида имеет вполне определенную сферу применения, целиком ограничиваясь уровнем внутри – и межличностного взаимодействия. Такой подход не ставит своей задачей и не содержит предпосылок для выхода на анализ общественной организации, социальных структур, институтов. Он не может быть использован и для анализа социальных групп и более широких общностей, хотя их взаимодействие образует неотъемлемую составляющую общественной жизни. В конечном счете концепция Д.Г.Мида представляет собой разновидность субъективистского подхода к анализу общества. Центральным звеном его содержательной конструкции является интерпретация участниками взаимодействия – индивидами – содержания символов, поэтому процесс взаимодействия в конечном итоге оказывается целиком зависимым от индивидуального сознания.
4. Этнометодология. Гарольд Гарфинкель
К символическому интеракционизму примыкает этнометодология - образ мышления, основоположником которого стал Гарольд Гарфинкель. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.
Мы все считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми, которых очень хорошо знаем. Например, общение между мужьями и женами может быть похожим на своего рода стенографию - им не требуется произносить все слова, чтобы понять друг друга. Мы особенно глубоко ощущаем важность общепринятых значений, которые служат основой нашего взаимодействия, когда эти значения меняются. Гарфинкель дал своим студентам следующее задание. Он попросил их вести себя дома так, словно они квартиранты - эта роль предполагает проявление сдержанности и официальности, свойственных незнакомым людям. У себя дома они должны были просить разрешения пользоваться ванной, брать воду для питья, говорить по телефону и т.д. Некоторые студенты заявили, что такое задание может привести к конфликту в семье, и отказались его выполнять. Но те, кто согласился вести себя как квартиранты, были потрясены результатами эксперимента.
Члены семьи пришли в полное недоумение. Они тщетно старались понять причины столь странных поступков и наладить нормальную привычную обстановку в доме. Студенты сообщали, что изменение их поведения вызвало удивление, потрясение, тревогу, беспокойство и гнев, многие члены семьи сочли студентов мелочными, невнимательными, эгоистичными, непорядочными, невежливыми. Члены семьи требовали объяснений: "Что случилось? Что с тобой произошло? Может быть, тебя исключили из колледжа? Ты болен? Почему ты так высокомерен? Ты действительно сошел с ума или ведешь себя так просто по глупости?".
Когда мы нарушаем правила, принятые на веру, результаты могут быть непредсказуемыми. Если, пожав руку священнику после религиозной службы, вы вдруг воскликнете: "Эй ты! Какие у тебя клевые туфли!" - наверное, священник будет в полном недоумении. Если бы вы заказали сосиску в фешенебельном французском ресторане, официант скорее всего как-то выразил бы свое неуважение к вам. А если бы вам пришло в голову обнять совершенно незнакомого человека на улице, вас могли бы даже арестовать.
Это самые простые примеры, но этнометодологи провели очень глубокое изучение правил ведения беседы и прерывания разговора; они выявили, каким образом нарушение этих правил затрудняет межличностное общение.
5. Управление впечатлением. Эрвин Гоффман
Эрвин Гоффман отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя "декорации" и "окружающую обстановку" для создания определенных впечатлений.
Вот беременная женщина, одетая в блузку, на которой написано слово "бэби" и изображена стрела, направленная к животу. Вероятно, она стремится создать впечатление, что не считает беременность чем-то таким, что надо скрывать. А может быть эта особа хочет, мягко говоря, шокировать окружающих. Гоффман уделяет основное внимание анализу ситуаций межличностного общения, связанных с непрерывным взаимодействием впечатлений. "Человек может желать, чтобы другие хорошо относились к нему или чувствовали, что он высокого мнения о них, или чтобы они не имели об этом ясного представления. Он может стремиться обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или же - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется главным образом путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам.
Например, важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия оттого, что помимо всего прочего, стараются создать впечатление своей значимости, внушить всем, что без них никакое мероприятие не состоится. Можно привести и другой пример. Том Вулф рассказывает о писателе, который тратил слишком много денег на покупку мебели из-за своей привычки: после каждой вечеринки обходил всю квартиру и останавливался там, где располагались его гости; он пытался оценить обстановку дома с их точки зрения, другими словами, посмотреть на нее их глазами". Если то, что они видели, ему не нравилось, он покупал новую мебель.
Гоффман также обсуждает способы, с помощью которых люди "сохраняют свое лицо", если по каким-либо причинам произвели невыгодное впечатление. Во время званого обеда у гостя после главного блюда вырвалась отрыжка; он пытается спасти положение рассказом об обычае, существующем на Ближнем Востоке: там отрыжка означает, что гость доволен трапезой, если же отрыжка отсутствует - это оскорбление для хозяев.
Вообще говоря, Гоффман считает, что смущение является своего рода признанием ошибки. Оно как бы выражает просьбу еще раз дать возможность произвести "хорошее" впечатление.
Некоторым людям трудно произвести выгодное впечатление на других. На них словно лежит стигма, позорное клеймо. Цвет кожи, склонность к гомосексуализму, уродство могут считаться позорными. Такой человек обречен на одиночество среди "нормальных" людей, его не только считают непохожим на других, с ним не желают общаться. Гоффман пишет: "Мы не считаем за людей тех, кто отмечен каким-нибудь клеймом".
Такие индивидуумы могут выбирать различные стратегии поведения. Порой им удается "проскочить" (т.е. скрыть позорное клеймо). Иногда так поступают евреи, живущие в чужой им культуре. "Заклейменные" склонны делить весь мир на две части: большой мир, которому они не доверяют, и небольшая группа друзей, заслуживающих доверия. Так ведут себя люди, побывавшие в психиатрических больницах, стремясь защититься от враждебности и предрассудков окружающих. Некоторые действуют в одиночку - например, незамужняя девушка уезжает в другой город, чтобы родить ребенка.
Список используемой литературы
1) Соколова В.А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000
2) Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 2000- 256 с. 102
3) Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект; Логос, 1999