Содержание
Введение
Бездомность в России в представлении гражданского общества
Социальная реабилитация социальных сирот
Расово-антропологическая школа
Заключение
Список литературы
Введение
В советские времена власти замалчивали существование немногочисленного клана бездомных и бродяг. Бродяжничество преследовалось по закону и влекло за собой до двух лет лишения свободы. О проблеме заговорили, когда после распада Советского Союза в результате социальных потрясений явление стало массовым. По данным Министерства Внутренних дел РФ, к 2002 г. в стране насчитывалось до сорока миллионов бездомных. Большинство из них оказалось на улице вследствие коллапса системы социальной защиты. Причинами бездомности стали такие факторы, как освобождение из мест лишения свободы (25% в 1995 г), потеря жилья (16% в 1995 г), семейные проблемы (15% в 1995%).
Бездомность в России в представлении гражданского общества
В начале 90-х гг. ХХ в. проблема бездомности входила в сферу интересов исключительно органов Министерства Внутренних Дел и зарождающихся организаций гражданского общества. После отмены уголовного преследования за бродяжничество, подразделения МВД решали проблему бездомности помещением бродяг в камеры предварительного заключения. Организации гражданского общества оказывали социальную и медицинскую помощь, размеры которой не могли считаться значимыми в масштабах страны.
Данная работа основана на анализе 11-тилетней деятельности бельгийского отделения организации "Врачи без границ". С 1992 по 2003 г. организация осуществляла программу помощи бездомным в г. Москве. Результатом работы этой программы стало открытие первого в стране государственного пункта медико-социальной помощи бездомным.
Основными направлениями деятельности программы помощи бездомным стали: организация пунктов социальной и медицинской помощи; работа со средствами массовой информации с целью изменения имиджа бездомных и, как следствие, оказания влияния на общественное мнение; лоббирование на уровне федерального правительства и местных администраций. Косвенным эффектом программы стала мобилизация местных представителей гражданского общества для решения проблемы.
Программа выявила двоякое отношение общества к бездомности, объясняющееся, в первую очередь, относительной новизной проблемы: ее существование в России признано на протяжении всего лишь двух десятилетий. С одной стороны, общественное восприятие бездомности формируется на базе стереотипов, создаваемых средствами массовой информации, а также личного восприятия, основанного на встречах с наиболее заметными представителями этой группы (как правило, грязно одетыми бродягами в стадии алкогольного опьянения). С другой стороны, как показало одно из телевизионных ток-шоу, посвященных проблеме бездомности, 73% россиян допускают возможность остаться без жилья вследствие разного рода социальных катаклизмов (Никифоров, 2004), и толерантно относятся к явлению.
Оба фактора формируют так называемый эффект NYMBY (not in my backyard) - "не в моем дворе", появившийся в США в конце 60-х гг. и описанный западными социологами. Суть явления сводится к тому, что общественное мнение склонно в целом поддерживать проекты, направленные на достижение общественного блага, при этом отрицательно относится к негативным следствиям реализации таких проектов (в случае бездомных, к открытию "ночлежек" в близости от жилых домов, и т.д.).
Работа, направленная на изменение общественного мнения (публикации в СМИ, публичные акции, информационные кампании), активно велась в рамках программы.
Отношение органов власти к вопросу бездомности менялось в течение 90-х гг. прошлого века и эволюционировало от игнорирования проблемы до создания законодательной базы для ее решения. Причиной такого относительно быстрого прогресса стало давление на власти не только и не столько институтов гражданского общества, ролью которых такое лоббирование является, сколько государственных структур низшего звена (местные подразделения органов внутренних дел, городские поликлиники, и т.д.). Этим структурам приходилось ежедневно сталкиваться с проблемами, вызванными существованием явления бездомности, однако их взаимоотношения с этими слоями населения не регулировались властями. Постепенно именно их давление на органы власти привело к созданию нормативной базы. Уже с принятием действующей Конституции задержание человека на срок более 48 часов стало незаконным. В 1996 году вышел приказ Департамента здравоохранения Москвы4, который обязал все поликлиники принимать всех граждан по медицинским показаниям вне зависимости от наличия прописки (регистрации). Приемники-распределители МВД к 2002 г. Правительством России были преобразованы в учреждения социальной помощи Министерства Труда РФ.
Тем не менее, институты гражданского общества также сыграли немаловажную роль в организации государственной власти для решения задач нормотворчества в отношении бездомных слоев населения. Эта роль заключалась в основном в предоставлении экспертных знаний о работе с бездомными гражданами.
Кроме того, парадокс ситуации заключается в том, что появление долгожданных норм работы с уязвимыми слоями населения, которыми являются бездомные, не повлекло за собой их соблюдение. Так, например, поликлиники Москвы, получившие нормативы работы с бездомными согражданами, описанные в вышеуказанном приказе, не спешат его выполнять и не готовы принимать граждан без регистрации. Сотрудники этих учреждений, подверженные вышеописанным стереотипам, чувствуют безнаказанность за свое бездействие: жалобу человеку, как правило, не имеющему паспорта, написать так же сложно, как и попасть на прием к врачу.
В ситуации, когда государственные структуры по тем или иным причинам не в состоянии справиться с решением социальных задач, традиционно для многих государств эту обязанность берут на себя организации гражданского общества, имеющие потенциал оказания базовых услуг наиболее нуждающимся слоям населения на долгосрочной основе.
Социальная реабилитация социальных сирот
Проблема социального сиротства сегодня характерна для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.
По официальным данным Министерства образования в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 725,2 тысяч оставшихся без попечения родителей и безнадзорных детей.
Рассматривая проблемы безнадзорности и беспризорности (т.е. социального сиротства), мы выделили причины возникновения безнадзорности детей и подростков сегодня, которые условно разделили на группы: внешние и внутренние, объективные и субъективные. Вместе с тем нами выявлено, что между причинами различных групп существует взаимосвязь. Так, причины внутреннего порядка могут являться следствием действия причин внешних, а действия внешних причин могут определяться внутренними причинами.
Среди внешних причин, обусловливающих безнадзорность подростка, можно выделить неблагоприятные условия развития и воспитания несовершеннолетнего в семье, наличие источников отрицательного влияния на него в окружающей среде, педагогически необоснованная работа с ним в школе.
Раскрывая значение семьи как одной из возможных причин безнадзорности, мы установили, что семья как социальный институт оказывает существенное влияние на воспитание, обеспечивает социальную функцию развития, невыполнение которой может иметь самые пагубные последствия. Семья является самым распространённым фактором подростковой безнадзорности.
Основная объективная причина возникновения и роста безнадзорности - разрушение государственной инфраструктуры общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Дополнительным фактором риска является и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами (свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций, объединяющих досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие).
Проанализировав выделенные факторы, приводящие к феномену уличных или беспризорных детей, мы распределили их в семь групп.
1. Криминальные - преступления против нравственности; принуждение детей со стороны родителей и криминальных групп к попрошайничеству; эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию, сутенерство и другие правонарушения; продажа алкогольных напитков несовершеннолетним; распространение порнографической продукции и т.д.
2. Семейные - нарушение функционирования семьи, когда родители, опекуны, близкие родственники не обеспечивают надлежащего воспитания и содержания ребенка, а также необходимого психологического комфорта в семье.
3. Естественные, вызывающие трудности в воспитании, содержании и осуществлении контроля над детьми со стороны родителей (например, подростковые возрастные кризисы и др.).
4. Детские - патологические девиации характера некоторых детей, склонность к незаконному потреблению психоактивных веществ, самовольный уход из дома или учебно-воспитательного заведения и другим формам отклоняющего поведения.
5. Под
6. Организационные - недостатки в работе системы образования и органов опеки, системы социального обслуживания семьи и детства, служб занятости несовершеннолетних и молодежи, подразделений органов профилактики правонарушений несовершеннолетних и других государственных структур.
7. Информационные - низкая эффективность безопасности многих сайтов в Интернете; отрицательные примеры для подражания детей и молодежи на всех доступных носителях средств массовой информации; низкое качество рекламы, телевизионных и радиопрограмм, перегруженных информацией, связанной с насилием, наркотиками и т.д.
Проведенный нами на основе междисциплинарного подхода анализ теоретического материала позволил уточнить и выделить специфику определения "социальная реабилитация". С одной стороны, "социальная реабилитация" направлена на восстановление механизмов социализации личности. Невозможно представить социализацию вне формирования коммуникативных свойств личности, адаптации к микросоциуму без сформированных умений выстраивать отношения с другими людьми. Однако эти механизмы социализации не развиты у подростков, имеющих склонность к безнадзорности и беспризорности. Поэтому процесс реабилитации предполагает совместные усилия семьи и таких специалистов, как социальные педагоги, педагоги-психологи, врачи по восстановлению физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков.
Опираясь на многочисленные научные источники, раскрывающие проблему социальной реабилитации, мы понимаем под ней социальную адаптацию, осуществляемую педагогическими средствами.
Историко-педагогический анализ организации и содержания работы по социально-педагогической реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков показал, что в настоящее время затруднено реальное решение проблем социальной защиты (в широком смысле) детей и подростков, особенно носящих комплексный, межведомственный характер.
Расово-антропологическая школа
XX век - является веком ярких исторических событий, научных открытий, исследований. Резкий скачок происходит в развитии новых технологий, в изучении человека. В течение всего столетия расово-антропологическая школа активно занимается изучением человека. Это привело как к положительным последствиям (изучение человека в разных его аспектах), так и к отрицательным (появление расизма).
Проблема расизма очень актуальна в наше время: большое количество националистических движений, значительное число отдельных людей, сочувствующих идеям национализма или зараженных определенными расовыми предрассудками.
Хотя современная антропология показала, что идеи расизма не научны, и часть составителей учебников отказались от всяких высказываний по данному вопросу из этических соображений, это не остановило распространение расизма по всему миру в разных его проявлениях.
Наряду с этническими различиями между людьми существуют также физические (анатомические). Физическая антропология изучает вариации физического типа человека, начиная с пропорций тела, лица, головы, и кончая факторами крови и другими биохимическими характеристиками. Биологическая антропология занимается вопросами изменчивости человеческого организма, начиная с пропорций тела, лица, головы, и кончая факторами крови и другими биохимическими характеристиками, в условиях изменения природной, экологической среды проживания человека. Одним из самых значимых вопросов, который интересует антрополога это человек и его происхождение, сущность, особенности и жизненные задачи.
Расовая классификация возникла в конце 18 века - начале 19 века. Швейцарский антрополог Блюменбах выделял пять рас: кавказоидов (европеоидов), негроидов, "азиатские типы", австралоидов и американоидов. Все же наиболее распространено деление человечества на три большие расы: монголоидную, европеоидную, и экваториальную. Данный вариант подразумевает, что монголоиды включают американоидов, а негроиды австралоидов. Существуют классификации, выделяющие две выше указанные общности самостоятельные. Краткое упоминание о них отражает различие точек зрения на эту проблему. Не последним фактором, определяющим многовариантность классификации, являются разные взгляды ученых на время образования комплексов признаков, составляющих специфику той или иной расы.
Расово-антропологическая школа одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половине XIX - начале XX вв. Основная идея ее возникновения опирается на тезис о решающем воздействии расового фактора на историю и культурное развитие народов. Произошло уподобление развития культуры развитию биологического организма, что отразилось в замене изучения исторических факторов развития культур биологическими. Это привело к сведению культурного разнообразия, особенностей этнокультурных общностей к расовым, антропологическим характеристикам индивида. В свою очередь, такие логические ухищрения явились теоретической основой расизма.
Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), носила на себе отчетливый отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными построениями.
В конце XIX - начале XX вв. в Европе появились популяризаторы подобных идей (особенно Гобино и Чемберлен), которые получили свою известность благодаря очень упрощенной и скандальной интерпретации истории. Это привело к резкой критике расово-антропологической школы, которая, тем не менее, смогла накопить ряд полезных знаний о человеке, его истории, а также обогатить такие науки как археология и биология.
Антропология исследует процесс возникновения рас, прослеживает взаимодействие разных расовых типов в процессе перемещения. Использует все свои достижения, идеи для подтверждения равноценности рас и предотвращения любых новых попыток возродить концепции "научного" расизма.
Всплеск расовых теорий, которые опираются на теорию неравноценности других этносов, чаще всего является следствием кризисных ситуаций в обществе. Проще всего обвинить в своих бедах человека, который отличается по внешности. Так, например, в России винят приезжих из Кавказа, Азии в том, что из-за них не хватает рабочих мест, они являются распространителями наркотиков, преступности и так далее. В каждом государстве находят тех, кого можно обвинить в своих проблемах. Этому также часто способствуют СМИ, политические партии, фильмы, музыка и т.д. Особенно суггестивны в этом отношении подростки, психика которых еще не устойчива. Данный возраст отмечается желанием совершать неоднородные поступки, быть заметным, что обусловлено низким уровнем знаний о расизме. Большая часть молодых людей с возрастом перестают увлекаться идеями неполноценности других рас, понимая, что внешность это не показатель. Однако эти идеи могут выступать способом решения собственных внутренних противоречий, которые объективируются, переносятся на представителей других этносов.
Таким образом, можно сказать, что расово-антропологическая школа имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Нельзя сводить все достижения расово-антропологической школы только к возникновению расизма, который является в большей степени продуктом политического, экономического, психологического развития общества.
Заключение
Анализ научной литературы позволил заключить, что все технологии социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, основывающиеся на педагогическом подходе, включают в себя понятия "нормы", "социализации" и "адаптации". Лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится источником развития личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. В этом аспекте процесс адаптации личности следует рассматривать как активно развивающий, а не только как активно приспособительный. Социальная адаптация способствует развитию и содержательному обогащению личности, социальной среды, социальной природы человека. Поэтому она должна рассматриваться как проявление человеческой природы, ее продолжение и реализация.
Список литературы
1. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. (2007) Народы. Расы. Культуры. М.: Наука. 1971.
2. Расы и расизм. История и современность. М.: Наука, 2008.
3. Клакхон К. (1998) Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998
4. Арутюнов С.А. (2001) Культурная антропология. М., 2006.
5. Белик А.А. (1999) Культурология. Антропология теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009.
6. Алексеев В.П. (1974) География человеческих рас. М. 2008.
7. Никифоров А.Н., "Невидимые обитатели улиц. Бездомные Люди и "Врачи без границ" - 11 лет в России", МСФ, Москва, 2008.
8. DearMichael, " Understanding and Overcoming the NIMBY Syndrome ", Journal
9. of the American Planning Association, 58 (3), 2006.
10. А.П. Цыганков, П.А. Цыганков, "Социология международных отношений. Учебное пособие", Москва, "Аспект Пресс", 2009.
11. "La citoyenneté locale?", Christian Le Bart." Cahiers français " № 316 septembre-octobre 2008.
12. Диана Шмидт, "Какое гражданское общество существует в России". Pro et Contra №1 (31) 2006.
13. Европейский Союз как агент "демократизации" третьих стран (на примере РФ).
14. Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования, 2007. № 16.