Кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Войтов Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск
Одной из наиболее насущных методологических проблем современной науки считается классификационная проблема [3, 5, 8]. Ее обсуждению посвящены многочисленные конференции, тысячи публикаций. Во многих науках на протяжении десятков лет изучается широкий круг вопросов, связанных с классификацией. Гносеологический анализ классификационной проблемы показывает, что она служит одним из эффективных механизмов развития научного познания, важным условием перевода конкретной науки с эмпирического уровня на более высокий - теоретический [5]. Неклассифицированный мир дорого обходится человеческому обществу. "Без хороших классификаций нет коммуникативных языков. Нет эффективных информационно-поисковых систем. Нельзя хорошо анализировать, диагностировать, предсказывать неизвестные вещи и свойства вещей" [3].
В теории и методике спортивного фехтования классификационная проблема тактики остается одной из самых актуальных, несмотря на то что решению классификационных вопросов в течение долгого времени уделялось большое внимание [1, 9, 12, 13, 14]. Предклассификационные процедуры всегда осуществлялись в соответствии с достигнутым на определенный момент времени уровнем теории и методики фехтования, а собственно классификации являлись лишь выражением и оформлением уже достигнутых наукой результатов, в том числе и ее методологических возможностей.
К настоящему времени в фехтовании создан внушительный научно-теоретический задел [2, 6, 9, 11]. Вместе с тем качество имеющихся классификаций нельзя назвать удовлетворительным. Их содержание во многом противоречиво и не соответствует современным научным представлениям. В частности, в существующих классификациях в качестве подготавливающих действий выделяются маневрирование (глубокое перемещение по полю боя), игровые движения оружием (перемещения клинка), имитация защит и нападений. Эти действия представляют собой движения с определенными характеристиками: амплитудами, глубинами, быстротами и другими, являются средством реализации тактических решений, принятых спортсменом. Действия эти двигательные, а не тактические. Их можно оценить с точки зрения техники. Кроме того, маневрирование (передвижения), игра оружием и имитация защит и нападений (движения оружием) представлены в соответствующих разделах классификации технических приемов [9, 14].
Что касается тактических задач подготавливающих действий, как-то: разведка, маскировка, вызов, помехи, - то каждую из этих задач спортсмен решает (может решать) не только до начала схватки, то есть при подготовке действия, но и в процессе реализации нападения или защиты. Например, при выполнении атаки фехтовальщик скрывает (маскировка) всю существенную для противника информацию как о моменте начала действия, так и о моменте завершения, секторе завершения нападения и другую. Вместе с тем выполняющий атаку спортсмен стремится получить важную информацию о намерениях противника (разведка). Будет ли он защищаться или контратаковать? Если начал защищаться, то действие это истинное или ложное? Если ложное, то что будет за ним - контратака или защита? Тактическая задача вызова противника на желаемое действие тоже не является исключительно задачей подготавливающих действий. Например, выполняя финт в атаке, спортсмен ставит задачу вызвать противника к защите этого сектора, а выполняя ложную защиту на атаку противника, спортсмен вызывает его к нападению в определенный сектор. Все действия, которые побуждают противника к выполнению нужного спортсмену средства противодействия, решают тактическую задачу вызова. Таким образом, тактические задачи информационного поиска или сокрытия, а также управление действиями противника (вызов) могут решаться фехтовальщиками в любой момент их взаимодействия.
Недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблем тактики, и в первую очередь ее классификации, с одной стороны, связана с объективными трудностями, возникающими при теоретическом и экспериментальном изучении процесса тактического взаимодействия спортсменов в поединке (объект исследования недоступен непосредственному наблюдению и оценке), с другой - является существенным сдерживающим фактором развития теории и методики фехтования. В специальной научной литературе каждое тактическое действие часто рассматривается как процесс постановки одной тактической задачи, с одним механизмом ее решения, например атака с выбором. Однако при выполнении атаки спортсмен должен решать несколько тактических задач: определить момент начала атаки, способ выполнения, момент и сектор завершения нападения и др. Однозначная характеристика действия не отвечает на вопрос: "Что именно выбирал спортсмен при его выполнении?" Поэтому характеризовать действие следует не в целом, а по отдельным его элементам, в соответствии с решаемыми частными тактическими задачами. Ведь начинать атаку спортсмен мог, переключившись от защиты, завершать - обусловленно, на остановку отступающего противника, а сектор нападения определять с выбором. Детализированная оценка тактических задач при подготовке и реализации одного действия корректна с научной точки зрения и целесообразна - с методической.
Создание новых классификаций связано с многочисленными трудностями, преодолеть которые сложно из-за отсутствия необходимых теоретических и методологических средств. Главные сложности построения классификаций (поиск существенного объединяющего признака, расчленение его на классообразующие значения, определение родо-видовых отличий, увязывание в одной классификации многих параметров, необходимость охватить все элементы, свойства, параметры и другое) могут быть преодолены только с помощью развитой научно-теоретической базы. До настоящего времени разработка классификации тактики сдерживалась в первую очередь неопределенностью самого понятия тактики, отсутствием четких и обоснованных представлений о тактике как об особом явлении [7]. В спортивной теории, а тем более практике, тактика отождествляется с уровнем мастерства, техникой, психологией [4, 9, 10], что говорит о трудностях и противоречиях а
Спортивная тактика - это система познавательных психических процессов, специальных знаний и умений принимать решения о содержании и моментных параметрах действий на основе информации о состоянии и намерениях противника, условиях взаимодействия с ним, а также сокрытии собственных намерений и управлении действиями соперника с целью оптимизации состава и структуры основного соревновательного упражнения. Из определения тактики исключается двигательный компонент действия. Тактика связана лишь с принятием решений, что и когда делать [1, 14], а техника помогает реализовывать эти решения. Именно поэтому в теории фехтования в свое время было предложено разграничение понятий "прием" (двигательный компонент) и "действие" (тактическая задача) [2, 14].
В соответствии с предложенным определением только тактическая задача может быть существенным объединяющим признаком в классификации тактических действий. Все тактические задачи (действия), которые решает спортсмен, делятся по родо-видовым отношениям на четыре класса:
1. Инициативный класс включает два вида тактических задач - ожидать и создавать. Эти тактические задачи характеризуются наличием или отсутствием инициативы у спортсмена. В ходе боя фехтовальщик может активно управлять ситуацией, вынуждая противника выполнять нужные спортсмену действия с определенными технико-тактическими параметрами. К данному виду тактических задач относятся вызовы, действия второго намерения, ложные действия, поскольку их объединяет одна цель - управлять действиями противника. Вместе с тем спортсмен может не управлять, а ожидать повода, сигнала, ошибки со стороны противника и затем реализовывать принятое решение.
2. Информационный класс объединяет тоже два вида задач: получать и скрывать информацию. Эти задачи спортсмен может решать (решает) одновременно. Успешное решение информационных задач имеет первостепенное значение в процессе тактического взаимодействия с противником, поскольку адекватность принимаемых спортсменом решений во многом определяется наличием своевременно полученной достоверной и значимой информации о состоянии и намерениях противника, условиях единоборства и другой.
3. Ситуационный класс включает широкий круг тактических задач, связанных с восприятием и оценкой всех существенных, с точки зрения тактики, параметров взаимодействия, а также управление ими в складывающихся ситуациях в ходе поединка. В данном классе объединены четыре группы тактических задач, связанных со следующими параметрами:
- с дистанцией: сохранить, увеличить, сократить;
- с направлением перемещений по полю боя: наступать, отступать, оставаться на месте;
- с положением и направлением движения оружием: при нападениях, защитах;
- с моментами начала и завершения действия.
4. Операционный класс объединяет задачи, направленные на реализацию всех видов нападений и защит. В этом классе - действия только первого намерения.
Традиционно в прежних классификациях действия делились на два класса: подготавливающие и основные [1, 14]. Такой подход оправдан лишь отчасти. С одной стороны, при подготовке действия спортсмен, безусловно, решает широкий круг тактических задач. С другой - почти все тактические задачи подготавливающих действий могут решаться и на любом другом этапе взаимодействия, то есть не являются специфическими задачами подготавливающих действий. Только ожидание или создание момента начала атаки можeт считаться тактической задачей подготавливающих действий в чистом виде.
Данная работа не претендует на окончательное решение классификационной проблемы тактики фехтования. Предложенный подход к решению проблемы классификации тактики требует еще более глубокой конкретизации и является лишь частью этой проблемы. В настоящее время представляется своевременным системное теоретическое исследование процесса тактического взаимодействия спортсменов, в котором были бы структурированы цель, задачи, механизмы, условия, средства: специальные тактические знания и умения, познавательные психические процессы, а также тактические категории: неожиданность, неопределенность, вероятность, альтернативность, вариативность и другие. Успешное решение классификационной проблемы тактики создаст предпосылки для существенного наращивания теоретических и методологических возможностей исследования тактики спортивного фехтования.
Список литературы
1. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. - М.: ФиС, 1969.
2. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. - Киев: Здоровье, 1977.
3. Кожара В.Л. Классификационная проблема. - Борок, 1984. - Рукопись депон. во ВИНИТИ 5.11.84, № 7149-84 Деп.
4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие. - Киев: Олимп. лит-ра, 1999.
5. Митрофанова С.С. Классификационная проблема как рефлексивный механизм теоретизации науки // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск: Наука, 1997.
6. Мовшович А.Д. Система многолетней подготовки юных фехтовальщиков: Автореф. докт. дис. - М., 1996.
7. Павлов А.И., Войтов В.Г. Определение понятия "спортивная тактика" //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 9.
8. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986.
9. Спортивное фехтование: Учебник для ИФК /Под общ. ред. Д.А. Тышлера. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997.
10. Теория спорта: Учебник для ИФК /Под общ. ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 1987.
11. Тышлер Д.А. Теория и методика спортивного совершенствования в современных единоборствах: Автореф. докт. дис. М., 1984.
12. Фехтование: Учебник для ИФК /Под общ. ред. В.А. Аркадьева. - М.: ФиС, 1959.
13. Фехтование: Учебник для ИФК / Под общ. ред. К.Т. Булочко. - М.: ФиС, 1967.
14. Фехтование: Учебник для ИФК /Под общ. ред. Д.А. Тышлера. - М.: ФиС, 1978.