(на примере настольного тенниса)
Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Барчукова, Ю.Н. Лохов, Российская государственная академия физической культуры
Современный спорт высших достижений с каждым годом, с каждым олимпийским циклом предъявляет к спортсменам все более и более жесткие требования. В циклических видах спорта борьба ведется уже за сотые доли секунды, за сантиметры и миллиметры. Обостряется противоборство и в спортивных играх. К общим проблемам, касающимся всех спортивных игр, относится все возрастающая сложность технико-тактического мастерства игроков, точность попадания при увеличении скорости полета спортивного снаряда: мяча, шайбы, волана и т.д.
Анализу влияния скорости полета спортивного снаряда на точность уделялось много внимания в различных видах спортивных игр: в футболе, баскетболе, волейболе, теннисе и настольном теннисе (А.Ф. Агашин, И.П. Башлыков, И.В. Всеволодов, Б.П. Сокур, С.В. Голомазов, М.Ж. Усмангалиев, А.В. Ивойлов, Л.В. Чхаидзе, Шейх-Мульди и др.). Большинство авторов сходятся во мнении, что время прослеживания и средняя скорость полета мяча оказывают существенное влияние на успешность действий игрока, выполняющего удары по быстро летящему мячу.
Известно, что точность движения зависит от индивидуальных особенностей человека, уровня его физической подготовленности, целевой установки и некоторых других факторов, вследствие чего точность в спортивной практике рассматривается как один из основных критериев эффективности двигательной деятельности, а соответственно и как интегральный критерий освоенности технико-тактического мастерства в спортивных играх и единоборствах.
Однако при оценке освоенности элементов технико-тактического мастерства большое значение имеет такой фактор, как скорость, с которой выполняется точностное действие. На наш взгляд, учет этих двух параметров позволяет выявить более полную картину уровня технико-тактической подготовленности спортсменов как в настольном теннисе, так и в других видах спортивных игр.
В современном настольном теннисе можно отметить такие главные тенденции развития игры, как придание процессу игрового противоборства активного атакующего и контратакующего характера с возрастанием темпа игры и уменьшением длительности розыгрыша очка до 3-5 ходов, повышение стабильности и точности игры, а также ее вариативности с использованием разнообразных технико-тактических действий.
Анализ игры сильнейших теннисистов мира показал, что большое значение для достижения значительных успехов в настольном теннисе имеют такие качества, как мощность игровых действий, умение послать мяч с большей скоростью, чем противник, и, конечно же, точность - умение послать мяч в нужное место стола.
В связи с вышеизложенным нами была сделана попытка разработать способ оценки технического и технико-тактического мастерства и выявить факторы, влияющие на эффективность технико-тактических действий игроков в настольный теннис.
Анализ выводов научных работ [1-4], педагогические наблюдения и практические исследования позволили выявить зависимость скорости полета мяча от точности его попадания для настольного тенниса.
Как видно из рисунка, кривая зависимости точности полета мяча от его скорости состоит из трех участков: прямой зависимости - на малых скоростях точность очень высокая и определена освоенностью технического элемента, линейной - повышение скорости возвращаемого мяча приводит к снижению точности попадания вследствие появляющихся технических ошибок и квадратичной - при очень высоких скоростях полета мяча техника "ломается", точность резко падает.
Данную зависимость точности попадания мяча при настильной траектории полета мяча и незначительном вращении (Vпоступ. > Vвращат.) можно представить в следующем виде:
,
где L - расстояние от момента вылета мяча до момента его контакта с ракеткой, которое постоянно во всех случаях изменения скорости, f (o) - стандартная постоянная техническая ошибка спортсмена, выполняющего задание в идеальных условиях, т.е. уровень подготовленности спортсмена на данный момент или степень овладения данным техническим приемом (освоенность),
характерное время, необходимое теннисисту для переработки информации, принятия решения и его реализации. Кроме того t , индивидуальное время, характерное для спортсмена определенного класса игры, - тесно коррелирует с уровнем мастерства и степенью подготовленности теннисиста.
При этом линейная зависимость точности от скорости полета мяча реализуется в диапазоне скоростей:
.
Нелинейная зависимость точности от скорости полета мяча проявляется при условии, что V мяча > .
Таким образом, существует единственный реальный параметр Х, который описывает поведение этой функции ошибок как интегральной функции. Х - это отношение времени, необходимого для выполнения удара в идеальных условиях t* к реальному времени t, которое спортсмен имеет на соревнованиях или в условиях тестирования ().
Это индивидуальное время ТХ включает три составляющие - Т1, Т2, Т3. Т1 - это показатель психической подготовленности, который включает время оценки игровой ситуации и время принятия решения. Данный показатель зависит от спортивной формы теннисиста и его игрового опыта.
Т2 - это показатель функциональных возможностей спортсмена, е
Т3 - это показатель технической подготовленности теннисиста, т.е. время выполнения эффективного технического приема в чистом виде. При этом сама техническая оснащенность оценивается в стандартной регламентированной ситуации. Оценка действия осуществляется при условии, что время, которое дается игроку для выполнения удара, больше необходимого в действительности.
На основании выявленной зависимости точности от скорости нами разработан способ оценки технической и технико-тактической подготовленности игроков в настольный теннис при выполнении технических приемов с настильной траекторией полета мяча, т.е. ударов и накатов. Данный способ позволяет не только определить освоенность технического приема, но и оценить каждый из перечисленных параметров.
Способ оценки интегральной подготовленности теннисиста заключается в следующем. Спортсмен выполняет определенным техническим приемом (накатом или ударом) заданное количество ударов так, чтобы после удара мяч летел с требуемой скоростью и попал в заданную зону стола.
С помощью датчиков, вмонтированных в ракетку и в зоны игровой площадки, куда должен попадать теннисист, регистрируют время полета мяча и точность попадания. По величине времени с учетом преодоленного расстояния определяют скорость полета мяча. О степени владения техникой выполнения данного вида технического приема судят по величине средней скорости, о стабильности - по показателю среднего квадратического отклонения от средней скорости и точности попадания в заданную зону стола.
Количество задаваемых ударов определяется требованием к точности способа оценки, а размеры зоны и скорости полета мяча определяются требованиями тестирования: уровнем подготовленности спортсмена и класса его игры. Задание может модифициро ваться не только по виду выполнения технического приема, скорости полета мяча, величине зоны, но и по направлению полета мяча - вправо, влево, в середину игровой площадки, а также в одну или несколько зон в определенной последовательности.
Для соблюдения одинаковости условий тестирования мяч посылается спортсмену роботом-трена жером, выстреливающим мячи через заданный интервал времени с определенной скоростью в заданную зону игровой площадки или набрасывается спарринг-партнером.
Технико-тактическую подготовленность теннисиста оценивают по показателям, когда спортсмен начинает допускать 50 и более процентов ошибок от заданного количества ударов, при этом учитывается, на какой скорости и на какой дистанции ошибается спортсмен. Это и есть показатель собственной готовности спортсмена. Так же оценивают отдельные составляющие технико-тактического мастерства.
Оценить эффективное время принятия теннисистом решения (Т1) можно с помощью варьирования расстояния между игроком и местом вылета мяча из робота-тренажера, т.е. изменяя время прослеживания мяча. Физическую подготовленность (Т2) можно оценивать по расстоянию, которое теннисист преодолевает для выполнения успешных ударов, или с помощью тестирования до и после дозированных физических нагрузок. Освоенность техники (Т3) можно оценивать в стандартных условиях по точности выполнения ударов с разной скоростью полета мяча. То есть для каждого из параметров должны создаваться дискомфортные условия и оцениваться эффективность действия теннисиста в этих условиях:
.
При этом ТХ должно быть меньше единицы. Если ТХ больше единицы, то это начало дискомфортных условий.
Выявленная зависимость точности попадания мяча от скорости его полета и разработанный способ оценки технической и технико-тактической подготовленности игроков в настольный теннис позволяют не только вычислить каждый из трех слагаемых компонентов технико-тактического мастерства теннисистов, но и выявить вклад каждого из них в результативность соревновательной деятельности. А это может быть положено в основу построения компьютерной модели игры с целью проигрывания на ней различных тактик ведения игры с конкретными противниками, а также в основу компьютерной модели подготовки теннисиста с учетом индивидуальных особенностей.
Таким образом, предлагаемая методика оценки в игровых условиях психической, функциональной и технической подготовленности теннисистов позволяет составлять на них технико-тактический паспорт, сравнивать игроков (при условиях одинаковых скоростей) по уровню готовности, планировать индивидуальную тактику игры с учетом текущего состояния спортсмена, прогнозировать успешность выступления в конкретном соревновании, индивидуализировать технико-тактическую подготовку игрока с учетом слабых и сильных сторон на основе четкого дозирования нагрузок и сложности тренировочных упражнений.
Список литературы
1. Барчукова Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис. М.: ГЦОЛИФК, 1984.
2. Всеволодов И.В., Мазуров М.Е., Сокур Б.П. Измерения скорости полета мяча при выполнении ударов //Теннис: Ежегодник. - М.: ФиС, 1983, с. 25.
3. Всеволодов И.В., Сокур Б.П. Факторы, влияющие на скорость и точность полета мяча //Теннис: Ежегодник. - М.: ФиС, 1983, с. 13-14.
4. Голомазов С.В., Усмангалиев М.Ж. //Теория и практика физической культуры, 1989, № 5, с. 23-26.