С.В. Кочеткова, Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар
Введение .
В современном стрелковом спорте высокий уровень спортивного мастерства сочетается с высокой психологической стоимостью соревновательной надежности, которая неразрывно связана с состоянием физиологических, эмоционально-волевых и психомоторных систем. Эти функциональные системы относительно изменчивы, поэтому их можно отнести к микровременным регуляторам соревновательной деятельности стрелка. В свою очередь, макровременными регуляторами служат более консервативные функции, обусловленные как мотивационно-целевым и рефлексивным, так и нейродинамическим уровнями индивидуальности спортсмена.
Известно, что оптимальная мобилизация психических и личностных ресурсов спортсменов возможна путем комплексного использования методов и средств, к различным функциональным системам. Это положение легло в основу инновационной технологии психологической подготовки в пулевой стрельбе. Исследовались особенности взаимосвязи макровременных и микровременных факторов регуляции деятельности стрелков-спортсменов с эффективностью выполнения соревновательных упражнений, а также характер их изменения в ходе педагогического эксперимента.
Методика . В педагогическом эксперименте приняли участие 30 стрелков-пистолетчиков мужского пола (7 кандидатов в мастера спорта, 8 стрелков 1-го разряда, 5 - 2-го разряда и 10 спортсменов, не имеющих квалификации в пулевой стрельбе). Тестирование проводилось дважды: в начале и в конце (через 2 месяца) педагогического эксперимента.
Фиксировались результаты стрельбы в упражнениях МП-2 (скоростная стрельба по появляющейся мишени), МП-4 (медленная стрельба по мишени с черным кругом) и МП-5 (комплексная стрельба, включающая в себя упражнения МП-2 и МП-4); показатели зрительно-моторной реакции на 1, 5, 8 стимулов и теппинг-теста; самооценки специальных качеств личности по опроснику Мильмана; артериальное давление, частота пульса и дыхания; психовегетативный тонус и активация нервной системы.
Результаты . Анализ показателей психомоторики в связи с различиями стрелков в спортивной квалификации выявил общие закономерности вне зависимости от этапа подготовки (периода измерения). Увеличение стимульного ряда (количества стимулов) до 5 закономерно приводило к увеличению времени зрительно-моторной реакции у стрелков-пистолетчиков в среднем в 1,8 раза, а до 8 стимулов - в 3,5 раза. При этом моторный период реакции с достоверностью при 5 - 0,1% уровнях значимости был в два раза короче, чем латентный период вне зависимости от квалификации.
Кандидаты в мастера спорта имели более короткий латентный период реакции на 5 стимулов по сравнению со стрелками 2-го разряда и неквалифицированными спортсменами, а общее время сложной реакции (ВСР) на 8 стимулов у них было достоверно лучше только по отношению к перворазрядникам (р< 0,05).
Скоростная стрельба выполнялась успешнее при высокой эмоциональной стабильности по сравнению с противоположными и средними значениями (р< 0,05), а также в случае выраженной силы нервной системы по торможению (t=3,93, р< 0,01).
В качестве личностных, психомоторных и функциональных факторов, влияющих на результативность скоростной стрельбы, выступали у КМС относительно низкая выраженность мотивации избегания неудачи, самооценки и уровня притязаний, а также быстрота моторного периода сложной реакции. Стрелки 1-2-го разрядов лучше выполняли скоростную стрельбу при повышенной спортивной мотивации и более коротком времени простой реакции (ВПР).
На результативность медленной стрельбы у КМС влияли латентный период сложной реакции, уровень активации нервной системы в покое и перед серией выстрелов. Стрелки 1-2-го разрядов лучше выполняли этот вид стрельбы при высокой точности воспроизведения временных микроинтервалов и повышении частоты сердечных сокращений перед выстрелами, а также в случаях повышенных значений силы торможения и инертности нервной системы, низкой мотивации избегания неудачи и нечувствительности к стрессорам внутренней значимости.
Результативность комплексной стрельбы, вне зависимости от квалификации стрелков, была взаимосвязана с высокой силой нервной системы по торможению, чувствительностью к стрессорам внутренней значимости, силой нервной системы по торможению, средним уровнем соревновательной эмоциональной устойчивости, пониженной невротизацией и низкой мотивацией избегания неудачи, у КМС кроме этого - с пониженной самооценкой, а у стрелков 1-2-го разрядов - с инертностью нервной системы (р<0,05).
В то же время только статистически средняя зона показателя соревновательной эмоциональной устойчивости приводила по сравнению с ее низкими значениями к достоверно лучшему результату как в комплексной, так и в скоростной стрельбе (р<0,05).
Повторное измерение самооценки специальных качеств личности у стрелков выявило в обеих группах достоверное снижение показателя "ровной" регуляции деятельности на фоне повышения взрывной регуляции и уменьшения частоты дыхания (р<0,05). Мы объясняем указанные изменения естественным следствием совершенствования спортивного мастерства в учебно-тренировочном процессе, поскольку стрелки контрольной группы не прекращали занятий пулевой стрельбой.
В то же время у стрелков экспериментальной группы достоверно повысились взрывная ориентация в деятельности, соревновательная эмоциональная устойчивость, стабильность-помехоустойчивость на фоне достоверного снижения чувствительности к стрессорам как внешней, так и внутренней неопределенности и значимости (р<0,05). В контрольной группе подобных существенных изменений не произошло.
Наконец, статистически значимое улучшение в экспериментальной группе показателей соревновательной эмоциональной устойчивости и стабильности -помехоустойчивости на фоне их несущественного ухудшения в контрольной группе подтвердило эффективность примененных педагогических воздействий.
Анализ данных с позиций закона исходного уровня выявил, что в контрольной группе практически отсутствовали изменения артериального давления вне зависимости от его исходного уровня. У стрелков экспериментальной группы, напротив, артериальное давление, как систолическое, так и диастолическое, с 5%-ной значимостью нормализовалось при его высоком и среднем исходном уровнях. Эти данные подтвердились и в случае применения непараметрического критерия Уилкоксона.
И
Из других психомоторных функций в экспериментальной группе достоверно улучшились показатели времени реакции на 1-й стимул, латентного и моторного периодов сложной реакции на 5 стимулов и точности отмеривания 3-секундного интервала времени. В контрольной же группе значимо улучшились другие показатели: максимального двигательного темпа и латентного периода сложной реакции на 5 стимулов.
Результативность скоростной стрельбы достоверно улучшилась у стрелков экспериментальной группы вне зависимости от квалификации, тогда как в контрольной группе - только у кандидатов в мастера спорта (р<0,05). Что касается результатов комплексной стрельбы, то в экспериментальной группе они достоверно улучшились только у стрелков 2-го разряда (р< 0,05), а в контрольной группе изменения были несущественны вне зависимости от квалификации.
Применение закона исходного уровня показало, что у стрелков экспериментальной группы результаты в случае высокого и низкого исходных уровней улучшились статистически значимо (р<0,05), а для среднего диапазона эти изменения были недостоверны (р>0,05). В контрольной группе незначительные позитивные изменения спортивного результата составили менее 1% при всех его исходных уровнях.
Достоверность изменения показателей по t- и U- критериям в экспериментальной группе оказалась синхронна по следующим параметрам: улучшение соревновательной эмоциональной устойчивости, стабильности-помехоустойчивости, времени простой реакции на 1-й стимул, латентного и моторного периодов сложной реакции на 5 стимулов; повышение взрывного характера ориентации в деятельности и снижение чувствительности к стрессорам неопределенности - внешним и внутренним. Важно также, что в экспериментальной группе достоверно улучшилась точность скоростной стрельбы и чувства времени вне зависимости от квалификации спортсменов. У стрелков контрольной группы перечисленные показатели по обоим критериям изменились несущественно, что дает основание для заключения о достаточно высокой эффективности примененных средств педагогического воздействия в экспериментальной группе.
В конце педагогического эксперимента у второразрядников время простой реакции на 1-й стимул улучшилось до 12,4%, время сложной реакции на 8 стимулов - до 9,5%, а у кандидатов в мастера спорта время сложной реакции на 5 стимулов - до 17,6%. При этом у кандидатов в мастера спорта и перворазрядников достоверное улучшение общего времени реакции произошло преимущественно за счет латентного периода, а у стрелков 2-го разряда и неквалифицированных спортсменов - за счет моторного периода.
Моторный период сложной реакции на 5 стимулов был взаимосвязан с ВПР и ВСР на 8 стимулов. Латентный период реакции на 5 стимулов оказался достоверно взаимосвязан с временем одиночного движения и числом ошибок (везде р< 0,05).
Важным критерием, определяющим прогностическую значимость того или иного теста, является "ретестовая надежность" - коэффициент устойчивости или стабильности теста, определение которой считается основой прогноза. Согласно полученным данным, прогностическую ценность имели показатели ВПР (р< 0,05), моторного периода реакции на 5 стимулов (р< 0,001) и ВСР на 8 стимулов (р< 0,001).
Соревновательная надежность выполнения комплексной стрельбы была обусловлена такими макровременными личностными регуляторами, как эмоциональная устойчивость, спортивная мотивация, помехоустойчивость, а также чувствительность к стрессорам внутренней неопределенности.
Влияние микровременных факторов на соревновательную надежность стрелков зависело от вида стрельбы. Надежность выполнения скоростной стрельбы связана с точностью воспроизведения микровременных интервалов и переходом на уреженный тип дыхания в покое. На надежность выполнения медленной стрельбы влияли преимущественно показатели функционального состояния, парциальность которых обусловлена квалификацией стрелков (у КМС - учащенный тип дыхания и пониженное артериальное давление; у стрелков 1-2-го разрядов - повышение ЧСС в покое и понижение активации нервной системы и диастолического артериального давления перед серией выстрелов). Надежность комплексной стрельбы обусловлена точностью воспроизведения микровременных интервалов и ЧСС в покое.
В конце педагогического эксперимента надежность результатов комплексной стрельбы составила в экспериментальной группе у кандидатов в мастера спорта 0,66, у перворазрядников - 0,72 и у второразрядников - 0,84 по сравнению с исходной надежностью соответственно 0,59; 0,60 и 0,86. В контрольной группе надежность спортивного результата за исследуемый период практически не изменилась.
Заключение . Кумулятивный эффект инновационной методики обучения стрелков самоанализу и самокоррекции двигательных действий и состояний проявился в повышении психической надежности, что выразилось в улучшении соревновательной эмоциональной устойчивости, повышении взрывной эмоциональной регуляции деятельности, помехоустойчивости на фоне снижения чувствительности к стрессорам внешней и внутренней неопределенности. Прирост этих факторов (личностная надбавка надежности) превышает 30%. Такое улучшение указывает на образование функциональной избыточности в результате специальных педагогических воздействий и, следовательно, на более высокую вероятность проявления личностной готовности стрелков к экстремальным условиям соревновательной деятельности.
Кумулятивный эффект методов психокоррекции проявился и в системном характере повышения информационной надежности деятельности стрелков вне зависимости от квалификации, что выразилось в улучшении всех точностных и временных характеристик исследуемых качеств: точности специализированного восприятия - чувства времени, ВПР, латентного и моторного периодов ВСР, уровня стеничности эмоций и психовегетативного тонуса. В системе эти показатели, образуя такой фактор информационной надежности, как "быстрота переработки информации", явились предпосылкой улучшения результатов скоростной стрельбы.
Соревновательная надежность различных видов стрельбы в экспериментальной группе повысилась в диапазоне 7-8% на фоне незначительного снижения этого показателя в контрольной группе.