Кандидат педагогических наук, профессор Л.Б. Андрющенко, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, Волгоград, Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Лосева, Волжский гуманитарный институт филиал ВолГУ, Волжск
Наиболее популярным, массовым и востребованным видом двигательной активности в среде студенческой молодежи в последние годы были ритмическая гимнастика (РГ) и ее разновидности. Однако в настоящее время наблюдается снижение числа желающих заниматься этим видом двигательной деятельности. Это подтверждают данные анкетного опроса студентов Волгоградских вузов (И.В. Макарова, 1996; Т.Г. Вялкина, 1997, и др.). Одной из наиболее значимых причин снижения интереса к занятиям РГ респонденты считают чрезмерную сложность гимнастических комплексов, что для студентов (особенно из сельской местности), не обладающих достаточным уровнем координационных способностей и двигательным опытом, служит непреодолимым препятствием. В связи с этим цель нашего исследования заключается в том, чтобы исследовать возможность дифференцированного применения комплексов ритмической гимнастики различной координационной сложности в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе.
В процессе анализа низкой эффективности применяемых в курсе "Ритмическая гимнастика" методик мы изучали причины мотивационно -ценностного отношения студентов к занятиям, их физическое состояние и координационные возможности. Анкетирование показало, что девушки 1-го курса выбирают те виды двигательной активности, в которых они могут реализовать свой потенциал. Желание заниматься в группах РГ высказали 24,9% девушек 16-17 лет. Студентки 18 лет и старше практически не выбрали этот вид двигательной деятельности (1,7%). Следовательно, уже после первого года обучения в вузе интерес к занятиям РГ по традиционной методике снижается.
Основными мотивами для занятий РГ являются: желание быть аттестованным по предмету "физическая культура" - 33,2%, быть привлекательным для лиц противоположного пола - 13,5%, добиться признания окружающих, поднять свой авторитет - 12,6%, оптимизировать вес - 10,3%, улучшить осанку, походку - 8,2%, повысить свою физическую подготовленность - 6,9%, продлить активное долголетие - 4,7%, приобрести жизненно необходимые умения и навыки - 3,3%, воспитать силу воли - 3,2%, использовать возможность отдохнуть, отвлечься от обыденных дел - 2,3%, участвовать в спортивных мероприятиях - 1,8%. Таким образом, ведущим мотивом на занятиях РГ остается аттестация по предмету, а не самосовершенствование в физическом развитии.
Исходный уровень функционального состояния и физической подготовленности занимающихся составляет 2,2 балла - "ниже среднего". Такие физиологические показатели, как вес и АД, в среднем несколько превышают возрастной норматив, а показатели физической подготовленности ниже возрастного норматива. Быстрота реакции (по тексту "поймать линейку") - ниже на 4 см; показатели динамической силы (высота прыжка) - хуже на 10 см; скоростная выносливость (сгибание рук) - ниже норматива на 4 раза; общая выносливость - хуже возрастного норматива на 78 с).
С учетом этого при организации занятий по РГ целесообразно применять средства и методы, направленные на повышение "отстающих звеньев": общей выносливости, скоростных и координационных способностей в сочетании с элементами оздоровительных технологий.
Разработанная нами методика принципиально отличалась от традиционно применяемых в практике физического воспитания в вузах следующим:
- комплексы РГ дифференцировались по трем уровням координационной сложности;
Рис. 1. Схема комплексов занятий ритмической гимнастикой для студентов основного отделения
- в них включались дыхательные упражнения различного характера: гипоксическая тренировка по Ю.Б. Буланову, дыхательные гимнастики В.С. Чугунова, дыхательные упражнения для коррекции веса и фигуры, трехфазное дыхание Кофлера-Лобановой-Лукьяновой, тренировка резервов мощности дыхательной системы по С.Н. Кучкину, дыхательные упражнения для профилактики заболеваний органов зрения;
- с целью профилактики эмоционального перевозбуждения применялись специальные дыхательные упражнения по П.С. Бреггу, релаксационный тренинг и функциональная музыка по Н.Н. Сентябреву.
Подбор и комплектование составляющих комплекса РГ на уроке основаны на знании исходного уровня физической подготовленности студенток и релевантной информации о предлагаемых оздоровительных средствах и методах (рис. 1).
Процессуальная часть методики состояла в следующем. В подготовительную часть занятия включался комплекс дыхательных упражнений: на 5-7-й мин студенткам предлагались комплексы: "очищающий тип дыхания-1", "упражнения на ходу"; на 15-й мин - "Пранаяма-1". Этот комплекс использовался с целью активизации внешнего дыхания и повышения общей возбудимости ЦНС, для ускорения процесса врабатывания. Содержание основной части дополнялось следующими элементами: на 25-й мин использовались дыхательные упражнения нагрузочного типа ("прерывистое дыхание"); на 45-й мин включались упражнения "вдох + 3 вдоха" и "выдох + 3 выдоха". После выполнения занимающимися дыхательного комплекса, предлагались специальные упражнения подготовительного или соревновательного характера. В начале заключительной части студентки выполняли дыхательные упражнения на восстановление: на 50-й мин - "успокаивающий тип дыхания"; на 52-й - "полное дыхание йогов". Завершающим моментом занятия (76-я мин) был комплекс "очищающее дыхание-2", направленный на подготовку студенток к учебной работе. С 10-го занятия в заключительную часть включался комплекс гимнастики йогов в сочетании с аутогенной тренировкой.
Основным способом организации учебный деятельности был фронтальный метод во всех его вариантах. При обучении студенток методу биологической обратной связи (БОС) по ЧСС использовался групповой метод. Все участницы эксперимента делились на подгруппы по функциональным возможностям и степени освоения методики. Предлагаемая нами последовательность педагогических действий, направленных на реализацию комплекса оздоровительных средств, наиболее целесообразна: результаты эксперимента свидетельствуют о достоверных позитивных изменениях в уровнях физического развития, подготовленности и функционального состояния организма студенток.
Для обоснования практической возможности применения в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе предложенной методики был проведен педагогический эксперимент в период 1999 - 2001 гг. в различных вузах г. Волгограда и г. Волжского. Его участницы были разделены на три подгруппы с учетом индивидуального уровня координационной и двигательной подготовленности. В зависимости от технической сложности комплексов РГ подбирались адекватные комплексы дыхательных и релаксационных упражнений.
Перед началом исследования в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах было проведено тестирование с целью определения исходного уровня физической подготовленности девушек. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности девушек находится на уровне "ниже среднего" и свидетельствует о незначительных и в большинстве случаев статистически недостоверных различиях сравниваемых групп и позволяет обеспечить проведение объективного педагогического эксперимента.
Эффективность экспериментальной методики подтверждается результатами динамики морфофункциональных показателей, характеризующих физическую работоспособность и изменения уровня физической подготовленности студенток основного отделения. В ЭГ по сравнению с КГ они значительно выше: ЖЕЛ отн. - на 57,3%, МПК отн. - на 88,9 %, PWC170 - на 76,5%, проба Мартинэ - на 71,3% и ЧСС покоя - на 72,0%, что свидетельствует об эффективности включения в комплексы РГ специальных комплексов дыхательных упражнений, рассчитанных на совершенствование основных параметров функции дыхания занимающихся. Регулярные занятия по экспериментальной методике способствовали нормализации веса у 64,3% занимающихся, в то время как в КГ - у 42,8%, что подтверждается динамикой весо-ростового индекса Кетле.
Рис. 2. Прирост показателей двигательных качеств девушек контрольной и экспериментальной групп по окончании эксперимента
Рис. 3. Показатели теста КОНТРЭКС-3 у девушек экспериментальной и контрольной групп в процессе педагогического эксперимента
Статистически достоверно (р<0,05) улучшаются все изучаемые параметры физической подготовленности, однако наибольший прирост демонстрируют показатели силовой и базовой выносливости (р<0,01).
К моменту окончания исследования в ЭГ и КГ наблюдается достоверное (р<0,01, 0,05) увеличение суммы баллов, полученных в тесте соответственно на 48,9 и 27,8% и повышение функционального класса занимающихся на 37,7 и 21,3%.
Уровень функционального состояния по окончании учебного года у студенток ЭГ выше, чем в его начале. По мнению специалистов, это сопровождается периодом адаптации и реадаптации организма студентов к умственным и физическим нагрузкам. Процессы перестройки физиологических систем организма под влиянием физических нагрузок в начале учебного года совпадают с формированием адаптивных реакций к учебной нагрузке (феномен перекрестной адаптации) и предъявляют дополнительные требования к организму студенток (С.А. Пушкарев с соавт., 1982; О.Г. Кузнецова, 1987; Е.Н. Арсентьев, 1993). В течение года под влиянием экспериментальной методики занимающиеся в группе РГ не только проявили способность к поддержаке уровня физической работоспособности, но и вышли на новый качественный уровень развития адаптационных возможностей благодаря создаваемым функциональным резервам (рис.3).
Наблюдаемое нами значительное увеличение практически всех контролируемых показателей обусловлено, на наш взгляд, заинтересованностью девушек в занятиях РГ. Занятия РГ по экспериментальной методике позволили придать новую смысловую окраску мотивации к избранной двигательной деятельности. До начала эксперимента ведущим мотивом была аттестация по предмету "физическая культура", но к концу учебного года произошло перераспределение мотивационно-ценностной ориентации. Доминирующими мотивами стали коррекция фигуры, снижение веса, желание стать грациозной, научиться танцевать и т.д. (рис. 4).
Как уже отмечалось выше, девушки ЭГ были разделены на 3 подгруппы по уровню развития координации. В каждой подгруппе уровень технической сложности выполняемых двигательных действий соответствовал уровню подготовленности занимающихся; в КГ индивидуальные возможности занимающихся не учитывались. Объем и интенсивность нагрузки в КГ и ЭГ были идентичными. В течение года девушки всех групп разучили по четыре комплекса РГ.
Анализ успешности выполнения предложенных комплексов свидетельствует о том, что в 3 экспериментальных подгруппах большинство студенток (соответственно 78,4; 84,6; 77,6%) регулярно справлялись с предлагаемыми им двигательными заданиями, в то время как в КГ только 34,8% занимающихся успешно выполнили предлагаемую программу (рис. 5).
В начале и в конце учебного года студентки, занимающиеся РГ, выполняли три теста на координацию. В первом из них предлагалось упражнение с разноименными движениями руками и ногами, во втором - упражнение с разноименными движениями руками в различных плоскостях и ногами, в третьем - разноименные движения руками в различных плоскостях, ногами, с сопровождением движениями головой и туловищем.
Как видно из рис. 7, к моменту окончания эксперимента наблюдается более качественное выполнение сложнокоординационных упражнений во всех ЭГ, в то время как в КГ изменение результатов статистически недостоверно. Следует отметить, что наибольший прирост результатов (+1,5 балла; р< 0,01) наблюдается в 1-й группе, с изначально более низким уровнем развитием координации движений.
Для оценки психоэмоционального состояния студенток использовалась методика САН. Результаты проведенного теста еще раз наглядно подтвердили преимущество экспериментальной методики. У девушек ЭГ наметилась тенденция к улучшению самочувствия (прирост результата составил 1,72 балла). Достоверно изменились показатели активности (на 1,68 балла; р > 0,05) и настроения (на 2,04; р > 0,05).
В КГ отмечено ухудшение состояния занимающихся (-0,6 балла). Активность девушек на занятиях снизилась на 3,6 балла, а настроение - на 2,0. На наш взгляд, это происходит потому, что настроение и желание заниматься появляются только в том случае, если мотив к достижению результатов постоянно подкрепляется успешностью деятельности.
Включение в экспериментальную методику средств психорегулирующей тренировки (массажа, комплексов дыхательных психорегулирующих упражнений, релаксационных упражнений, функциональной музыки) способствовало оптимизации психоэмоционального состояния занимающихся, что повышало эмоциональный фон занятий и сглаживало переживание неудачи.
Рис. 4. Динамика мотивов занятий ритмической гимнастикой в процессе эксперимента
Рис. 5. Процентное соотношение студентов, справившихся с предлагаемыми комплексами ритмической гимнастики
Рис.6. Динамика среднегрупповых оценок студенток в тестах на координацию
Включение в учебные занятия комплексов дыхательных упражнений и массажа способствовало устойчивости организма девушек к простудным заболеваниям (рис. 8). По показателям заболеваемости студенток видно, что на протяжении учебного года каждая вторая из них болела простудными заболеваниями 3-4 раза, что составляет 43; 27% студенток болели 5-6 раз; 8% - более 6 раз в год. Занятия по экспериментальной методике способствовали сокращению простудных заболеваний в ЭГ (на протяжении учебного года 3-4 раза болели 35% участниц эксперимента, не болели - 45%; в КГ - соответственно 45 и 15%), что, вероятнее всего, связано с регулярным использованием в комплексах нагрузок аэробного характера и специальных дыхательных упражнений, которые, на наш взгляд, возможно и целесообразно включать в рабочие программы не только РГ, но и других видов спорта.
В заключение следует предположить, что управление мотивацией студентов к двигательной активности должно быть основано на рациональных формах организации учебного процесса - проблемно-модульной технологии обучения и рейтинг-контроле качества физкультурного образования на основе релевантной информации о запросах, потребностях и возможностях субъектов образовательного процесса в сфере физической культуры и спорта.
Подход, который был применен при составлении методики по курсу "Ритмическая гимнастика", может быть адаптирован при составлении рабочих программ по различным видам двигательной активности. Интеграция в учебно-образовательный процесс оздоровительных технологий позволит более эффективно решать вопросы профилактического воздействия на резистентность организма студентов к простудным заболеваниям.
Оптимальное сочетание физических упражнений и комплекса оздоровительных средств способствует повышению уровня саморегуляции, самоконтроля и самоанализа (методика биологической обратной связи, программа дыхательных упражнений, элементыты гимнастической йоги в сочетании с аутотренингом) повышает уровень активности студентов и сознательного управления своим функциональным состоянием, в результате чего возрастут работоспособность, уровень физической подготовленности, общий оздоровительный эффект.
Рис. 7. Динамика результатов теста САН в экспериментальной и контрольной группах
Рис. 8. Динамика простудных заболеваний студенток в начале и в конце эксперимента
Список литературы
1. Андрющенко Л.Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий. - Волгоград: ВГСХА, 2001.- 164 с.
2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 21.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.
4. Виленский М.Я., Карповский Г.К. Мотивационно-целостное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования // Теория и практика физ. культуры. 1984, № 10, с. 39-42.
5. Дим Р. Спорт и физическая активность: их значимость для досуга женщин: Доклад на конференции "Женский спорт и здоровье", Стокгольм, 1996.
6. Дегтярева Е.И. Новые виды и формы физической активности среди женщин в зарубежных странах и в России: Автореф. канд. дис., 1998.
7. Кучкин С.Н. Дыхательные упражнения в спорте: Учеб. пос., Волгоград, 1991. - 48 с.
8. Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре. Волгоград, 1998. - 155 с.
9. Ханин Ю.Л. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1983, с. 261-267.