Александр Копелевич (Санкт-Петербург)
Конец дискуссии о путях развития российского и европейского рогейна был положен авторитетным заявлением Сергея Ященко. Попробуем, однако, разобраться в причине самого возникновения дискуссии. Причиной же видятся различия в понимании того, что же такое рогейн, каково его происхождение и каково его место среди других видов спорта и дисциплин.
"Рогейн - это спорт, представляющий собой ориентирование команд, передвигающихся по пересечённой местности на длительные расстояния на своих ногах. Целью соревнований является набор очков путём нахождения контрольных пунктов, расположенных на дистанции, в течение заданного времени. Контрольные пункты могут посещаться в любом порядке." (см. правила IRF). Или, если кратко: рогейн - это командное сверхмарафонское ориентирование по выбору. Какой из двух компонентов (командный сверхмарафон или выбор) имеет большее значение для определения рогейна и его однозначной идентификации среди других дисциплин?
Если принять первое, то отстаиваемая Г.Н. Шестаковым концепция применения топокарт выглядит весьма логичной. Для классического спортивного ориентирования (далее - СО) установлены ограничения по длине дистанции (например, в правилах ФСО России на самой длинной дистанции установлено ожидаемое время победителя 140 минут). Это и порождает специальные требования к спортивным картам, изложенные в тех же правилах. А длительное командное ориентирование - типичное занятие "военнослужащих, туристов, геодезистов" и т.п. производится, как правило, по топокартам и моделируется в рогейне. Рогейн трактуется, как "прикладной" вид спорта, т.е. моделирующий практическую деятельность человека в неспортивной области.
Но при таком подходе придётся начисто забыть о приоритете австралийцев! Первые соревнования по командному сверхмарафонскому ориентированию на топокартах (в формате "заданное направление с рассеиванием" и дистанцией порядка 30км) были организованы Владимиром Добковичем ещё в 1939 году, в СССР, в Ленинградской области. В 40-50-е годы они широко распространились во многих регионах (см. книгу "Ориентирование в России и СССР", Москва, 2004). В 60-х и первой половине 70-х годов сверхмарафонские соревнования были временно потеснены развивающимся классическим СО. Но в конце 70-х в Питере они возродились (под брендом "100км за 24 часа") и с тех пор проводятся регулярно. Упоминается о регулярном проведении сверхмарафонского ориентирования на 50-100 км и в Перми (см. статью Александра Вершинина "ROGAINING. Пермский вариант"), хотя даты, к сожалению, не указаны.
Для сравнения (по данным того же Александра Вершинина): в Австралии первые сверхмарафонские "прогулки" (а не соревнования!) состоялись в 1947 году, первые соревнования (по-видимому, в заданном направлении) – в 1963 году, а первый рогейн – в 1976 году (даты 1947 и 1976 подтверждаются также бюллетенем IRF №100). То есть, и в Австралии рогейн появился не на пустом месте, а имел предшественников в виде сверхмарафонских "прогулок" и соревнований.
Таким образом, новинка австралийцев - это дополнение сверхмарафона ориентированием по выбору, и именно это отличает рогейн от других видов ориентирования. Главной целью соревнования следует считать оптимальное планирование неоднозначного сложного маршрута с учётом не только расположения КП на местности, но и собственных сил, погодных условий и т.д. А такая цель отнюдь не является моделью, скажем, путешествия группы военных разведчиков или туристов к определённому объекту - эти люди ориентируются по типу "заданное направление", а не "выбор". Аналогов этой цели в практической деятельности человека не видно (по крайней мере, если рассматривать передвижение на ногах и по пересечённой местности). И следует признать, что рогейн относится к типу "искусственных" видов спорта (термин мой, обозначающий противоположность прикладным видам, возможно, неточный).
А если так, то все вопросы о "несправедливых" условиях соревнований по рогейну, дающих преимущество представителям какого-то другого спорта, должны быть сняты. Условия искусственны и равны для всех. Спортсмены, имеющие опыт в родственных видах и дисциплинах, неизбежно получат преимущество, но такая картина характерна для любого спорта. Предложение называть "рогейном" только ориентирование по "прикладным" топокартам (в противопоставление специальным спорткартам) нелогично, потому что, введя в правила ориентирование по выбору, мы уже ушли от прикладного содержания этого спорта.
Эволюция командного сверхмарафонского ориентирования от прикладного вида к искусственному – типичный путь, который прошли многие современные виды спорта. Подобный пример даёт нам и классическое СО. Оно начиналось как прикладной вид, и в ряде классификаций до сих пор числится таковым. Но сегодня СО - это скоростной кросс по крупномасштабной карте с поиском микрообъектов, либо лыжная гонка по специально накатанной сетке. Ни то, ни другое не имеет, практически, ничего общего с деятельностью военного или туриста. Вспоминаю анекдотический случай на соревнованиях в Пскове. Мы тогда жили в казармах Псковской дивизии ВДВ. Из общения с хозяевами узнали, что для них соревнования по ориентированию - это когда тебя бросают с парашютом в незнакомую местность, нужно определиться по карте, куда попал, и быстрее других выйти в заданную точку. Глядя на наши спорткарты и дистанции, они совершенно не понимали, чем же мы занимаемся, и почему это занятие тоже называется ориентированием.
Другая проблема классификации рогейна - это отнесение его к "экстремальным" видам. Но, по результатам поиска в Интернете, теоретики рогейн в этот класс не относят, а классифицируют его как дисциплину СО (см., например, Википедия - свободная энциклопедия, ru.wikipedia.org). Относит же его к "экстремальному" классу федерация мультиспорта и экстремальных гонок Санкт-Петербурга, в чём можно убедиться, заглянув в календар
Считаю, что ни то, ни другое мнение не может претендовать на истину в последней инстанции. Теоретикам нелегко объять необъятное (см. пример с СО - "прикладным" спортом). А практики в лице федерации мультиспорта о теоретических вопросах не особо задумываются. Вообще, данная федерация представляет собой весьма вольную организацию. Единых правил проведения соревнований у неё нет. Организаторы каждой гонки устанавливают правила самостоятельно. Календарь соревнований составляется по принципу "записывайтесь, кто хочет" (см. сайт adventureraces.ru). Прошу не рассматривать данный комментарий, как осуждение подобных организационных форм. Больше того, считаю, что для физкультурно-развлекательной деятельности (а можно ли это назвать спортом, если нет единых правил?) такая форма организации является наилучшей. Хочу только сказать, что мнение учёных мужей (рогейн - дисциплина СО), выглядит более адекватным.
Действительно, рогейн - суть чистое ориентирование. В коротких форматах (3-6-8 часов) в нём вообще не просматривается никакого экстрима (разве что, при неблагоприятных погодных условиях, но они могут и классическую 60-90 минутную дистанцию СО превратить в экстрим). В более длинных форматах (12-24 часа), конечно же, присутствуют элементы борьбы за выживание, но они сводятся правилами к минимуму. Благодаря выдаче всех КП сразу, свободному выбору маршрута, оборудованию пунктов питания, возможности отдыха в базовом лагере, и, наконец, возможности досрочного финиша с попаданием, тем не менее, в зачёт.
Для приключенческих же гонок характерно, как правило, многоборье, где ориентирование - лишь один из элементов. В других элементах требуется владение какой-либо специальной техникой (гребля, велосипед, верёвочные переправы и др.). Немало в календаре мультиспорта и гонок, на которых формально многоборья нет, и мы имеем, казалось бы, чистое ориентирование на ногах (по терминологии федерации такая гонка называется не "мультиспортивной", а "экстремальной"). Но и тогда ориентирование дополняется борьбой за выживание, на которую тратится времени и усилий на порядок больше по сравнению с рогейном. Классический пример – гонка "Марш-бросок", где обязательна ночёвка в полевых условиях на полном самообеспечении. Ясно, что груз в виде снаряжения для ночёвки и суточного запаса питания даже при минимально возможном весе не идёт ни в какое сравнение с 300-400 грамм пищи, литром воды и фонарём, которые несёт рогейнер. Усиливает долю экстрима на марш-броске и формат "заданное направление". Хотя бы раз за всю гонку участники оказываются перед выбором: преодоление препятствия (например, водной преграды, для чего тоже нужно снаряжение) или большой обход.
Ну и, пожалуй, важнейшее отличие от мультиспортивных и экстремальных гонок - это существование в рогейне единых правил и технических стандартов, установленных международной федерацией рогейна. Правила рогейна близки, по сути, к правилам СО. Отличие от классического СО только в формате гонки, а также в командном прохождении дистанции. Конечно, формат влечёт за собой и некоторые другие неизбежные изменения, главное из них - иные требования к масштабу карты и допустимость топокарт. Это влияет, в свою очередь, на технику планирования маршрута и ориентирования на местности. Прочитав определение понятия "спортивное ориентирование" (см. правила ФСО России, п. 1.1), мы увидим это отличие: "Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определённых случаях - с учётом штрафного времени) или количеству набранных очков". Единственное требование, не позволяющее строго подвести рогейн под это определение - обязательность использования спортивных карт. Но исход дискуссии о путях российского и европейского рогейна вселяет надежду, что это препятствие будет преодолено. С одной стороны, в результате широкого использования специальных рогейн-карт в условных знаках СО. С другой стороны, в результате сотрудничества ФСО и российских рогейнеров, которое на сегодняшний день пока ещё имеет место. Такое сотрудничество могло бы вылиться дальнейшим дополнением правил ФСО в части рогейна. Думаю, что пока по рогейну не присваиваются разряды и звания, внести изменения в части применения топокарт вполне реально. А вот если доживём до счастливых времён, когда рогейн попадёт в ВРВС, то на чемпионатах, скорее всего, придётся пользоваться только специально подготовленными и откорректированными картами в знаках СО. Иначе не избежать неожиданностей на местности (в виде исчезнувших или, наоборот, появившихся дорог, переправ), которые могут существенно повлиять на результат. Топокарты же останутся для стартов иных рангов.
Возвращаясь к сравнению с приключенческими гонками, отмечу, что там встречаются и неожиданности на карте, и неочевидная постановка КП. Последнее значит, что не соблюдается требование: "Каждая призма должна устанавливаться таким образом, чтобы участники, которые успешно достигли правильного ориентира, имели минимум или вообще не имели проблем при отыскании призмы" (см. правила IRF, п. С11). Причём порой это не только следствие недостатка сил и времени организаторов, а именно принципиальная позиция: раз гонка приключенческая, то неожиданности и трудности – её необходимый элемент.
Заключаю, что хотя некоторые основания считать рогейн промежуточным видом между СО и "экстремальными" гонками имеются, корректнее рассматривать его как дисциплину СО. Во-первых, потому что признаков СО больше, а во-вторых, потому что рогейн, как и СО, есть спорт, регламентированный в мировом масштабе (в отличие семейства "экстремальных" гонок, не имеющих определённого регламента). Предвижу возражение, что рогейн, на самом деле, ни то, ни другое, поскольку его международная федерация независима и самостоятельна. Но классификация вида должна производиться на основании спортивно-соревновательного