Косицын В.Б.
Рождение социологии как науки связано с исследованием западных обществ. Социология была связана с исследованием европейцев и североамериканцев, живущих в урбанизированных и модернизированных обществах. Понятия социологии рождались на исследовании Запада. Ведущие категории социологии - во многом западные категории мышления. Тем не менее долгое время они представлялись в качестве универсальных.
Истоки современной антропологии и отделение ее от социологии связаны с колониализмом. Антропология изучала людей, живущих в обществах традиционных, племенных. Люди Запада изучали незапад. Категории познания, выработанные на Западе, подвергались переосмыслению. Антропологическое знание способствовало и способствует переосмыслению тех категорий и понятий социологии, которые выработаны на материале западных обществ.
С размыванием ценностей линейного прогресса акценты перемещаются. Нет больше "нас" и "их", возникло представление о плюральном и целостном мире. Соответственно происходит ассимиляция теоретических традиций и исследовательских методов обеих дисциплин. Методы исследования небольших дописьменных культур отличаются от изучения современных обществ. Тем не менее они друг друга обогащают в силу самой несхожести предметов этих наук. Социология размышляет над собственными категориями, подвергает самокритике культуру, к которой принадлежит социолог.
Постепенно социальная (культурная) антропология делает предметом своего внимания больше индустриальные и постиндустриальные общества.
Интерес антропологии к индустриальным обществам вызревал постепенно. В XIX в. Э.Тайлор в своих работах уделял большое внимание анализу "пережитков" детских игр, языковых идиом. Еще в 1911 г. Ф.Боас писал о значимости антропологических исследований для понимания больших городских обществ. Нельзя не упомянуть имя Р.Редфилда, исследователя крестьянских культур. Более всего он известен изучением крестьянских обществ. Но он же стоял у истоков того, что сегодня называют антропологией города. Его работы - свидетельство переориентации антропологии на исследование больших городских обществ. Сейчас и антропология, и социология активно заняты архаическими верованиями в современном мире.
После Второй мировой войны эта тенденция усилилась. Этот процесс сближения антропологии и социологии не проходил и не проходит безболезненно. Опыт обращения методов, выработанных западной наукой, на западные же феномены оказался весьма чувствительным. Знаменитый французский социолог П.Бурдье, у которого был опыт антропологических исследований, так писал об этом процессе: "Факт постановки традиционных этнологических вопросов по поводу нашего общества и разрушения традиционных границ между этнологией и социологией был уже политическим актом. Конкретно это выражается в редакциях, которые вызывают две данные формы работы: в то время как мы рассмотрение ментальных структур, объективированных в пространстве кабилоского дома (кабилы - одно из алжирских племен - авт.), вызывает одобрение и даже восхищение, мой анализ "категорий философского разума", которые я сумел сделать, опираясь на оценочные суждения, данные преподавателями подготовительных курсов в адрес их учеников, или на некрологи, опубликованные в Ежегоднике выпускников Высшей нормальной школы, кажется грубым нарушением и актом неблагопристойности".
Один индийский антрополог применил к исследованию датской деревни методы, посредством которых европейские антропологи изучали индийские деревни. Он обнаружил там высокую степень аномии и отчуждения. Когда он опубликовал результаты своих исследований, в датской печати прошла волна неудовольствия.
Несмотря на указанные подводные камни, происходит движение социологии и антропологии навстречу друг другу. О взаимообогащении социологии и антропологии писал известный американский лингвист и антрополог Э.Сепир. Он полагал, что антропология может содействовать развитию социологических методов в следующих отношениях:
1.Социолог может надеяться на помощь социальной антропологии в проникновении в сущностные модели и механизмы человеческого поведения. Ведь именно антропология активно исследовала семью как образцовый шаблон социального устройства, который служит ядром и моделью для других социальных единиц.
2.Антропология традиционно имела дело с различными традиционными способами социальной классификации, которые создают из биологического индивида социальную индивидуальность. Она исследовала формирование личности в процессе участия человека в разнообразных формах жизни общества.
3.Антропология ярко продемонстрировала реальность параллельность социального развития.
4.Антропология показала, что функциональные группировки носили вспомогательный характер по отношению к кровнородственным, территориальным и статусным группам. Социализация происходит с опорой именно на эти группы.
5.Антропологические исследования свидетельствуют: с усложнением социальной жизни понятие цели, выработанное в определенной общественной группе, может навязываться общественному сознанию. Если эта цель ощущается как достаточно убедительная, то объединяемая ею группа может вытеснить на второстепенные роли те социальные единицы, которые объединяются вокруг иных принципов.
6.Антропология исследовала процесс переноса социальных шаблонов (форм) с одних общностей на другие.
7.Антропология выявила роль ритмического выражения как детерминанты социальных паралеллиумов и симметрий.
8.Антропология активно занималась ролью символики в жизни обществ. В частности, она исследовала роль символики как средства бессознательной оценки опыта индивида.
Следует обратить внимание на взаимодействие антропологии и социологии не только в области проблем, но и в области методов. Большая часть качественных методов в современной социологии считаются новыми, давно использовались в полевых антропологических исследованиях. В этой области всегда была исключительно высока роль наблюдения. Сегодня включенное наблюдение - довольно распространенный с
В современных социологических работах можно встретить термин плотное (насыщенные) описание (thick description, англ.). Имеется в виду взгляд с близкого расстояния на тот или иной обычай. Конфликт, повседневное взаимодействие и др. Этот широко используемый в социологии метод также восходит к антропологии. Впервые он был введен К.Гирцем, создателем интерпретивистского течения в антропологии, непосредственно связанного с исследованиями народной культуры. Внимание уделяется образцам чувствования и переживания. Исследователю предписывается понимать человеческий опыт с учетом позиции действующего субъекта. Была определена связь производства значений с символами и отношениями внутри символических систем. Цель его исследований - анализ взаимной обусловленности культуры (системы символов и значений) и общества (системы социальных отношений).
Итак, в определенный момент антропология, сохраняя уникальность в исследовании "доисторических" обществ, неписьменных языков, этнографических описаниях племенных сообществ, обратилась к исследованию обществ "развитых". У нее появился общий с социологией предмет. И социология, и антропология изучают различные типы общностей - от племени до общностей в современных мегаполисах. Они занимаются и повседневностью, и "высшими" проявлениями культуры, и непривилегированными, и элитами.
Антропология никогда не отрывалась и не отрывается от человека. Она "берет" его вместе с жизненным миром, с конкретными формами существования. В классической полевой антропологии так происходит потому, что ничего, помимо этих конкретных форм, не существовало. В антропологии больших, городских индустриальных и постиндустриальных обществ этот принцип сохраняется. Антропологи всегда изучали общности на локальном уровне. Отсюда излюбленный объект исследования: изолированное племя, деревня. Постепенно взгляд антропологов, натренированный на исследовании людей, живущих в наблюдаемых общностях, переключился на общества городские. Однако основным объектом остается область повседневных взаимодействий в рамках жизненного мира человека. Исследователь изучает то, что может быть объектом наблюдения.
Сегодня порою трудно решить, социологический или антропологический характер носит то или иное исследование. Например, промышленное предприятие, научный институт или больница могут изучаться теми же методами, что племя или расширенная крестьянская семья. Предметом анализа предстают отношения в школе. Анализ повседневных взаимодействий подчас показывает, что учитель, происходящий из низших слоев среднего класса, культивирует у своих учеников соответствующие ценности. Эти учителя могут отдавать явное преимущество детям из среднего класса через формальное структурирование работы в классе, а также и в общении на досуге. Они культивируют ценности успеха, соревновательности и враждебности, преимущественно материальных ценностей над интеллектуальными.
Антропология стала практически неотделима от социологии в исследовании локальных социальных общностей в некоторых областях теории (функциональная теория). Обе дисциплины тесно взаимосвязаны через понятие культуры, главного адаптивного механизма человека как вида. Вызревание отдельной человеческой особи происходит в матрице социального (культурного). Везде люди живут сообществами, во всех обществах они социализируются в соответствии с господствующими нормами, всюду поддерживается социальный, точнее, цивилизационный порядок.
Именно в результате взаимодействия социологических и антропологических методов стали возможными невозможные раньше исследования потребления не как проблемы производства дешевых товаров для массового рынка, а как проблемы функционирования определенной системы культурных значений, объединяющих людей в общество. Методы структурной антропологии, как они разрабатывались К.Леви-Стросом и его последователями, оказали огромное влияние на формирование нового взгляда на массовую культуру. Эти новые подходы - реализация идеи К.Леви-Строса, согласно которой не люди думают с помощью мифов, а мифы действуют в сознании людей, не отдающих себе в этом отчета. Известно, что знаменитый французский культуролог Р.Барт превратил структурализм в средство, анализа моды, рекламы, литературы. Исследования современной культуры и социальности немыслимы без учета работ о технике тела, о феномене дара, написанных французским антропологом М.Моссом.
Антропологические подходы в социологии позволяют уйти от представлений о человеке как бестелесном субъекте, равном честому сознанию. Именно такой взгляд на человека - основа привычной социологической анкеты. Современная теория проявляет большой интерес к телесности человека, определяемой социальностью. Знаменитые социологи - немец Н.Элиас, француз П.Бурдье - активно занимались этой проблемой.
Предмет социальной антропологии - не структуры и механизмы, которые вне всякой субъективности и телесности упорядочивают социальные отношения, нор стратегия действий индивидов и социальных групп. В социальной антропологии опыт не сводится к дискусу, к объединяющей теории, к речевым практикам. Имеет место интерпретация социальных связей через поведенческие отношения, анализ функциональных отношений в наблюдаемых общностях. Теми же проблемами сегодня занимается и социология. И социология и антропология изучают, каким образом происходит складывание "правил игры", в соответствии с которыми действуют люди.
У социологии и антропологии - общее поле проблем: как конструируется социальная связь, которая объединяет людей в общность или общество, какие используются средства ориентации в обществе и мире в целом, каковы культурные формы и социальные практики в различных обществах, как отдельный человек воспроизводит и производит определенный тип социальности.