Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Сущность такого соответствия состоит в том, что изменения в производительных силах и в первую очередь в орудиях труда вызывают соответствующие изменения производственных отношений. Это вовсе не означает, что каждое изменение в производительных силах сразу находит свое отражение в производственных отношениях. Дело в том, что развитие производительных сил происходит непрерывно, в то время как изменение производственных проявляется главным образом при замене одно способа производства другим.
Производственные отношения не заменяются новыми до тех пор, пока они не представляют достаточного простора для развития производства. К тому же сохранение старых производственных отношений обычно поддерживается государством, и экономически господствующие слои общества препятствуют их изменению, если даже те перестают соответствовать производительным силам. Поэтому для изменения производственных отношений недостаточно развития производительных сил, а необходимо еще формирование такой общественной ситуации, которая бы позволила преодолеть сопротивление консервативных сил. И все же было бы упрощением причину смены производственных отношений усматривать только а изменениях характера производительных сил, связанных с переходом к более сложной технике и технологиям.
Этот закон (соответствия) действует в процессе движения человеческого общества от одной формации к другой. Он действует и в рамках одной общественно-экономической формации, одного способа производства, но здесь его действие определенным образом модифицируется в зависимости от состояния разных элементов, как в системе производительных сил, так и в системе производственных отношений.
Внутриформационное действие принципа соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил должно осуществляться таким образом, чтобы предоставлять простор развитию последних. Производственные отношения должны быть максимально гибкими, подвижными, чутко реагирующими на темпы и качество роста производительных сил.
Производственные отношения активны. Причем эта активность может быть положительной, если она способствует развитию производительных сил, и отрицательной, если выступает тормозом их развития. Условием активности производительных отношений являются потребности общества, которые принимают форму определенных интересов, желаний и целей людей. А поскольку каждая форма производительных отношений подчиняет производство определенной цели, то у различных субъектов производства появляются определенные стимулы к деятельности. У собственников средств производства – это получение прибыли, у наемного работника – получение более высокой заработной платы при совершенствовании своей квалификации. Собственник при этом будет способствовать развитию производительных сил до тех пор, пока производственные отношения обеспечивают ему получение прибыли.
Активность производительных отношений не означает, что они сами по себе двигают или тормозят производство. Развивают его люди, если они заинтересованы в этом: активность производственных отношений проявляется через их деятельность.
Прослеживая историческое развитие производства, мы обнаруживаем, что на определенном этапе старые производственные отношения становятся тормозом развития производительных сил, перестают им соответствовать. Преодолевая противоречия между ними, тем самым преобразуют общественный способ производства, полной мере воссоздавая функцию производственных отношений в качестве двигателя развития производительных сил. Таким образом, данный способ производства развивается в силу соответствия производственных отношений производительным силам. Переход от старого способа производства к новому осуществляется обычно путем социальных революций, которые могут приобретать самую различную форму и идти не только «снизу», но и «сверху».
Взаимодействие производительных сил и производственных отношений – определяющая закономерность общественного развития, которая лежит в основе смены одних общественных формаций другими. Поэтому важно согласовывать свои действия с этой закономерностью. Если программа, лозунги выдвигаются без учета тех процессов, которые происходят в материальном производстве, они оказываются либо преждевременными, либо вообще невыполнимыми.
Хотя общественная жизнь не сводится к производству материальных благ, основные ее сферы оказываются вязанными между собой единой материальной основой. Это означает, что изменение способа производства влечет за собой изменение всего общества – его социальной структура, политической организации, общественного сознания, всей сферы духовной жизни общества.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими
Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи постоянность и долговременность действия.
«Постоянные законы», о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного (конституционного) правового источника для законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих «постоянных законов» является существенной юридической гарантией обосновываемой Локком законности вообще, особенно законности в законодательной деятельности.
Свобода это гарантия от произвола, она – основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек, ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств их защитить.
Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы».
Силой закона по Локку обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, то есть как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы. Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, выражает »волю общества».
Естественное право
В естественном (до государственном) состояние, согласно Локку господствует естественный свободный закон, закон природы, отличающийся от гоббсовской теории «война против всех». В отличие от Гоббса, Локк считает выражением естественного равенства готовность людей следовать разумным естественным, природным законам. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона. Закон природы определяет посредством разума, что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может наказать каждый.
По этому закону обиженный сам судья в своем деле и сам исполняет приговор. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, «Требует мира и безопасности для всего человечества». И человек в соответствии с требованием разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое — свою жизнь, свободу и собственность стремится не навредить другому.
Естественное состояние это — полная свобода действий и распоряжения своим имуществом и личностью. Защита закона природы и проведение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека; наказывать нарушителей закона и охранять невинных. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан.
Свобода мнений – по Локку, неотъемлемое право человека. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению, не безгранична, она ограничивается соображениями морали и порядка.
Традиционное требование » воздать каждому свое, его собственное» Локк обозначает как основное право; право на собственность (право на свое, собственное).
Под собственностью Локк понимает не только чисто экономические нужды, но и «жизнь, свободу и стремление к счастью». Имущество и жизнь выступают как воплощение свободы, и в них реализуется выбор призвания, полагаются и достигаются цели. Локк расценивает свободу личности как великое основание собственности. Локк полагал, что люди не потому становятся собственниками, что овладевают предметами природы, но они в состоянии присваивать посредством труда предметы природы, ибо изначально свободны, и уже в силу этого – собственники. Так он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество».
Начинается теория Локка с вопроса: оправдана ли частная собственность? Так как каждый владеет собственностью в виде себя самого, то плоды труда его рук можно счесть его собственностью. Труд создает собственность. Таким образом, Локк оправдывает собственность не потому, что ее защищает закон, установленный людьми, а потому, что она соответствует высшему закону — «естественному праву».