В процессе жизни человек сталкивается с различными проблемами; он чувствовал холод, и это заставляло его строить жилище, он хотел есть и это заставляло его возделывать поля и т.п. Все такие акты обладают общей структурой. В них входит некое изобретение, устройство с помощью человек надежно. По своей воле и с пользой для себя получает то, чего нет в природе, и в чем он нуждается. Подобное устройство зачастую подразумевает создание какого-нибудь предмета, приспособления, орудия, чье простое действие с неизменностью дает нам то, в чем мы нуждаемся.
Действия такого рода изменяют или преобразуют обстоятельства, природу и в результате возникает то, чего до сих пор не было. Это и есть технические действия, свойственные исключительно человеку. А совокупность таких актов не что иное, как техника, которую можно определить, как преобразование человеком природы с целью удовлетворения потребностей. Последние - это категорические требования, предъявляемые человеку природой. Итак, техника – реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой и человеком возникает некий посредник – сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной. Техника – это преобразование природы, той природы, которая делает нас нуждающимися.
Технические действия вовсе не предполагают целью непосредственное удовлетворение потребностей, которые природа или обстоятельства заставляют испытывать человека. Наоборот, цель технических действий – преобразование обстоятельств, ведущих к значительному сокращению роли случая, уничтожению потребностей и усилий, с которыми связано их удовлетворение. Если животное, как существо нетехническое, всегда должно мириться во всем, что ему предзадано, то человек, благодаря техническому дару, всегда находит в своем окружение все необходимое. Человек творит новые, благоприятные обстоятельства и выделяет из себя сверхприроду, приспосабливая природу как таковую к собственным нуждам. Техника противоположна приспособлению субъекта к среде, представляя собой приспособление среды к субъекту.
Этот бунт противоречия своего окружения, это неудовлетворение миром и состоянием человеческого удела. Вот почему его присутствие в мире всегда связано с изменением природы.
Напрасны любые усилия изучать технику как самостоятельное образование.
Подведем итог.
1) Нет человека без техники.
2) Техника крайне изменчива и нестабильна, поскольку всецело зависит от представлений, которые в каждую историческую эпоху складывались у нас относительно благосостояния. В эпоху Платона китайская техника во многом превосходила греческую.
3) Еще один вопрос: обладала техника прошлых эпох чем – то общим, т.е. была ли у ее разновидностей некая сквозная ветвь, развитие которой и давало новые открытия? Тогда уже можно было говорить о безусловном техническом прогрессе.
Как уже было сказано, к техническим действиям относятся не те действия, где мы прикладываем усилия, чтобы непосредственно удовлетворить наши нужды – элементарные или избыточные, технические действия, наоборот, такие где мы, во-первых, прикладываем усилия, чтобы что-то изобрести, и, во-вторых, стремимся выполнять план деятельности который позволяет:
1. Прежде всего обеспечить удовлетворение элементарных потребностей.
2. Добиться этого минимальной ценой.
3. Создать новые возможности, производя вещи и давая жизнь явлениям, отсутствующим в человеческих обстоятельствах.
Два решающих признака любой техники:
1. Она уменьшает, а за частую сводит на нет усилия, обуславливающие обстоятельства.
2. Добивается этого, изменяя своим воздействием обстоятельства так, что они п
Таким образом, техника – это усилие ради сбережения усилий. Иными словами, это действие, которое мы предпринимаем, чтобы полностью или частично избежать забот и дел.
Вопросы техники перерастают в вопрос о бытии человека в мире. Человеческое существование, пребывание в мире вовсе не означает насильного присутствия, человек – онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, т.е. ей трансцендентна. Жить означает иметь дело с миром, обращаться к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь тождественна деятельному производству, активному творчеству. Оно не мыслимо без технических изобретений и создание мира технических средств. Реализация человека человеком своего бытия в мире невозможна без сбережения человеком своих усилий, которое осуществляется человеком благодаря технике и в технике. Миссия техники – освобождение человека от его слитности с природой, от затраты усилий на мир технических средств.
Ортега выделял три стадии технических революций исходя из принципа отношения человека и техники:
1. Техника случая.
2. Техника ремесла.
3. Техника человека-техника.
Техникой случая является техника, где в роли человека-техника выступает случайность, способствующая изобретению. Такова первобытная техника и техника доисторического человека. Основные принципы, признаки этого периода:
1. Набор технических актов первобытного человека весьма ограничен, мало того, объем таких действий настолько незначителен, что не может быть и речи о выделении их в особое образовании, отличных от совокупности естественных или природных актов, безусловно занимает в жизни дикаря несравнимо важное место.
2. Простота и скудность первобытной техники приводит к тому, что связанные с ней действия могут выполняться всеми членами общины, т.е. все разводят огонь, мастерят луки и т.д. Техника не выделяется из всевозможных занятий.
3. Неосознанным обычно остается и самый очевидный и характерный технический момент – произведение открытий. Первобытный человек еще не ведает о своей способности изобретать и на этом этапе открытие не представляет собой результат целенаправленного поиска.
Перейдем ко второй стадии технической революции – ремесленной технике. Эта техника Древней Греции доимператорского Рима и Средневековья. Вот перечень некоторых признаков:
1. Набор технических актов необыкновенно расширился. Однако – это очень важно – он еще не настолько богат, чтобы в случае внезапного исчезновения, кризиса или застоя основных технических видов общества оказался под угрозой. Да и различие между жизнью, которую ведет человек на данной стадии благодаря имеющейся у него технике, и жизнью, которую вел бы без нее, далеко не столь радикальны, чтобы в случае краха всех технических типов человек уже не смог вернуться к первобытному строю.
2. Метод усвоения весьма мало способствует пониманию техники как общей или неограниченной в своем росте функции. На данном этапе факты открытий так и не способствуют сколько-нибудь иному пониманию техники как таковой. Так или иначе, все скудные изобретения той или иной поры, имеющие фундаментальное значение, должны были неизбежно патетически возвышаться над повседневностью биологических навыков.
И, наконец, третья стадия. На этой стадии человек получает достаточно четкое представление, что он известен способностью, абсолютно отлично от тех жестких и неизменных задатков, которые заставляют его природу существовать. Теперь он видит, что техника – это не случай, но также и неопределенный, ограниченный выполнением каких-то конкретных действий тип человека.