.
1. На сегодняшний день существует три видения (парадигмы) современной науки. Первая парадигма сложилась в Европе под влиянием таких ученых как Декарт и Ньютон. В то время была развита механика, поэтому механические принципы автоматически опрокидывались на всю культуру. В связи с чем, в восприятии мира господствовали линейность, объективизм, бессубъектность, прямая каузальность (причинно-следственная связь). Ньютоновская физика, объясняющая устройство мира и происходящих в нем процессов и явлений с позиции прямолинейности определила методологию и принципы построения всех иных наук. Принципом в ньютоновской физике выступает идея первотолчка. Бессубъектность науки того времени связывалась с отсутствием ценностного аксиологического содержания, декларировалась общая идея просвещения. Объективизм науки связан со ссылкой на объективные основания, т.е. существующие помимо восприятия субъекта. Наука носит характер прямой причинности с господством прямых связей причин с последствиями. Ньютоновская физика также характеризуется такими понятиями как, обстоятельства, команда, инструкция извне, иерархия отношений, субординация. Идея первотолчка в физике Ньютона согласуется с идеей участия Божественной силы в создании и развитии мира. Наука соответственно связана с религией. В середине 19 в. происходит переход от предметного, к процессуальному видению, возникают процессуальные науки (геология, химия, палеонтология и др.). На этом этапе наука приобретает дисциплинарный характер, происходит оформление самой науки.
К концу 19в. произошло открытие расщепления ядра атома супругами Кюри. Молодой Эйнштейн заинтересовался данным открытием, вследствие чего позднее появилась вторая парадигма науки. Теория относительности Эйнштейна рвет с основными принципами классической науки, с ее линейными принципами, с ее обязательными причинами. Все относительно, пространство и время – относительны, существует системное пространство и время. Наука Эйнштейна положила конец абсолютизму в науке. Эйнштейновская наука по-иному подходит к пониманию значения исследователя для науки. Если в ньютоновской науке происходит отгорожение исследования от исследователя, объективность внешнего мира определяет незначительность роли последнего, то в эйнштейновской науке, научные истины зависят от условий познания, и, соответственно, от личности самого субъекта, ученого. Работы Эйнштейна позволяют сделать выводы о том, что все относительно, объективная реальность преломляется сознанием субъекта, личность исследователя имеет значение для исследования.
Следующая парадигма «пригожинская» связана с именем Ильи Пригожина, лауреата Нобелевской премии. Смысл пригожинской концепции заключается в следующем: классическая наука изучает линейные процессы и движения, Пригожин считает, что необходимо изучать нелинейные процессы. Линейность часто является абстракцией. Необходимо новое мышление (волновое). «Теория нелинейности» Пригожина содержит открытие идеи диссипативного состояния материи. Диссипативные структуры возникают в фазовых переходах и представляют собой разрушение старого порядка и возникновение нового порядка и системности. Диссипативные структуры улавливают позитивные стороны хаоса, который имеет двойную природу: разрушение и созидание. Благодаря диссипативному состоянию системы могут не разрушаться, а переходить в новые состояния, эволюционировать. Эволюция, по Пригожину, имеет иную объяснительную причину и связана с диссипацией, самоорганизацией, взаимодействием порядка и хаоса, но не как у Дарвина, с борьбой противоположностей. Развитие – это не только борьба, но и согласование. Пригожинская концепция смыкается с синергетикой, постклассической наукой о взаимодействующих системах, основной смысл которой заключается во взаимодействии, взаимном контакте систем, кооперации, альтруизме, взаимопомощи.
Пригожин создает новую теорию мышления, новую логику когерентности (целостности), которая нужна для познания систем. Новая логика когерентности потребовалась Пригожину так как он понял, что наука по-новому осуществляет фрагментацию реальности. Ньютон рассматривал закрытые линейные системы, Эйнштейн – пространственно-временной континуум, разбитый на системы, Пригожин – самоорганизующиеся системы со своим временем, и пространством, способные к эволюции, синергетические системы. Эти системы кардинально отличаются от классических систем, которые имеют закрытый характер, моноцентрическую организацию, заранее заданную иерархию, находятся в состоянии линейного равновесия, регулируются извне. Синергетические системы являются открытыми, способными к эволюции, вместо иерархии в их поведении присутствует гетерархия, они находятся в состоянии неравновесия, нелинейности, вместо регуляции извне присутствует саморегуляция и самодетерминация, порядок в синергетических системах возни
2. Демократия – как форма организации общества выступает сложной самоорганизующейся синергетической системой, с ярко выраженной гетерархической структурой. Предназначение демократии в том, чтобы обеспечить интересы большинства, права и свободы каждого человека. Демократическое общество строится по принципу приоритета единичного перед общим. Личность, как элемент сложной системы, ее права и свободы ставятся «во главу угла».
3. Как уже мы упоминали, Ньютоновская механика, и, соответствующая ей фрагментация реальности, заложили основу развития всех наук. Методология наук формировалась под влиянием Ньютоновской линейной физики. Выявление закономерностей, присущее первой парадигме науке из-за прямой каузальности объективной реальности, предопределило методологическую базу для всех наук. Дедукция, индукция, анализ, синтез стали использоваться в качестве методов наук. Научные теории появлялись в результате исследования совокупности фактов и выявления закономерностей. При чем, закономерностью обозначалось определенное количество повторяющихся в похожих условиях фактов. Для определения закономерности достаточно было нахождения каких-либо общих свойств, характеристик предметов или явлений, превышающих средние значения. Закономерность выступала критерием истинности, основой создания теоретических концепций. Единичные факты не учитывались, не имели решающего значения, так как представляли исключение из теории. Науки, построенные с использованием этих методов, отдавали приоритет общему по сравнению с частным. Ярким примером такой науки выступает наука статистика, изучающая только общее в общественных явлениях и процессах. Единичные факты фиксировались, накапливались и перерабатывались, когда их количество достигало критического уровня, теория обновлялась, либо кардинально пересматривалась. Но до этого момента единичные факты значения не имели.
Демократия как форма организации общества преследует, как мы ранее обозначили, обеспечения интересов, прав и свобод всех членов общества без исключений. Таким образом, в демократии все единицы совокупности (члены общества) имеют значение, и учет каждой единицы обязателен для реализации целей демократии. Отвержение, отделение какой-либо единицы из всей имеющейся совокупности (общества) будет являться действием, противоречащим самой сути демократии.
Науки, построенные на принципах ньютоновской концепции, с использованием присущей ей методологии, в корне противоречат принципам демократии, поскольку все указанные науки имеют цель выявления закономерностей, что связано с признанием общего и отвержением частного. Частное, которое так дорого демократии, не учитывается этими науками, приоритет отдается общему.
Государство, таким образом, провозглашая построение демократического общества, использует для достижения этой цели антидемократичный, по сути, инструментарий.
4. В отличие от классической науки синергетика не ищет закономерностей, соответственно, не возникает проблем с выявлением общего и частного, признанием приоритета общего и отвержением частного. Каждые факт, каждый единичный случай признается, поскольку может оказать влияние на развитие всей системы. В сложных самоорганизующихся системах каждый случай может привести к эволюции системы на иной уровень, поэтому случай является значимым. Каждый элемент системы прочно связан с другими, что обеспечивает определенный порядок в системе. Признание значения каждого элемента сложной самоорганизованной системы обеспечивает сохранение порядка в самой системе и ее жизнеспособность. Частное в синергетике приобретает первостепенное значение. Закономерности отсутствуют, поскольку являются не результатом реальных жизненных процессов, а плодом субъективного восприятия исследователя.
Синергетика, таким образом, изучая сложные системы, видит ценность каждого составляющего ее элемента. Такой подход в синергетике к пониманию систем и их структуры очень хорошо согласуется с принципами демократии, где общество выступает сложной системой, а человек – ее элементом.
5. Синергетика, как наука о сложных самоорганизующихся системах, способствует беспрепятственному развитию демократических процессов в обществе, так как способна учитывать реалии жизни, их влияние на эволюцию и развитие системы. Не преследует цель вычленения закономерностей, которые не являются объективным отображением жизни, а – лишь результатом мыслительной деятельности. Учитывает каждый единичный факт, случай, придает частному (каждому элементу) значение. Для демократии это особенно ценно, так как в обеспечении прав, свобод и интересов каждого члена общества состоит ее главное предназначение. Синергетика, таким образом, выступает основой теории демократии.
Забудько Д.А.
Волгодонск 2003г.