А.Г. Геринг. И.А. Огородникова, Омский государственный университет, кафедра социологии
В последние годы Россия вошла в режим противостояния, которое порождено противоположностью установок разных социальных групп. Одним из результатов стали массовые акции протеста. Таким образом, в период социально-экономической и политической нестабильности общества изучение массовых выступлений граждан представляет особый интерес. Седьмого октября в Омске прошел митинг, завершившийся демонстративной акцией протеста. Это широко освещалось в средствах информации и не могло не отразиться в массовом сознании омичей. Следующее через месяц событие - день 7 Ноября, показало, как предыдущее мероприятие повлияло на отношение горожан к массовым акциям, обнаружило степень готовности принять в них участие и осознание возможных последствий. Особое внимание было уделено дифференцированному анализу различных групп населения, поскольку участие в массовых политических мероприятиях и отношение к ним отражают, с одной стороны, стратификационные процессы, происходящие в современной России, а с другой - результаты воздействия на население средств массовой информации.
Исследование проведено Исследовательским центром Научно-образовательного Фонда Омского госуниверситета. Сбор информации проводился 31 октября и 1 ноября 1998 года. Метод сбора информации - интервьюирование по формализованной анкете. Выборка квотная, по демографическим характеристикам: пол, возраст, образование. Объем выборки - 421 человек.
Отношение к политическим массовым мероприятиям детермировано не только реальным положением людей, но и их прошлым опытом. Поэтому, прежде всего, в ходе исследования выяснялось, знает ли респондент, что за праздник 7 Ноября. Утвердительно ответило 94,3% (397 человек). "Нет" ответило 5,7% (24 человека). Что же стоит за ответом "да, знаю"? Только один человек назвал этот праздник Днем согласия и примирения, то есть его официальным именем. Около 10% опрошенных, ответив "да", именовали этот праздник Днями солидарности, независимости, протеста, конституции, комсомола или "каким-то государственным праздником". 13 человек посчитали, что это просто праздник, выходной день. Все остальные так или иначе связали 7 Ноября с Октябрьской революцией, хотя дали при этом различные характеристики. Три человека назвали этот день днем национальной трагедии, один человек - днем переворота.
Самыми осведомленными оказались горожане среднего возраста. Самыми неосведомленными - женщины в возрастной группе от 18 до 29 лет: 12 из 49 (24%) женщин ответили "нет" на вопрос, знают ли они, что это за праздник 7 Ноября. В другой возрастной группе (женщины от 30 до 54 лет) только одна респондентка из 105 ответила на данный вопрос отрицательно. Сходная картина наблюдается и при сравнении соответствующих возрастных групп у мужчин, хотя мужчины младшего возраста все же более информированы, нежели женщины. Среди молодых мужчин 5 из 37 (14%) проявили свою неосведомленность. Можно сделать вывод, что молодое поколение значительно утратило память о событиях, связанных с революционным прошлым страны, хотя все же не до такой степени, как это иногда представляется адептами "правого" и "левого" крыла идеологической борьбы.
Данный вывод подтверждается анализом ответов омичей на вопрос "Знаете ли Вы, какие мероприятия намечаются в городе на 7 Ноября?" Ответы распределились следующим образом: не знаю - 71, 5% (301 человек), что-то слышал - 16,2% (68 человек), точно знаю - 9,7% (41 человек), иное - 2,6% (11 человек).
Самыми неосведомленными вновь оказались женщины до 30 лет. А среди мужчин данного возраста вообще не оказалось ни одного человека, который бы смог сказать, что он точно знает, какие мероприятия состоятся 7 ноября. Здесь причина, скорее всего, не в информированности населения, а в отношении к данному празднику (ниже мы покажем, что и к массовым акциям как таковым). Среди людей, ответивших "точно знаю", оказалось всего несколько человек, которые смогли рассказать о планируемых мероприятиях. Однако в соответствии со сложившейся годами традицией они полагают, что демонстрации, и даже парад - это дело привычное, и они обязательно состоятся. Характерно, что количество людей (13,7%), решивших участвовать в мероприятиях 7 ноября, больше, чем людей (9,7%), которые точно знают, что состоится в этот день.
На вопрос "Вы сами собираетесь принять участие в массовых акциях?" были получены следующие ответы: нет, не собираюсь - 72,2% (304 человека), да, собираюсь - 13,8% (58 человек), еще не решил - 12,8% (54 человека).
Обращает на себя внимание высокая потенциальная готовность к участию в массовых политических мероприятиях, поскольку активные и потенциальные участники составили в целом около 27% опрошенных.
Не собираются участвовать в массовых мероприятиях молодежь и более всего молодые женщины (86% респондентов данной половозрастной группы). Высок процент неучаствующих и среди женщин в возрасте от 30 до 54 лет (77%).
Наиболее четко определились в решении люди старше 55 лет. 22% женщин данной возрастной группы и 25% мужчин этого возраста решили принять участие в этих мероприятиях. Безусловно, реальное число людей, принявших участие в массовых мероприятиях в этот день, было гораздо меньше.
Результаты опроса демонстрируют отношение к массовым акциям, выраженное в потенциальной готовности к участию.
На вопрос "7 ноября состоятся массовые мероприятия. Как Вы относитесь к таким акциям?" получены результаты: положительно - 60,8% (256 человек), отрицательно - 11,8% (50 человек), нейтрально - 27,8%(114 человек). Ответ "положительно" был мотивирован следующим образом: это законный способ выражения общественного мнения -25,2% (106 человек), это способ сплочения людей для более решительных действий -20,4% (86 человек), это эффективный способ давления на власть - 10,3% (46 человек), иное - 4,3% (18 человек).
Высокий процент ответов "иное" объясняется тем, что часть респондентов настаивала на том, что значимы все три фактора, а часть отвечавших подчеркивала, что такие акции являются показателем состояния отчаяния, в котором находится народ.
Самой активной является группа мужчин старше 55 лет. Среди них оказалось больше всего людей (74% респондентов данной половозрастной группы), в целом положительно относящихся к массовым политическим мероприятиям и больше всего одобривших эти акции как способ сплочения людей для более активных действий (31%). Хотя женщины данного возраста не намного отстают в активности от мужчин (68% и 27% соответственно). В целом наблюдается следующая динамика: чем старше люди, тем они более склонны оценивать массовые политические акции положительно.
Респонденты, ответившие: "отрицательно отношусь к массовым политическим мероприятиям", обосновали свое отношение так: это ничего не дает для решения проблем - 7,4% (31 человек), это может привести к столкновениям и беспорядкам - 0,9% (4 человека), это способ новым лидерам прорваться к власти - 2,3% (10 человек), иное - 0,5% (2 человека).
Хотя количество людей, давших такие ответы, незначительно, динамика здесь тоже присутствует, и она аналогична той, что была обнаружена в предыдущих ответах: отрицательное отношение к массовым акциям нарастает по мере "взросления" респондентов.
Нейт
В этих ответах присутствует уже другая тенденция: нейтральное отношение к массовым акциям возрастает по мере снижения возраста. Если у мужчин старше 55 лет такое отношение обнаруживают 12% отвечавших, в возрасте 30-54 года - 26%, то у мужчин от 18 до 29 лет - 49 %. Тенденция в соответствующих возрастных группах женщин аналогична: 12%, 28%, 55%.
В целом фиксируется высокая степень тревожности населения. На вопрос "Как Вы считаете, акции протеста, митинги, шествия могут привести к столкновению с властями?" 63,4% (267 человек) ответили: "Да, могут". Выше уже отмечалось, что только четыре человека высказали свое отрицательное отношение к массовым мероприятиям, ссылаясь на то, что они могут привести к столкновениям. К моменту проведенного социологического опроса в Омске не было массовых мероприятий, которые бы закончились столкновением с властями, а процент людей, ожидающих этого, высок. Ожидание же действий представляет благоприятную почву для их реализации. Такая ситуация предъявляет повышенные требования как к властям, так и к организаторам акций. Респонденты склонны возложить ответственность в равной степени на тех и других. Столкновения с властями возможны, если: это спровоцируют власти - 15,2% (64 человека), это спровоцируют организаторы акций - 13% (55 человек), народ сам готов к этому - 30,9% (130 человек), иное - 3,8% (16 человек).
В графе "иное" содержатся ответы: "столкновение возможно, если будут пьяные"; "если в столкновениях будут заинтересованы те, кто болтает языком"; "КПРФ и другие заинтересованные лица"; " пока народ к этому не готов, но если дальше ситуация будет ухудшаться, то сам возьмусь за оружие".
Мужчины среднего возраста (21% среди респондентов данной группы) более всего склонны винить в возможных столкновениях власть. Организаторов считают виновниками столкновений мужчины в возрасте до 30 лет (27%).
Анализ мнений, высказанных представителями группы людей старше 55 лет, явно обнаруживает, что отношение к массовым акциям детермировано личным опытом. Люди старшего поколения принимают участие в массовых политических мероприятиях, поэтому смотрят на них с большей степенью оптимизма. Пожилые люди более других уверены в том, что столкновения с властями невозможны. Причем процент таких мнений среди мужчин данного возраста выше, чем среди женщин (47% и 38% соответственно). В том, что это невозможно ни при каких обстоятельствах, уверены более всего мужчины старше 55 лет (19% от общего числа членов данной группы).
В целом респонденты, ответившие, что столкновений с властями не может быть, конкретизировали свой ответ так: это маловероятно - 23,8% (119 человек), ни при каких обстоятельствах этого не произойдет - 6,7% (28 человек).
На вопрос "Кто, по Вашему мнению, пострадает в случае массовых беспорядков?", были получены следующие ответы: представители власти - 2,4% (10 человек), простые граждане - 73,2% (308 человек), все пострадают - 19,9% (84 человека), иное - 4,0% (17 человек).
В графе "иное" преобладают ответы: "пострадают демонстранты", "пострадают самые слабые".
Мужчины старше 55 лет по данному вопросу обнаруживают более реалистичный взгляд на ситуацию, поскольку именно в этой группе больше всего респондентов считает, что в случае массовых беспорядков пострадают все граждане (32% членов этой группы).
Новый смысл вносит сопоставление мнений мужчин и женщин данного возраста. Только 7% женщин данного возраста согласны с тем, что пострадают в случае массовых беспорядков все граждане. Они склонны считать, что пострадают простые люди. Такой ответ дало 85% женщин старше 55 лет. Женщины демонстрируют скорее эмоциональное состояние, нежели прагматическую оценку ситуации. Анализ ответов на предыдущие вопросы показал, что женщины средней возрастной группы тяготеют в своих мнениях к мнениям молодежи. Приведенные данные говорят в пользу того, что женщины сегодня крайне невротизированы и являются той группой населения, которая склонна к утрате равновесия.
Более всего пессимистов или встревоженных людей среди молодежи и женщин среднего возраста. Около 70% представителей данных групп считают, что столкновения с властями возможны. Они же склонны считать, что сам народ готов к столкновению с властями (около 40% от количества представителей данных групп). Это именно те группы населения, которые не собираются принимать участие в политических массовых мероприятиях, молодежь при этом демонстрирует нейтральное отношение к ним. Напрашивается вывод, что состояние тревожности нагнетают средства массовой информации. Не имея собственного опыта участия в акциях протеста, сформировать представление о них, как о потенциально опасных для общественного порядка, люди могли, только черпая информацию либо из вторых - третьих рук (что маловероятно ввиду типичности реакций у сходных групп населения), либо из общедоступного источника - телеэкрана.
Подтверждение данного вывода было получено в ходе наблюдения, проведенного студентами Омского госуниверситета на митинге 5 декабря. Интереснее всего - реакция студентов на событие. О чем говорит, например, такое высказывание: "Для меня странным было находиться на коммунистическом митинге без призывов к возврату прежней власти... Сравнивая этот митинг с прошлыми, я хочу отметить хорошую организованность и спокойствие. И вообще, я думаю, что то, о чем они говорили, поддержали бы все люди, независимо от того, коммунисты они или нет. Мне кажется, что какими бы коммунистами они ни были, они все равно не те, и взгляды у них другие, да и идеалы тоже. Стоя на этом митинге, я слушала их и во многом соглашалась, но ведь это еще не значит, что я коммунист... Смотрю на них и думаю - ведь как у них все слажено, нет ни драк, ни угроз - что-то изменилось и в их сознании"?
Стереотип восприятия коммунистов, так называемая "реакция на понятие" не является предметом данной статьи. Но обращает на себя внимание, что студентка, которая впервые находится на митинге, сравнивает данный митинг с прошлыми, где-то она видела драки на митинге, плохую организацию.
О феномене удвоения действительности философия знает давно. Но до тех пор, пока индивид отдает себе отчет в том, в какой реальности он действует, данное явление не представляет проблемы для адекватности восприятия и поведения. Телевидение же обладает силой заставить людей принять искусственно созданную действительность в качестве реальной. Похоже, что так называемая "теорема Томаса" находит свое подтверждение. Напомним данное положение понимающей социологии: если индивид определяет ситуацию как реальную, то она реальна по своим последствиям. Телевидение обладает возможностями активно влиять на определение индивидом ситуации, а значит - направлять его действия. В исторический период формирования информационного общества значение данного фактора резко возрастает. Но нельзя остановиться на констатации и признании особой роли телевидения. Необходимо отслеживать процессы, связанные с воздействием телевидения, как на состояние массового сознания, так и на мировосприятие и поведение отдельного человека.