Как известно, классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания, и соответственно, возможности постичь истину любому человеку. Такой "демократизм" дополнялся "оптимизмом".
Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало, в первую очередь, достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил при помощи установления оптимального общественного устройства.
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен первый удар французской революцией 1879 года. Учение "гениев человечества" на поверку оказалось и неразумным и нечеловечным.
Наука же показала свой "звериный оскал" в первой мировой войне 1914г., продемонстрировав способность использовать ее для массового уничтожения человечества и его культуры в газовых атаках и бомбардировках мирных городов.
Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители конца Х1Х в. в момент, казалось бы, наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, иррациональности истории и самой души европейского человека.
Надлом классической философии произошел уже в учениях Шопенгауэра, Ницше и их последователей. Уже эти выдающиеся философы показали, что и познание, и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям.
В ХХ в. выдвигается целый ряд смелых новых идей, удачно конкурирующих со старой "классической" философской системой. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т.д.).
Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание, которое вместе с интуицией становится центром современной антропологии.
В третьих, сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий, авторитетов и даже иррациональных сил - масонов, магов, тайных орденов, партий и т.д.
Соответственно, оптимистические взгляды "классической" философии продолжаются в идеях "технотронного" - "постиндустриального" общества. Но куда больший вес имеют идеи антигуманистической сущности науки, которая может привести к физической гибели мира в огне ядерного взрыва или к его деградации путем промывания мозгов средствами современной электронной техники и тотального контроля над огромными массами людей.
Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления, поставившие в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества (основу нового гуманизма) входят глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию.
Одним из направлений современной западной философии является экзистенциализм (экзистенция – существование). Это течение возникло в начале 20 гг. в Германии, Франции, в работах русских философов (Бердяев, Шестов).
Для всех экзистенциалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Это бытие – начало и конец любого знания, и прежде всего философского. Человек сначала существует – думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире. Человек сам определяет свою сущность. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он творит себя, выбирает свою жизнь.
Личность не может преследовать какие-то "всеобщие" цели. Человеку кажется, что мир рационален. Что есть некие общие законы мира, истории, культуры. Однако на самом деле мир абсурдный, чужой, бессмысленный, как и вся человеческая жизнь.
Бытие человека – это драма. Сознание человека свободно, его воля предопределяет жизненный путь.
Наиболее яркими представителями экзистенциализма были Карл Ясперс (1763 – 1863) и Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).
Карл Ясперс не считал философию наукой о бытие или наукой о жизни, потому что наука имеет ограниченный предмет. А жизнь и бытие неограничены. Главная цель человека состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой. Надо иметь веру и свою родину, чтить народные традиции, любить свой народ и других людей, избегать насилия в любых формах.
Мартин Хайдеггер считал, что современная ему философия утратила понимание сущности и смысл бытия.
Вопрос бытия – главный вопрос философии, но решить его можно, только поняв смысл человека. Человек конструирует мир, или бытие, поэтому выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия вообще. В чем же тогда сущность человека? Она заключается в особом способе жизни – существовании в страхе. Чувствуя страх, человек становится одиноким, его перестает интересовать мир, он обращается к себе и тем самым начинает понимать себя. Страх – основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и
Человеческое существование протекает в сознании начала и конца (рождение и смерть), т.е. протекает во времени. Временность, историчность, забота о себе характеризуют человеческое бытие. Познавать необходимо не столько природу и общество, сколько существование изолированного, уединенного человека, его сущность.
Весь мир, по Хайдеггеру, проникнут "мировым страхом", или "первобытным страхом". Человек понимает конечность своего бытия, понимает, что его существование это "бытие для смерти". Человек не может найти смысл своего существования в сфере политики, экономики или техники. Смысл жизни – только в сфере свободы, в сфере свободного риска и собственный ответственности за свои поступки. И в этом сущность человеческого бытия.
М. Лахтин и М. Бубер развивали другую экзистенциальную тему, тесно связанную с первой: восприятие себя и восприятие другого, диалогичность общения, возможность и пределы понимания. Обе эти темы объединил в своих философских изысканиях Ж. Сартр, выдвинувший на первый план идею абсолютной свободы и абсолютного одиночества человека среди других людей.
Рост насилия в современном мире заставил многих ученых обратиться к анализу причин и сущности человеческой агрессивности. Эрих Фромм (1900 – 1980) выделил два вида агрессивности у человека. Первый вид – оборонительная, или доброкачественная, служащая выживанию индивида и рода. Это врожденная способность человека реагировать на внешнюю опасность либо бегством, либо нападением. При исчезновении угрозы импульс, побуждающий к этим реакциям, как правило, затухает. Оборонительная агрессивность, данная живым существам самой природой, является общей для животных и человека. Ее цель состоит не в разрушении, а в сохранении жизни.
Второй вид – злокачественная агрессия, проявляющаяся как немотивированная жестокость и деструктивность. Страсти, интегрированные в постоянную структуру личности, могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные страсти, например, такие, как любовь к другому человеку, к живым существам, усиливают ощущение радости жизни, придают ей смысл.
Иррациональные страсти – ненависть, жадность, ревность, зависть, тщеславие – вносят в существование драматический элемент и являются жизнеразрушающим фактором.
Одной из ведущих страстей является склонность к деструктивному поведению. Самой тяжелой его формой является садизм. Сущность садизма составляет страсть к неограниченной власти над живым существом. Цель садизма – заставить это существо испытывать унижение, боль, муку, стать его господином, Богом.
Во всех социальных системах имеются необходимые предпосылки для проявления садистских наклонностей. Общественные иерархии всегда дают возможность высшим властвовать над низшими.
Фромм утверждает, что существуют не только садистские личности, но и садистские цивилизации, активно плодящие преступников. Садистское насилие чаще всего встречается в социальных слоях, получающих мало радостей от жизни, и в первую очередь в угнетенных общественных группах, жаждущих мести и перераспределения власти.
По мнению Фромма, путь к порядку и законности лежит не через ужесточение наказаний, а через создание более гармоничных общественных соотношений.
И вот вибрирует и содрогается мир нового тысячелетия, идет непрестанный поток событий, неожиданных человеческих поступков.
Мы вписаны в свою историю, действуем внутри нее, выступая как воздействующие на ее ход и как испытывающие влияние ее величественного движения.
На этом этапе человечество сталкивается с глобальным вызовом. Мировое сообщество, его интеллектуальная элита и правящие лидеры стремятся осознать этот вызов.
Сейчас формулируется концепция "устойчивого развития",
то что академик Никита Моисеев назвал стратегией человечества.
В ракурсе построения этой глобальной стратегии и идет прогнозный поиск. В центре его находятся те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения сопряженного (коэволюционного) развития Человека и Природы.
Биосфера планеты уже пришла в состояние неравновесия и эта ее нестабильность все более и более усугубляется.
Как восстановить паритет общества и биосферы? Как соотнести экологические, технологические и социальные программы, дабы гармонизировать их в целостном единстве? И как утвердить мир и спокойствие на планете и в каждой стране? Как умерить и вовсе снять социальную напряженность?
Уже ясно, что людям Земли придется уменьшить свои потребительские аппетиты. И в первую очередь чрезмерную гордыню и изнеженную комфортность господствующих элит. Нравится это благоденствующим верхам или нет, но без утверждения справедливости покоя не будет. И главная цель ныне состоит в том, чтобы дать анализ хода и исхода глобальных процессов.
Сегодня все лучшие умы человечества решают глобальную задачу: отстраивание стратегии человечества на ХХI век. Ее еще нет. Она только в наметках.
Жизнь континентов, регионов, стран-государств сейчас соотносится с планетарной шкалой.
Как никогда ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения назревших проблем человечества во имя новой Цивилизации.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь. СПб.: "Норинт", 1998.
2. Философия: Учебник для высших учебных заведений., Ростов нД: "Феникс", 1999.