Зерчанинова Татьяна Евгеньевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель Уральской академии государственной службы.
В условиях перехода к рынку весьма рельефно проявляется тенденция к регионализации социальных процессов. Особую проблему в этом плане представляет организация жизнедеятельности населения в условиях российского Севера. Актуальность этой проблемы детерминирована, с одной стороны, статусом и ролью Севера в социально-экономической жизни России и, с другой стороны, - спецификой природно-климатических, экономических, демографических, этнических и социальных процессов в регионе. Особое значение приобретают процессы социализации и определения дальнейшего жизненного пути молодежи северных городов.
Основываясь на традициях уральских социологов, интенсивно разрабатывающих молодежную проблематику [1], мы провели социологическое ис-следование социальных потребностей молодежи Ханты-Мансийского автономного округа, в частности, города Покачи1, являющегося типичным малым северным городом. В шестидесятые годы на его территории были обнаружены запасы нефти. В 1992 г. поселок нефтяников получил статус города, численность населения которого ныне составляет примерно 15 тыс. человек. До-ля жителей в возрасте до 30 лет превышает 52% от общей численности городского населения, в том числе молодежь 14-29 лет составляет 23, 4 %. Таким образом, объект нашего исследования составляет почти четвертую часть населения города. Среди молодых людей были выделены две основные группы: 1) подростки 14-17 лет, учащиеся старших классов школ и технического лицея, 2) работающая молодежь в возрасте 18-29 лет. В наше поле зрения по-пали и неработающие молодые люди (безработные и домохозяйки), однако эта группа довольно малочисленна в общей выборке.
Рассмотрим, прежде всего, потребность в профессиональном самоопределении учащейся молодежи, неразрывно связанном с проблемой выбора дальнейшего жизненного пути. Следует отметить, что учащиеся школ и технического лицея находятся на различных стадиях профессионального самоопределения: первые еще только определяются со своей будущей специальностью, а вторые уже сделали свой выбор. Каковы же мотивы выбора специальности школьников и учащихся лицея. Оказалось, что в зависимости от мотивов можно разделить респондентов на три группы: Первую составляют те, кто выбрал специальность по совету родителей или по случайным причинам ("чтобы учиться вместе с другом", "специальность можно получить, не уезжая из дома", "по совету родственников, знакомых"). У них к моменту поступления в профессиональное учебное заведение не было внутренней, осознанной потребности в получении образования. Другой вопрос, что она могла появиться в процессе обучения. Таких учащихся - 21% (от числа опрошен-ных). Вторая группа - это подростки, потребности которых в образовании имеют инструментальный характер. Другими словами, человек выбирает специальность потому, что видит в ней средство карьеры, получения более квалифицированной и высокооплачиваемой работы, быстрейшего социального продвижения. Этих учащихся интересует не сам процесс обучения, а его результат (диплом, аттестат). Они составляют 28% от числа опрошенных. Наконец, для третьей группы (51% от числа респондентов) образование оказывается самоцелью, внутренней потребностью, ибо избранная профессия является их призванием. Именно у этой (и только у этой!) группы молодежи действительно имеется подлинная потребность в профессиональном образовании.
Если у наших респондентов превалирует мотив, связанный с выбором специальности на основе призвания, то у студентов и учащихся техникумов и училищ таких городов, как Тюмень, Екатеринбург, доминирует инструментальная группа мотивов. Скорее всего это можно объяснить более молодым возрастом наших респондентов и тем, что большинство из них еще учатся в школе, а не в учреждениях профессионального образования. Они высказываются о своей будущей профессии, о которой еще мало знают, в то время как студенты, тем более выпускники, дают оценки о выборе, сделанном в прошлом.
У учащихся выявлена достаточно четкая установка на продолжение обучения: 90% респондентов (и школьников, и лицеистов) хотели бы учиться дальше, более половины уже определились с конкретными образовательными учреждениями, в которых они будут получать образование. 82% их отметили, что учиться они будут за пределами города, хотя значительная часть предпочла бы обучаться в родном городе, если бы для этого имелись условия. Высказывая пожелания в адрес органов власти относительно решения проблем образования, учащиеся просили открыть филиалы техникумов и ву-зов (25% от числа опрошенных).
Теперь коснемся потребностей, связанных с занятостью и трудом. Представления выпускников о потребностях рынка труда достаточно расплывчаты и противоречивы: каждый пятый респондент не ответил на вопрос о сферах хозяйственного комплекса, в которых в наибольшей степени ощущается недостаток кадров. Те, кто дал ответ на данный вопрос, считают, что сегодня в г. Покачи ощущается недостаток кадров нефтяников (36% от опрошенных), а также программистов и операторов ЭВМ (27, 5%).
Группу респондентов, затруднившихся с ответом относительно спроса на получаемую специальность, составили учащиеся школ, которые еще не определились с будущей профессией. Высокий спрос на избранную специальность чаще других отмечают респонденты, которые хотят быть программистами и операторами ЭВМ. Низкий - отмечают учащиеся, которые хотели бы работать в сфере культуры. Учащиеся технического лицея считают, что уровень спроса на их специальности средний. В целом, у выпускников наблюдается противоречивое сочетание оптимизма (в отношении личных перспектив) и пессимизма (в отношении возможностей трудоустройства по получаемой профессии).
Примечательны данные, касающиеся мотивов будущей трудовой деятельности учащихся. Ответы респондентов на вопрос о факторах, являю-щихся решающими при выборе работы, представлены в таблице.
Судя по данным таблицы, мотивы трудовой деятельности можно раз-делить на три группы: Первая группа включает ценности, определяющие развитие и совершенствование профессионального мастерства работников: содержание специальности, соответствие способностям, знаниям, умениям, возможность самореализации, развитие трудового потенциала, самостоятельность в работе, связь с новейшими технологиями. 21, 3 % ответов наших респондентов связаны с данной группой мотивов. Вторая группа мотивов базируется на социальной значимости получаемой специальности, её роли в
обществе, что замеряется такими индикаторами, как "возможность достичь признания, уважения", "возможность принести пользу людям", "высокий
Основные факторы выбора работы престиж профессии" (27, 2% ответов).
Третья группа мотивов основывается на утилитарной, инструментальной или статусной функциях будущей специальности, что замеряется такими индикаторами, как "возможность получать большие заработки", "занять высокий пост, власть над другими людьми" (51, 5 % ответов). Как видим, эти мотивы определяют поведение большинства будущих работников.
Несколько слов об особенностях трудовой деятельности работающей молодежи. Речь идет о молодых работниках предприятий и организаций г.Покачи, которые имеют небольшой стаж работы и находятся в самом начале трудовой деятельности. Исследование показало, что такие работники довольно мобильны. Большинство из них (62, 6 согласились бы поменять место работы, если бы представилась возможность
Разумеется, кроме образовательных и социально-трудовых потребностей, у молодого человека есть потребности, связанные с проведением свободного времени.
Исследование подтвердило различия в способах проведения свободного времени различными возрастными группами молодежи: у подростков преобладают различные формы общения с друзьями, у более старших доминирует просмотр телепередач. В целом у молодежи г. Покачи наиболее популярны пассивные формы проведения досуга. Так, например, при ответе учащихся на вопрос "В каких учреждениях дополнительного образования Вы занимаетесь?" 37% подростков ответили, что они нигде не занимаются.
Хотелось бы особо выделить тесно связанную с характером использования свободного времени проблему наркомании. Исследование показало, что молодые жители г. Покачи осознают остроту данной проблемы. Из большого перечня вопросов, которые необходимо решать сегодня в городе, на первом месте, по оценкам как взрослых жителей города, так и учащихся, оказалась борьба с распространением наркотиков. Вместе с тем распространена точка зрения, согласно которой наркотики не представляют значительной угрозы обществу, а что касается индивида, то он вправе выбирать свой жизненный путь. Пожалуй, эта позиция доминирует в массовом сознании молодежи. Примерно третья часть респондентов считает, что проблема предотвращения распространения наркотиков зависит прежде всего от самого человека. Как правило, в рекомендациях, которые жители города дают городским властям о путях решения проблемы наркомании, преобладают меры по борьбе с ее последствиями. Только 15-20% рекомендаций связаны с профилактикой распространения этого зла: "занять, заинтересовать молодежь", "улучшить досуг молодежи" и т.п. Проблема наркомании не всегда вычленя-ется как самостоятельная, зачастую рассматривается в общем контексте преступности. Видимо, следует привлечь к ее решению все заинтересованные структуры города - от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования. Предлагается проводить мониторинг по изучению процессов распространения наркомании с целью оперативной корректировки профилактических и реабилитационных мероприятий, а также разработать и реализовать специальную городскую программу профилактики наркомании и медико-социальной реабилитации наркоманов и членов их семей.
Несомненно, молодежь является той социальной группой, от которой во многом зависит будущее рассматриваемого региона. Но однобокое развитие его экономики, ориентированное на нефтегазовый комплекс, нерентабельность производства в других отраслях порождают ситуацию невостребованности существующей системы образования для производства, что негативно сказывается на перспективах молодежи. Многие молодые люди не могут устроиться по полученной во время обучения профессии; тех же, кто устроился, по объективным причинам не устраивают зарплата и условия труда. Структурные преобразования экономики пока мало синхронизированы с происходящими структурными изменениями в сфере образования. В регионе
много мигрантов, что накладывает свой отпечаток на жизнь населения. Одна из важнейших проблем для молодежи - укоренение в местах проживания, преодоление духа "временности" жизни на Севере. Для этого требуется более активная реализация специальных мер по удовлетворению социальных потребностей молодых жителей региона. Основными проблемами, которые необходимо решать в рамках молодежной политики, являются проблемы образования, занятости, досуга и борьбы с наркоманией.
Основные факторы выбора работы
Факторы, влияющие на выбор работы |
В % от числа респондентов |
В % от числа ответов |
Большой отпуск |
14 |
2, 9 |
Хороший заработок |
85 |
18, 5 |
Удобное время работы |
25 |
5, 5 |
Полезность для общества |
27 |
5, 9 |
Надежное место работы |
41 |
8, 9 |
Возможность чего-то достичь |
44 |
9, 7 |
Хорошие товарищи по работе |
24 |
5, 2 |
Интересная работа |
63 |
13, 7 |
Соответствие работы способностям |
16 |
3, 5 |
Возможность продвижения по службе |
27 |
5, 7 |
Ответственная работа |
13 |
2, 9 |
Возможность общения с людьми |
22 |
4, 8 |
Престижная работа |
40 |
8, 7 |
Отсутствие чрезмерного давления |
13 |
2, 8 |
Возможность инициативы |
6 |
1, 3 |
Список литературы
Коган Л.Н., Попов В.Г., Цыпленков В.Л. Социальные проблемы молодежи в начальный период перехода к рыночной экономике. Екатеринбург,
1993; Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 1997;
Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологическое исследование 1998 г. № 12;
Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. Екатеринбург, 1997; Подростки в северном городе. Проблемы реабилитации "трудных". Екатеринбург-Надым, 1997;
Артюхов А.В., Павлов Б.С., Стожаров А.В. Молодежь на Крайнем Севере: проблемы социализации и жизненного самоопределения (на примере городов и поселений Ямало-Ненецкого автономного округа). Екатеринбург - Салехард, 2000.