и эффективности ООПТ для сохранения орнитокомплексов в северной тайге Западной Сибири
Вартапетов Л.Г.
Птицы учитывались на постоянных, но не строго фиксированных маршрутах, без ограничения дальности обнаружения, с последующим раздельно-групповым пересчетом на площадь (Равкин, 1967). Суммарная протяженность учетов птиц, проведенных с 1.06 по 31.08 за период 1974-1991 гг., составила около 3000 км. Для анализа нами использовались среднелетние характеристики населения птиц, усредненные по территории нефтепромыслов, расположенных среди редкостойных лесов, озерно-лесоболотных комплексов и плоскобугристых болот. При этом, поскольку за наименьшую единицу рассмотрения нами принято население птиц ландшафтного урочища, учеты птиц проводились в каждом из них на территории технических сооружений и более или менее ненарушенных естественных участков. Они обследовались примерно в таком же соотношении площадей, в котором были представлены в пределах границ нефтепромыслов. Для сравнения использованы усредненные материалы по ландшафтным аналогам, не подверженным влиянию нефтедобычи (Вартапетов, 1991; Вартапетов, Ливанов, 1995).
Под воздействием нефтедобычи 17 видов птиц перестают встречаться совсем, но появляются 6 новых видов, которые обычно гнездятся севернее. В результате видовое богатство птиц на нефтепромыслах сокращается с 92 до 81 вида, т.е. на 12%. Видовое разнообразие, выраженное показателем Шеннона, уменьшается менее заметно, только на 5%. Биомасса птиц тоже существенно уменьшается (на 26%), в основном, за счет сокращения численности охотничье-промысловых видов. Изменения в ярусном размещении птиц определяются уничтожением части древесно-кустарниковой растительности. Становится больше доля наземных птиц и соответственно меньше - кронников и кустарниковых. Фаунистический состав орнитокомплексов по числу особей претерпевает сходные изменения. За счет сокращения обилия лесных птиц заметно снижается представленность сибирского типа фауны. Доля широко распространенных видов (транспалеарктов) соответственно возрастает. В удовлетворении энергетических потребностей населения птиц существенно увеличивается роль беспозвоночных за счет увеличения обилия трясогузок и некоторых видов куликов. Снижение численности тетеревиных, уток и хищников соответственно приводит к уменьшению значимости в рационе птиц вегетативных частей растений и позвоночных.
Итак, на начальных стадиях освоения нефтепромыслов северной тайги Западной Сибири прослеживается некоторое увеличение плотности населения за счет роста численности некоторых околоводных, лесотундровых и синантропных птиц. Вместе с тем, существенно уменьшается биомасса птиц, их видовое разнообразие и богатство за счет сокращения численности и полного исчезновения большинства охотничье-промысловых видов, хищных и некоторых лесных воробьиных птиц. По-видимому, эта тенденция деградации сообществ птиц при дальнейшем воздействии разработок нефтяных месторождений будет усиливаться, преимущественно за счет продолжения синантропизации орнитокомплексов и уменьшении их видового богатства и разнообразия.
Влияние нефтепромыслов на охотничьих птиц неоднозначно. Оно сводится в первую очередь к снижению численности оседлых и гнездящихся перелетных птиц. Это снижение связано, видимо, с загрязнением, в первую очередь с многочисленными разливами нефти, с созданием сети дорог и фрагментарностью лесных массивов, с фактором беспокойства и бесконтрольной браконьерской охотой. В то же время на нефтепромыслах увеличивается численность водоплавающих на пролете, чему способствует образование техногенных мелководных кормных водоемов, а сочетание их с песчаными насыпями гидронамывов привлекает пролетных куликов. Однако это увеличение кратковременно и не компенсирует уменьшения обилия гнездящихся птиц. В результате суммарное обилие охотничьих птиц в среднем по всем нефтепромыслам уменьшается на 32%, по сравнению с их ненарушенными природными аналогами. Особенно резко снижается численность куриных (на 75%), в меньшей степени - водоплавающих (на 18%) и не изменяется - куликов.
Видовое богатство охотничьих птиц тоже заметно снижается (на 25%, с 20 до 15 видов). Стоимость и особенно биомасса их уменьшаются еще более существенно (на 33 и 45%). В результате следует констатировать, что для подзональной полосы типичной северной тайги Западно-Сибирской равнины запас охотничьих птиц, его биомасса и стоимость с учетом изменений, происшедших только в местах нефтедобычи уменьшаются соответственно на 1,6; 2,2 и 1,6%, что в абсолютном выражении составляет 288 тыс. особей, 175 т и 31 млн. рублей. С учетом оценок зон влияния нефтепромыслов, населенных пунктов и сетей коммуникаций (Великанов, 1988; Покровская, 1988) это уменьшение значительно сильнее и составляет около 11% запаса и стоимости охотничьих птиц и 15% их биомассы, а в абсолютном выражении потери оцениваются в 2 млн. особей, 205 млн. рублей и 770 т.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ), функционируя как единая сеть природных резерватов, должны обеспечивать решение главных задач охраны птиц. К числу таких задач следует в первую очередь относить поддержание и восстановление численности всех редких и исчезающих, а также и охотничье-промысловых видов птиц, и сохранение биологического разнообразия орнитокомплексов на достаточно высоком уровне, препятствующем их деградации в результате антропогенного воздействия. С целью выяснения эффективности функционирования отдельных резерватов и их совокупности для решения этих задач был проведен сравнительный анализ орнитокомплексов ООПТ. Для этого в табл. 1 приводятся обобщающие показатели, которые отражают как продукционные возможности сообществ (суммарное обилие и биомассу птиц), так и их богатство и насыщенность (число встреченных и редких видов). Учитывая, что эти показатели характеризуют разные свойства сообществ и изменяются как независимо, так и взаимосвязанно, мы выделили общий критерий биоценотической значимости орнитокомплексов, по которому можно проводить их сравнение.
В качестве такого критерия использовалась биосферная ценность сообществ птиц. Необходимость ее применения определялась тем, что население птиц, наряду с хозяйственной стоимостью, которая обычно рассчитывается как выгода от эксплуатации ресурса, имеет биосферную или ресурсную в широком смысле ценность, поскольку поддерживает стабильность биоценозов и рассматривается как информационный, генетический, эстетический и другие виды ресурсов. Эта ценность рассчитывалась по стоимости восстановления численности животных, пострадавших от хозяйственных воздействий или экологических нарушений, которая приводится в "Официальных таксах возмещения ущерба от незаконной добычи или уничтожения животных без использования" (Шкала ... , 1993; Приказ ... , №126, 1994;). Подобные расчеты широко апробированы и использовались для выполнения экологических экспертиз, хозяйственных проектов и оценки биосферной ценности животного мира, в том числе населения птиц на многих обширных территориях (Равкин, 1995; 1997).
Результаты сравнения орнитокомплексов ООПТ сводятся к следующему. Наименьший по площади Березовский заказник, где имеется лишь пойменный тип ландшафта, характеризуется минимальным числом встреченных видов. Наибольшие показатели видового богатства характерны для разнородных в ландшафтном отношении и самых обширных резерватов - Куноватского заказника и Верхне-Тазовского заповедника. Число "краснокнижных" и всех видов птиц имеет слабую тенденцию к снижению в восточном направлении, что отмечалось нами для населения птиц северной тайги (Вартапетов,1998). Биосферная ценность всех птиц определяется продуктивностью ландшафтов и площадью резерватов. Например, в Верхне-Тазовском заповеднике, имеющем малопродуктивные для птиц экосистемы с преобладанием редкостойных лесов, этот показатель только в 2-2,7 раза больше, чем в остальных резерватах с более продуктивными сообществами, тогда как его площадь соответственно в 3-14 раз больше.
Запас и биосферная ценность промысловых птиц в разных резерватах близки, несмотря на различия в площади. Причина заключается в том, что меньшие по площади природный парк "Нумто" и осо
Наряду с индивидуальными оценками значимости резерватов птиц, необходима их общая оценка, как системы ООПТ, которая приводится в нижней строке рассматриваемой табл. 1. Так, занимая лишь 2,8% площади северной тайги, ООПТ поддерживают существование 85% всех видов птиц и 16 из 18 редких видов, отмеченных в этой подзоне, что следует считать достаточно высоким показателем. По биосферной ценности всех и охотничье-промысловых птиц на единицу площади резерваты превосходят аналогичные показатели для всей подзоны, что позволяет рассматривать систему ООПТ, как в некоторой степени поддерживающую биологическое разнообразие северотаежных орнитокомплексов. Этому способствует и относительно равномерный охват системой резерватов провинциальных, ландшафтных и геоморфологических различий территории западносибирской северной тайги.
Несомненно, что для более эффективной охраны природных комплексов, в том числе сообществ птиц, и для поддержания их экологической устойчивости требуется расширение сети ООПТ. Необходима скорейшая организация системы мониторинга птиц на базе всех существующих резерватов. Целью такой системы мониторинга должна стать детальная оценка современного экологического состояния населения птиц, прогноз его изменений и разработка мер предотвращения наиболее нежелательных последствий антропогенной трансформации орнитокомплексов. К сожалению, такая трансформация уже происходит на площадях, намного превышающих ООПТ (Покровская, 1988; Вартапетов, 1990, 1991; Вартапетов, Ливанов, 1995; Юдкин, Вартапетов, Козин, 1996; Вартапетов, Юдкин, 1998). Под воздействием нефтегазового комплекса ценность ресурса охотничье-промысловых птиц сократилась на 11%, а ООПТ обеспечивают сохранение лишь 5% их биосферной ценности. Поэтому для обеспечения эффективного сохранения ресурсов птиц в качестве меры, компенсирующей негативное воздействие нефтегазового комплекса, требуется увеличить площадь ООПТ в 2,2 раза, т.е. довести от существующих 2,8% до 6,2 % территории западносибирской северной тайги.
Таблица 1
Обобщающие показатели населения птиц особо охраняемых природных территорий (ООПТ) северной тайги Западной Сибири
Название ООПТ | Площадь ООПТ (тыс.га) | На территорию ООПТ | На 1 км2
|
||||||
Всех птиц | Охотничье-промысловых птиц | Всех птиц | |||||||
Встречено видов: | Биосферная ценность, млн. руб. | Запас, тыс. особей | Биосферная ценность, млн. руб. | Плотность населения, особей | Биомасса, кг | Биосферная ценность, тыс. руб. | |||
всего | "краснокнижных" | ||||||||
Березовский заказник | 45 | 109 | 13 | 12 | 62 | 3,1 | 989 | 136 | 27 |
Куноватский заказник | 220 | 147 | 15 | 17 | 54 | 2,7 | 272 | 32 | 8 |
Националный природный парк "Нумто" | 150 | 120 | 11 | 13 | 60 | 3 | 255 | 50 | 8 |
Верхне-Тазовский заповедник | 630 | 138 | 10 | 32 | 77 | 3,9 | 237 | 13 | 4 |
Все ООПТ | 1045 | 183 | 16 | 74 | 253 | 12,7 | 279 | 28 | 6 |
В целом (в среднем) по северной таге | 37200 | 215 | 18 | 1874 | 5600 | 254 | 367 | 28 | 5 |
Доля ООПТ, в % | 2,8 | 85 | 89 | 4 | 4,5 | 5 | 76 | 100 | 120 |
Список литературы
Вартапетов Л.Г. Влияние нефтепромыслов на численность охотничье-промысловых птиц (на примере северной тайги Западной Сибири) // Экологические и экономические аспекты охраны и рационального использования охотничьих животных и растительных пищевых ресурсов Сибири. - п.Шушенское, 1990. - С. 14-16.
Вартапетов Л.Г. Сообщества птиц нефтепромыслов северной тайги Западной Сибири // Орнитологические проблемы Сибири. Тез. докл. конференции. - Барнаул, Изд-во АГУ, 1991. - С. 165-166.
Вартапетов Л.Г., Ливанов С.Г. Воздействие урбанизации и нефтедобычи на население птиц северной тайги Западно-Сибирской равнины // Вопросы орнитологии. Тез. докл. к V конференции орнитологов Сибири памяти Э.А.Ирисова. - Барнаул, 1995. - С. 148-151.
Вартапетов Л.Г., Юдкин В.А. Воздействие нефтедобычи и урбанизации на сообщества наземных позвоночных // Успехи современной биологии. Т. 118, вып. 2, 1998, с. 216-226.
Великанов Г.Б. Использование и охрана лесных ресурсов в зонах влияния разведки месторождений и строительства объектов добычи нефти и газа // Экология нефтегазового комплекса. - М., 1988. - С. 165-166.
Покровская И.В. Влияние развития нефтегазового комплекса на состояние водоплавающей дичи в Ямало-Ненецком автономном округе // Экология нефтегазового комплекса. - М., 1988. - С. 205-207.
Приказ Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 126 от 04.05.1994 г. Официальные таксы возмещения ущерба от незаконной добычи или уничтожения животных без использования.
Равкин Ю.С. К методике учета птиц лесных ландшафтов // Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. - Новосибирск: Наука, 1967. - С. 66-75.
Равкин Ю.С. Опыт оценки ущерба животному миру при экологической экспертизе проектов // Экономика сохранения биоразнообразия. - М., 1995 С. 214-222.
Равкин Ю.С. Принципы и порядок расчета стоимостной оценки ресурсов наземных животных и ущерба, наносимого им хозяйственной деятельностью // Охрана живой природы. Проблемы контроля за состоянием ООПТ и возмещения ущерба. - Нижний Новгород, 1997, Вып. 3 (8). С. 56-61.
Шкала гражданских исков, предъявляемых к организациям и лицам в возмещение ущерба, причиненного государственному охотничьему фонду. Утверждено первым заместителем министра сельского хозяйства Российской Федерации 2 июля 1993 г.
Юдкин В.А., Вартапетов Л.Г., Козин В.Г. Изменения населения наземных позвоночных при освоении нефтяных и газовых месторождений на севере Западной Сибири //Сиб. экол. журн. - 1996. - Т. 3, № 6, с. 573-