Некий чиновник от туризма заявил во всеуслышанье на одной из коллегий Комитета по туризму и физической культуре администрации Иркутской области: "О чем вы говорите, какой экотуризм в Монголии?! Там один сифилис!"
Невежество в отношении Монголии, к сожалению, действительно характерно для большинства россиян.В России существует несколько стереотипов о Монголии.. Один из самых распространенных - это представление о том, что Монголия - это сплошная степь и пески. На самом деле Монголия -- страна природных контрастов. Уже подлетая к Улан-Батору на самолете видишь горы, покрытые лесом - возле самого аэропорта находится горный массив Богдо-ула. Это старейший в мире государственный заповедник, где можно увидеть стада благородных оленей в сотни голов, где бегают тарбаганы, лисы и кабаны (это - иллюстрация к вопросу о "нужности" и ненужности национальных парков). Другой пример - в 80-ти км от столицы находится местность Тэрэлж. Вершины Горхи здесь с севера, где поположе, поросли лиственницей, березой, кедром, сосной, бузиной. Олени, медведи, волки, рыси, лоси, кабарга населяют эти леса. Богат и мир пернатых: грифы, орлы, луни, турпаны, журавли...
Все это привлекает туристов из-за рубежа. И все-таки большинство из них мечтают побывать в Гоби. Но в Монголии имеется 33 Гоби. Дело в том, что словом "говь" монголы называют любую безводную и бесплодную местность. Гоби расположены в южной части страны и занимают около 30% территории страны и представляют собой местность с горами, саксауловыми рощами, степями, источниками.
Собственно барханные пустыни занимают не более 3% их территории. Особенно грандиозны барханы Хангорын-Элс, что спрятались среди хребтов горного массива Гурван-Сайхан. Их гряда протянулась с запада на восток почти на 200 км
Не слишком пригодные для жизни людей, Гоби сохранили богатый животный мир: горные бараны-аргали, козероги-янгиры, снежные барсы-ирбисы, рыси, куланы - дикие ослы, различные антилопы: дзерены, джейраны, сайгаки...- Только здесь сохранился дикий верблюд-хавтгай, редчайший гобийский медведь-мазалай. Множество различных грызунов, водятся ушастые ежи, черепахи, змеи, хищные птицы, а также степные куропатки-копытки, дрофы, саджи - именно это все и называется биоразнообразием.
А биоразнообразие является главным составляющим ресурсов экотуризма. С этим в Монголии все в порядке. Не выходя из автомобиля в этой стране можно фотографировать лебедей, журавлей-красавок, а если повезет, то и дрофу, антилоп-дзеренов, горных козлов-янгиров (это все - из личного опыта...).
Одно из самых посещаемых туристами мест Гоби - горы Гурван-Сайхан. Их самая высокая точка, Тахилгат, возвышается над уровнем моря на 2846 метров. Гурван-Сайхан - это складчатая скалистая гряда, массив, изрезанный ущельями, по дну которых текут речки и родники. Здесь предполагается создать диназавр-парк. И здесь действительно ощущаешь себя перенесенным на миллионы лет назад. Помогают совершить путешествие во времени такие фирмы, как, например, "Мондискавери-тур", "Жуулчин-Гоби", готовые предоставить туристам джипы, ездовых верблюдов или верховых лошадей и на 5-6 дней "погрузить" туристов в мир, где забываешь о цивилизации.
Можно еще говорить о Хангае, Гобийском Алтае, озере Хубсугул и системе Великих озер на границе с Тувой. О возможностях для экологического туризма, о турах для тех, кто интересуется ламаизмом - северным ответвлением буддизма. Важнее, мне кажется, рассказать о том, на основе чего строится сегодня индустрия туризма в Монголии, на какой материальной базе?!
Материальной основой развития экологического туризма в этой стране является национальное жилище - войлочная юрта (гэр).За много веков кочевым народом конструкция гэра отработана до мелочей и освящена традициями, правилами. В нынешнем виде гэр существует примерно с XVII века.
И сегодня гэр остается самым экономичным видом жилья. Его вес составляет около 240 кг, что позволяет перевезти гэр на одном верблюде. Прочный и пористый войлок позволяет использовать монгольскую юрту для размещения туристов даже в конце сезона, да и зимой, при необходимости, тоже. Кстати, некоторые монгольские турфирмы в дополнение к традиционным железным печкам начали использовать японские и южнокорейские керосиновые обогреватели, что резко повысило комфортность проживания в холодное время года. С учетом того, что гэр легко перевозится, быстро ставится практически в любом месте, неудивительно, что его повсеместно используют для приема туристов. И даже самые избалованные комфортом из них не отказывают себе в удовольствии немного пожить в такой своеобразной гостинице. К моменту солнечного затмения в марте 1997 года монгольскими турфирмами из юрт был за пару недель построен целый туристский комплекс недалеко от российской границы. Сразу после завершения события от него не осталось и следа. Из юрт за пару дней возводили кемпинги для участников, гостей и обслуживающего персонала "Camel Trophy 97" на озере Хубсугул и в Кара-Коруме. Использование юрт сводит, практически, к нулю расходы по их зимнему хранению и содержанию, что выгодно отличает их от наших байкальс
Классическим примером использования юрт для нужд туризма можно считать кемпинг "Чингиси орго" ("Ставка Чингис-хана"), который расположился совсем рядом с аэропортом Улан-Батора, в небольшой долине, прорезающий горный массив Богд-Ула, о котором мы писали выше. Этот кемпинг возник благодаря кино; снимая фильм "Чингис-хан" японцы заказали монгольским мастерам точные копии метательных орудий, повозок и юрты, внешний и внутренний вид которых полностью соответствовал описанию ставки Чингис-хана. В итоге была сооружена достаточно достоверная копия этой ставки. После завершения съемок фильма в результате каких-то маневров все это хозяйство досталось фирме "Цаган шонхор" ("Белый сокол"). Молодые энергичные ребята смогли в короткий срок превратить этот комплекс в престижное место отдыха не только иностранных туристов, но и местных коммерсантов и предпринимателей, дипломатов. Сюда привозят самых высоких гостей. Так, в сентябре 1995 года в этот кемпинг привозили жену бывшего президента США Хиллари Клинтон, которая посещала Монголию, возвращаясь с Всемирного Конгресса женщин в Пекине.
Кемпинг "Чингис-хан" - довольно монументальное сооружение. Выложенные камнем дорожки, небольшой современный санитарный комплекс с благоустроенным туалетом, с душем. Рестораном на 20-30 посадочных мест служит самая большая юрта, украшенная изнутри 80-ю шкурами снежных барсов-ирбисов (это зрелище не для "зеленых"...), а также шкурами рысей и волков. Под бар используется юрта поменьше, но стоящая на большой платформе на колесах (в такие повозки, служившие для перевозки жен Великих ханов, запрягали несколько десятков быков).Конечно, "Чингиси орго" - это уже недвижимость. Но оперативно раскинуть небольшой комплекс из 3-4 юрт можно в любом месте страны, арендовав их на месте или привезя с собой на грузовике.
Какие возможности это открывает для развития туризма - видно на примере озера Хубсугул. Там еще в 1997 году существовало всего 3 турбазы, а сегодня их уже 12-14. Они расположились на южном побережье на протяжении 35-40 км от поселка Хатгал, зачастую вплотную соседствуя друг с другом. Структура такой базы достаточно проста - деревянный дом, используемый как административное здание и ресторан, санитарный блок (впрочем, не на каждой базе) и главное - юрты, от 3-4 до 15-20.В каждой юрте 4 спальных места, средний коэффициент загрузки -0.6, а средняя стоимость туродня (одного дня проживания), включая трехразовое питание -25$ т.е. каждая юрта дает около 60$ в день. На старейшей (и самой уютной) хубсугульской турбазе "Тойлогт" - 20 юрт. Вот и прикиньте, сколько имеет от него турфирма "Хубсугул-трэвел" за 2 месяца активной эксплуатации… Почему бы нам на Малом море не делать то же самое? Почему бы у нас, например, Ольхонскому району не развивать у себя производство юрт, не сдавать их в аренду туристским фирмам, сохраняя тем самым берега Байкала от хаотичной застройки нерентабельными разнокалиберными кемпингами?
Турбазы на основе юрт возникают в Монголии как из под земли. Там, где еще два года назад мы не видели даже местных жителей, сегодня можно встретить японцев, американцев, австралийцев и т.д.Их привлекает возможность увидеть собственными глазами и удивительную природу, и сохранившийся со времен Чингис-хана традиционный жизненный уклад.
В Монголии действуют совместные туристские предприятия с англичанами, со швейцарцами, с представителями других наиболее развитых западных стран. Они оценили уникальные возможности гэра для организации экологического туризма и активно используют юрты, с их помощью в Монголии развивается рафтинг (сплав по рекам на плотах), они завозят каяки и каноэ на Селенгу, Орхон и другие реки; американец Кент Мэйдин продает рыболовные туры в истоках Каа-Хема (Енисея) - на месте слияния рек Шишигд-Гол и Тенгиз-Гол, где обеспечивает самый престижный трофей - тайменя. А ведь еще пару лет назад до российских водных туристов-экстремалов в тех местах никого из иностранце не бывало! Иностранным туристам предлагаются конные туры, горные велосипеды, путешествия на верблюдах. В Монголии все больше горных туристов, на озера Орог-нуур, Хара-Ус-нуур, Бон-Цаган-нуур и др. приезжают группы орнитологов, популярны туры "off-road" - по бездорожью, на Хубсугуле уже плавает туристский катер, а на очереди другие… В сферу туризма Монголии идут реальные инвестиции, для обслуживания туристов привлекаются местные жители (особенно развита услуга сдачи в аренду лошадей) - короче, в этой стране очевидно туризм становится одной из наиболее прибыльных отраслей народного хозяйства. И нам надо учиться туризму у монголов, формировать совместно с ними единое туристское пространство. Хотя, откровенно говоря, нам это нужно больше, чем монголам. Хотя бы потому, что ресурсов экотуризма у нас, по сравнению с Монголией, меньше…
Владимир Бережных, директор негосударственного учреждения "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ", специалист по экотуризму